Билет 7. Возникновение русского романтизма.

Романтизм - это художественное направление, которое возникает в начале XIX

в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века

Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великаяфранцузская буржуазная революция. Как это стало возможно?До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждыйчеловек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества,новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувствоодиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому- то повезет, акому- то нет. В эту эпоху возникают и приобретают огромную популярностьазартные игры, в всем мире и в частности в России возникают игорные дома,публикуются руководства по игре в карты.В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой.Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок”Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное - это цветарулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки”Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - это игрок, он играет с жизнью и судьбой., ведь тольков игре человек может почувствовать силу рока.

Первая половина XIX в. в России отмечена мощным подъемом культурыво всем ее многонациональном разнообразии. Свое проявление он находит прежде всего в успешном развитии философии, литературы и научной мысли. Причины подъема – в прогрессивном воздействии идей Просвещения, в событиях Отечественной войны 1812 г., в смелом, патриотически воодушевленном выступлении дворянских революционеров-декабристов. Острота положения в общественной жизни побуждала передовую интеллигенцию к борьбе за демократические преобразования, за свободу труда, мысли и творчества.
Велика зависимость культурного подъема и от многих экономических перемен в стране. Россия встала на путь развития буржуазных отношений. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзиюМ. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

В России оно было связано с борьбой защитников феодально-крепостнического строя с представителями возникающего революционно-освободительного движения. В такие моменты обострения классовой борьбы особенно остро ощущается неудовлетворенность настоящим, современной действительностью. Эта неудовлетворенность порождает мечты о должном, о желанном. Писатель-романтик стремился уйти от современности в прошлое или будущее или, если он изображал настоящее, он противопоставлял ему своё представление о желаемой действительности. Но это желаемое, то, что хотелось бы видеть в жизни, представлялось писателям-романтикам (в зависимости от их убеждений) по-разному. Поэтому в романтизме, прежде всего, различают два основных течения – консервативное (реакционное) и прогрессивное. Романтизм прогрессивныйустремлен в будущее, полон освободительных идей, связан с борьбой за свободу и счастье людей. У нас идейное содержание прогрессивного романтизма наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов (Кондратий Рылеева, А. Одоевского, А. Бестужева и др.), в ранних поэмах Пушкина и у Лермонтова (в Англии – Байрон, во Франции – Гюго, в Германии - Шиллер, Гейне).Представителиконсервативного романтизма брали сюжеты своих произведений преимущественно из прошлого, обращались к старине, с ее бытом и преданиями, особенно к средневековью (когда верили во все чудесное), или предавались грезам о каком-то загробном мире. Консервативные романтиков ясно выступала личность поэта, его переживания; 3. романтики уводили читателя от общественной борьбы в мир воображения, мечтательности. представителем такого романтизма был у нас Жуковский.Основные черты романтизма: 1. борьба против классицизма, за свободу творчества; 2. в произведениях характерен интерес к народному творчеству (в нем они видят свободное поэтическое творчество народа); 4. романтические произведения отличаются красочностью языка (широко применяются средства худож выразительности). Лотман показал, что основные черты романтизма характеризуются действованием, соединенным с «витийством» и «разговорчивостью»; резкостью и прямотой суждений, безапелляционностью приговоров; слиянием «игрового» и «серьезного» отношения к жизни, независимостью поступков от обстоятельств, «литературностью» и «театральностью» общения, пренебрежением к конспирации, высокой рыцарственностью. Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло".Новый этап развития романтизма в России начинается после восстания декабристов. Особую роль в русской романтической поэзии играет М.Ю.Лермонтов - прямой наследник Пушкина и декабристов, поэт своего поколения, "разбуженного пушечными выстрелами на Сенатской площади" (А.И.Герцен). Его лирику отличает бунтарский, мятежный характер. Его произведениям присущ острокритический взгляд героя на современность, тоска по идеалу и "пламенная защита человеческих прав авободу"(В.Г.Белинский).Западноевропейский и русский романтизм взаимопроникали друг в друга и взаимообогащались в этом процессе. Особо значимым в это время становится развитие литературного перевода и значение деятельности Жуковского как переводчика и популяризатора шедевров европейской литературы



Наши рекомендации