Своеобразие художественного мира А. Ахматовой.
Анна Андреевна Ахматова — величайшая поэтесса «серебряного века». Современники признавали, что именно Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов». До Ахматовой история знала много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Именно она впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины. Отн-е А. к культуре слишком личное и глубокое. « Ахм-ва_ поэт боли» (Быков)(боль для нее источник поэзии).
А. считала себя последователем Пушкина,написала книгу поэтч. эссе,образ Пушкина входит в ее лирику(«Смуглый отрок бродил по аллеям…»),ее стихи восходят к традиции Державина,с Блоком Ахматову роднит интерес к мелодизму.Лир.героиня А. обладает гордыней,но вместе с тем она чаще жалуется,чем проклинает.Она обладает даром молчания,она способна умолкать на полуслове
Основные сборники: «Вечер» (1912), «Четки» (1914) и «Белая стая» (1917). «Подорожник», «Анна Домини»
Основные черты ахматовской поэтики сложились уже в первых сборниках.В «Вечере» название ассоц-ся с пограничным состоянием конца.Образ боли создает мелодраматизм,пограничное состояние между жизнью и смертью,встреч и разлук,трагичность. В 1ом сборнике появл тема любви,но она всегда драматична,нередко трагична.(глобальное открытие,что тему любвиоткрывает глазами женщины) Пр-р: «Сжала руки под черной вуалью…!(все стих-е сводится к воссозданию,когда-то пережитого,но с др стороны это реальная история,героиня ощущает зависимость от слов героя) Это сочетание недосказанности «с совершенно четким и почти стереоскопическим изображением», выраженность внутреннего мира через внешний, сочетание взглядов мужских и женских, детальность, романность, конкретность образа.
В «Четках» (1914) этим сборником зачитывались,он был прочитан как интимный дневник,А. разрабатывает романный сюжет. Стих-я часто завершаются неувязкой,сдвигом,А. создает образ предела,конца,пограничная ситуация м/у жизнью и смертью,любимый цвет – черный.Ее эпитеты создают образ тяжести,бедности,неяркости(стоптанные каблуки,неяркий коврик). Сб. «Белая стая» хар-ся чувством истории.Здесь звучат эпические мотивы: верность судьбе,Росси,появл мотивы совести,поколеня. Видим ощущение того,что героиня присутствует в мире истории.Важную роль играет в сб-ке тема творчества,появляется образ поэта,образ музы. Творчество понимается как духовная сила,перекрывающая страшные черты эпохи,истории. Сб-ках «Анна Домини» и «Подорожник» дает новый взгляд на мир,здесь выдвигается новая ценность:жизнь простая,земная.В «А.Д.» выступает как сложившийся поэт. Центр.темы - любовь,творчество,революция.Три части сборника дают возм-ть понять истоки циклизации зрелой лирики. Личность обретает новый хар-р:это сильная личность с мужественным взглядом на мир. Появл-ся тема современности,кот-я врастает в центральные мотивы времени,истории,памяти,судьбы.Лирику Ахматовой часто сравнивали с дневником. Подлинные дневники - это хронологически последовательное изложение событий. «В ахматовском рассказе-откровении запечатлены этапные моменты длящихся отношений «я» и «ты» - сближение, близость, расставание разрыв, - но они представлены вперемешку и во многих повторениях (много первых встреч, много последних), так что выстроить хронику любовной истории попросту немыслимо».
Начало творчества Ахматовой связано с Царским Селом, где прошли ее юные годы. Она почти физически ощущала присутствие юного Пушкина в «садах Лицея». Он стал в ее поэзии и судьбе путеводной звездой, он незримо присутствовал в ее стихах. С Пушкиным Ахматова как бы вступает в «особые, именно жизненно-литературные отношения».
Ахматову роднит с Пушкиным понимание фатальной трагичности пути русского поэта. На протяжении всей жизни она постоянно будет возвращаться к его судьбе, а в страшном 1943 году напишет в стихотворении «Пушкин»:
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..
