Специфика русского романтизма.
Романтизм как новое направление рус.лит зарождается и формируется постепенно. Романтич.тенденции можно подметить в различных явлениях рус.лит к18 и н19в.
Очень ощутимы западноевропейские мотивы, ведь здесь романтизм начался раньше.
В европейских литературах романтизму предшествовал период предромантизма ( «бури и натиска»). Иногда ставят знак равенства между сентиментализмом и предромантизмом. Середина 18 века – зарождение предромантизма в западно-европейской литературе. Исследователи полагают, что была два русских сентиментализма. Первый-который достиг расцвета в творчестве Радищева, второй-в творчестве Карамзина. Кроме того одним из источников руск.романтизма была не только лит, но и сама жизнь. Огромные потрясения, вызванные революционным переходом от феодализма к капит.
Общая характеристика русского предромантизма представлена течениями:
· Гражданский предромантизм: Радищев, Фонвизин, Державин, ранний Крылов
· «Карамзинизм»: Карамзин, Херасков, Капнист, Муравьев, Дмитриев
Общая Характеристика русского предромантизма:
· Центральной проблемой обозначена проблема личности и индивидуальности
· Отменяли культ общего во имя культа частного
· Отказались от видения в мире схемы понятий, увидив в нем живые человеческие жизни и переживания
· Поняли действительное как конкретное и индивидуальное и увидиле бытие через призму общечеловеческих ценностей в том числе и народных.
Гражданский предромантизм | «карамзинизм» |
Демократичность, политический радикализм и даже революционность | Либеральность и аристократичность |
Требовали свободы личности от политического и социального гнета, провозгласив человека высшей ценностью в мире в его индивидуальном развитии; требовали свободы самоопределения народа, заявив право на его национальное своеобразие, как в политическом, так и в культурном и эстетическом аспектах жизни | Заостряли внимание на жизни личности, во имя ее внутренней духовной, моральной свободы, якобы не нуждающейся в юридическом или экономическом оформлении, а проблему национальной идентичности пытались решать в рамках консервативного традиционализма. |
В заподноевропейский романтизм явился откликом на французскою буржуазную революцию. В России облик романтизма начинает меняться после 1825 года в сторону политичности.
Большинство исследователей выделяют две ветви русского романтизма:
(Это связано с началом 19 века и касается поэтов допушкинской поры, так как в творчестве Пушкина и последующих эти две ветви объединились(кондеминировались)
· Революционный(гражданский)романтизм-активный, связан с творчеством поэтов-декабристов: Бестужев, Рылеев, Одоевский, Кюхельбекер.
· Элегический(психологический, созерцательный)романтизм-пассивный:Жуковский, Батюшков, Козлов.
Художественное открытие русского романтизма, создание новых образов и средств выражения, таковы основные заслуги романтиков. Романтики обращались к прошлому, впитывали его дух, опыт и во многом подготовили базу для реалистов.
Основные концепты русского романтизма:
-Открытие народности, как основополагающей идеи. Этому открытию предшествовали поиски национальной самобытности. Романтики сделали акцент на трех сферах жизни и воспринимали их как источники вдохновения: национальная история, национально-освободительная борьба, которые постепенно становятся ведущими темами романтической поэзии и прозы; народное поэтическое творчество, стимулирвовшее развитие былинно-сказочных и песенных жанров с использованием народных преданий; психологическое бытописание(национальный быт и нравы в их нравственно историческом и этнографическом освещении).Романтизм начинает изменяться в связи с событиями 1812 года и развитием декабризма, обращение романтиков к русской истории, приобретает особое значение. Прояснилась также и художественная задача, которую поставили перед собой романтики. А имеено: создание особого языка, передающего дух народа и историческую эпоху в ее субъективном восприятии: К.Ф.Рылеев «Думы», «Войнаровский». Романтики с особой тщательностью стремились воссоздавать исторический колорит времени. Жизнь чувств изображалась на фоне исторических событий. Доминирующим является патриотический вид пафоса
-Стихия устного народного творчества. Под влиянием фольклора создаются прозаические и поэтические произведения и вырабатывается романтичская эстетика. Романтики открыли эстетическую ценность фольклора в контексте художественной литературы, обнаружив в нем не только материал, подходящий в качестве арнамента, но и целую идейно-эстетическую концепцию. В русском романтизме эта тенденция имела особое значение. В поэзии появляются национальные темы, сюжеты, жанры. Национальная история «сливается» в романтическом сознании с народными легендами и сказками, придающими особый калорит историзму романтиков