Своей поэзией Ахматова, как и Пушкин, показала путь поэта, но поэта- женщины. Этот трагизм был заявлен уже в раннем стихотворении «Музе», где она писала о несовместимости женского счастья и судьбы творца:
Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд ее ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.
Творчество требует полной самоотдачи поэта, поэтому «Муза-сестра» отнимает знак земных радостей — «золотое кольцо».
Трагизм ее героини усугубляется еще и тем, что мужчина не понимает, не принимает женщины-поэта:
Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине — нелепость…
Мужчина не может вынести силы и превосходства женщины-поэта, он не признает в ней творческого равноправия. Отсюда — мотив убийства или попытка убийства любимым ее песни-птицы. В сборнике «Четки» она пишет:
Углем наметил на левом боку
Место, куда стрелять,
Чтоб выпустить птицу — мою тоску
В пустынную ночь опять.
Начавшаяся в 1914 году первая мировая война наложила отпечаток на все творчество Ахматовой. Она, прежде всего, изменила суть ахматовской Музы («Все отнято: и сила, и любовь...»):
Веселой Музы нрав не узнаю:
Она глядит и слова не проронит,
А голову в веночке темном клонит,
Изнеможенная, на грудь мою.
В стихах о трагическом времени русского XX века, о его войнах и революциях ахматовская Муза все настойчивее заявляет о себе не как «я», а как «мы», видя себя частью поколения. В стихотворении «Все расхищено, предано, продано...» голос лирической героини звучит теперь голосом поэта земли Русской, общим голосом поколения:
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?
Ее Муза становится народным воплощением общенациональной скорби: «дырявый платок» Музы, плат Богородицы и высокое самоотречение Ахматовой слились в «Молитве», написанной в Духов день 1915 года:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Трагично сложилась судьба Ахматовой в послереволюционные годы: она пережила гибель мужей от рук режима, репрессию сына, погибли в лагерях ее лучшие друзья... Бесконечный список потерь. Жизнь в те годы увенчала ее Музу венком скорби. Ахматова создает цикл стихов «Венок мертвым», посвященный памяти тех, кто не выдержал пыток режима, своим друзьям-поэтам О. Мандельштаму, М. Булгакову, Б. Пастернаку.
Ахматовская Муза в те годы становится национальным голосом вдов, сирот и матерей, который достигает вершины в «Реквиеме».
Стихотворение «Мужество» звучит как клятва от имени всего народа:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет...
Ахматова стала голосом своего времени, она мудро, просто и скорбно разделила судьбу народа. Она остро ощущала свою принадлежность двум эпохам — той, что ушла, и той, что царствует.
Стихотворения Ахматовой — всегда один миг, длящийся, незавершенный, еще не разрешившийся. И этот миг, горестный он или счастливый, — всегда праздник, так как это торжество над повседневностью. Ахматова сумела соединить в себе эти два мира — внутренний и внешний, — связать свою жизнь с жизнью других людей, принять на себя не только свои страдания, но и страдания своего народа. Ее Муза не прячется в комнатный шепот, а рвется на улицу, на площадь, как некогда некрасовская «Муза мести и печали»:
Не лирою влюбленного
Иду прельщать народ —
Трещотка прокаженного
В моей руке поет.
Хотя во время лихолетья гражданской войны Ахматова почти перестала писать, в 1921-1922 годах «вдохновение ее снова забило мощной струёй». В начале 20-х выходят книги «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI» («Лета Господня 1921»). Но в 1923-м наступает резкий спад, и затем Ахматова пишет стихи лишь изредка, доставляя себе заработок нелюбимой переводческой работой. С вершин славы она была низвергнута сразу в полное поэтическое небытие. Ее стихи, как считала Ахматова, были запрещены «главным образом за религию». Под дамокловым мечом, без каких-либо контактов с читателем, в бедности Анне Ахматовой, добровольно оставшейся после революции на родине, было суждено прожить десятилетия.
Маяковский принадлежал к самой радикальной группе футуристов-кубофутуризм.Футуризм – (от лат. futurum – будущее) – лит. направл-е модернисткого иск-ва, возникшее в нач. 10-х гг. 20 в. Отличается крайней разнородностью состава участников и группировок и включает в себя: эгофутуризм, кубофутуризм, «Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Лирень», «-410» «Тв-во», фут-сты «Вне групп». Общ. черты тв-ва футуристов – связь с изобразит. иск-вом (Филонов, В. и Д. Бурлюки, В.Маяковский, худ-ками из объединений «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи»). Эстетич. программа фут-стов – созд-е сверхиск-ва, преобразующего мир. Идея романтического бунтарства у раннего Маяк-го связана с проблемой богоборчества, разрушительный пафос, антиэстетизм Бурлюка Д., заумь А.Крученых и речетв-во Хлебникова создавали иск-во, выражающее драматич. размах эпохи.
М. орет, как тысячеголосая глотка. М. даровит, мастер кованого дерзкого стиха. М. – поэт яркого таланта. М. – бунтарь и революционер. Революция – его родная стихия. Он выразил чувство времени. Трагедия М. в любви к Ленину. «В.И.Ленин». М. – создатель камерной поэзии.
1 этап тв-ва – дооктябрьский период, 10-е гг.
2 этап – 20-е гг. («Клоп», «Баня»).
Рита Соломоновна Спивак: рассматривает дооктябрьскую лирику М. как философскую, т.к. содержит философское осмысление реальных социальных и нравственных противоречий современной поэту жизни. М. опирался на Ницше: пафос творческого всесилия нового человека, его свободы, раскованности, любви и жизни, а также повышенное значение воли и способности человека к действию и высоко ценит страдание, необходимое для преодоления рубежа, отделяющего будущее от настоящего. Связь с Ницше и в активном неприятии пассивного потребительского отношения к жизни. Сарычев вписывает худ. опыт М. в контекст противоречивости эпохи. Сближение поэтики и политики. Семенова: тип творческой личности отличается многообразием, но обладает уникальным единством тем, образов.
Связь с марксистской идеологией: единство духовного и материального начал. Связь с Бердяевым: власть анонимности над человеческим существованием, овеществление человека, разрыв интеллекта и действия, духа и материи, ощущение безумия мира, эволюция человека в сторону животности или машинности, его порабощение социальными силами.
В дооктябрьской поэзии предметом изображения являются закономерности социального бытия человека. В центре внимания М. – личность и общество. Действие не ограничено ни временем, ни пространством. Две силы, неотделимые друг от друга, в лирической системе М. приходят в столкновение материальная сила, вещественная, техническая и духовная, талант, сила творца, сам человек. Конфликт – вещи и творцы поменялись местами, талант и душа не нужны, а власть принадлежит повелителю всего – Рублю. Падченко: неожиданно сближается лирический герой и повествователь Древнерусской литературы. Они обращаются с поучительным словом к мирозданию. Присутствие в поэтике архитипических ядерных комплексов:боль, смерть, которые восходят к древнерус. Литературе. Ситуация одиночества является не только ключевой, но и экзистенциональной, т.к. выступает как расплата за отвержение мира героем. Для раннего этапа характерен мотив обращения: «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно»-обращение к аппоненту.
Пр-я М. раскрывают трагедию существования обыкновенного человека в современном поэту мире, трагедию его одиночества, беззащитности, ненужности. Он – жертва города, пушечное мясо для войны, его духовные способности остаются без приложения, тоска по пониманию, братству, непонятость. Город изображает свои соц.контрасты: всевластие, паразитизм, нравственную ущербность сытых и бесправие, отверженность, обреченность на убой социальных низов.
Город у М. выражает новую эстетику времени – грозное «великолепие времени», красоту действия, силы, мысли. Городской пейзаж вытесняет пейзаж природный. Таков город особенно в первых стих-ях поэта. Н-р, «Порт».
Очень скоро в красоте, активности, энергии города все более ощущается хищный оскал, нечто враждебное человеку, способное смять его, загнать в тупик. Город становится все более уродливым, антиэстетичным. «Надоело».
Трагизм города – в отчуждении его материальной мощи от создавшегося творческого начала. Великолепная сила капит.города выявляет себя как сила слепая, разрушительная. Господствует логика вещей, вышедшие из-под власти их созидателя, пытающихся перестроить человека по подобию. Это мир абсурда. порой забавного. порой страшного:
Над городом ширится легенда мук.
Схватишься на ноту –
пальцы окровавишь!
А музыкант не может вытащить рук
из белых зубов разъяренных клавиш.
Столкновение материальных вещей и человека в стих-ях «Из улицы в улицу», «Владимир Маяковский». Вся лирика М. подчеркнуто кофликтна: 1) поэт и толпа( «А вы могли бы», «Вам» и др.).2)тема трагической неразделенной любви («Ко всему…); 3)создает тему богоборчества (поэма «Облако в штанах», « Себе любимому»)- традиция байронического романтизма. Маяковский на протяжении всего творчества сохраняет сатирический пафос. Журнал «Сатирикон» : «Гимн обеду», «Гимн судье». Основан на комическом несоответствии. Торжественная интонация осуждения,отрицания.
Тема толпы и личности. Образ толпы воплощает безличность, бездуховность города, бездушную материальность технической цивилизации. С толпой связана тема скуки, серости, плесени, застоя. Примитивность толпы обусловлена ее чуждостью духовным интересам. Она сугубо утилитарна в отношении к жизни. Толпа обычно пьет, жует. Все ее думы о том, как нажраться. Толпа потребляет блага цивилизации, не создает их. Образ толпы ассоциируется у М. с образами мяса, сала, туши. Материальное, плотское вытеснило из толпы эл-т духовности. Толпа безындивидуальна и безынициативна. Это масса, орава, табун, стадо. В толпе отсут.личность. Толпа – тормоз на пути развития. «Нате!», «Никчемное самоутешение».
Образу толпы противостоит образ лирического героя. Он многопланов. Он воплощает и драму бесправного труженика, выражающего протест против власти. Но и воплощает духовное начало, созидательное, творческое, чуждое и ненужное окр.миру. Лир.герой мало индивидуализирован, он конкретизируется в образе сознания. «Кофта фата», А все-таки», «Нате!», «Я и Наполеон». Лир.герой находит общий язык со скрипкой. Жизненная сил раскрывается как созидающая и поэтому бунтарская. Лир.герою присущ мотив раздумья, мысли. Его сопровождают образы души, сердца, несущие в себе муку за любовь к людям. Герой одинокий, ощущающий давящее пространство.
Большую роль играет прием маски, связанной с проблематикой отчуждения и раздвоенности. Герой стремиться быть хозяином мира, а не рабом.
Образы сердца, души – знак контакта с миром. Лир.герой – носитель высшего творч.начала – плоть от плоти земной многокрасочной жизни. «Эй!», «Человек». Герой ощущает себя частью живой жизни, способный к глубоким и сильным чувствам, любящий людей, бунтарство и ненавидящий мещанство.
Стихам присущ разрыв между материальным миром и отчужденным от него духовным, созидательным началом. «Из улицы в улицу».
Столкновение между творцом и владельцами Пб, России, в разрыве связей между замыслом и результатом т-ва. «Вот я и сделался собакой», «Дешевая распродажа». Нормальное и аномальное меняется местами.
Тынянов:М. переакцентировал вес стиха. Все слова наделяются логич. ударением. Лирика предельно обнаженного чувства.
С.Семенова:в стихах экзистенциональная природа. Конфликт с миром имеет крупную природу, бытийный конфликт.
2 этап:в 20-е гг. агитационно-пропагандистская сатира. Голубков: Маяковский в 20-е годы изменяет жанровую природу лирики. Выделил тендеОбраз врага классового. Раскрываются политические темы. «О дряни». Герой-маска. Присущ каламбур, фельетон, на грани высокого и низкого, уподобление живописи. «Прозаседавшиеся» - гипербола до абсурда. Используются гротеск, фантастика. Поэзия 20-х многотемна: фельетоны, эпиграммы, агитац.стихи («Окна РОСТО»), любовная лирика («Лиличка», «Люблю»). Любовь неразделенная, дает формулу любви. Тема тв-ва: связь с революц.темой. «Юбилей»: революционное начало Пушкина. Образ России.