Своеобразие художественного мира В. Шукшина. Идейно-художественный анализ 1-2 произведений.

Одним из интереснейших явлений русской литературы является деревенская проза. К ней можно отнести самые различные жанры: очерки, записки, рассказы, повести и романы. Писателями дкрквенской прозы являются: В.Белов, Федор Абрамов, Виктор Астафьев а также Василий Макарович Шукшин. Он вошел в литературу как замечательный мастер деревенской прозы. Как правило герои в произведениях Шукшина выражают себя в диалоге и поступке. Автор не слишком вмешивается в течение жизни, ограничиваясь самораскрытием персонажей. Многие рассказы отличаются острым сюжетом и тяготеют к жанру новеллы. Рассказы отличаются лаконизмом, их содержание передается на небольшом художественном пространстве. Шукшина часто интересует не столь быт героев, сколько характеры, чистота и красота помыслов этих людей. В своих рассказах он исследует вечные образы блудного сына, сатаны, дурака.

Дурак имеет свою модификацию чудика. Впервые такой образ появляется в одноименном рассказе «Чудик». Это люди, наделенные чудковотостью, странностью, но это обычно люди естественные, с добрым и красивым сердцем, с искренней любовью к окружающим.

Талант Василия Макаровича Шукшина – выдающийся, сильно выделяющийся среди других талантов той эпохи. Он ищет своих героев среди простого народа. Его привлекают необычные судьбы, характеры неординарных людей, порою противоречивых в своих поступках. Такие образы всегда сложны для понимания, но, вместе с тем, близки каждому русскому человеку.
Именно такой характер Шукшин рисует в рассказе «Чудик». Чудиком называет главного героя жена. Он – типичный деревенский житель. Именно так явно заметная другим чудаковатость и становится его основной проблемой и бедой: «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории - мелкие, впрочем, но досадные».
Весь этот, довольно небольшой, по сути, рассказ - описание отпускной поездки Чудика к своему брату на Урал. Для героя это становится большим, так долго ожидаемым событием - как-никак с братом не виделись целых 12 лет. Первое происшествие случается еще по пути на Урал – в магазине в районном городе, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу пятидесятирублевую бумажку: «Этакая зеленая дурочка, лежит себе, никто ее не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». А молча поднять ее у героя совести не хватает. Да и как он такое может сделать, когда даже «хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался». Но, между тем, «уважал городских людей».
Природная честность, зачастую присущая всем сельским жителям, толкает Чудика на то, чтобы вновь неудачно пошутить (он совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось). Герой обратил тем на себя внимание всех и оказаться непонятым - очередь молчала…
Чудик положил деньги на прилавок и ушел. Но по дороге он обнаруживает, что «бумажка»-то его была. Но герой стесняется вернуться и забрать ее, хотя эти деньги были сняты с книжки, а значит, довольно долго копились. Их потеря – большая потеря, настолько, что приходится вернуться домой. Чудик долго ругает себя вслух, когда идет по улице, тихо – когда едет в автобусе. «Да почему же я такой есть-то?» - недоумевает герой. Дома получил по голове от жены шумовкой, снял деньги снова и опять поехал к брату.
И вот уже Чудик едет в поезде. В тамбуре люди курят, рассказывают всякие интересные истории. Герой, в силу своей природной общительности, доброты, деревенской простоты, тоже решает поделиться любопытным случаем, произошедшим в их селе, да собеседник не обращает на него внимания. Этот интеллигентный человек в очках лишь спросил, не сам ли Чудик все это выдумал, и отвернулся, видно, посчитав попутчика невоспитанным.
Главному герою странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. Он ведет себя естественно, так, как он думает, надо вести себя. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на него как на самого настоящего чудика.
Вот Чудик уже в самолете. Он немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается заговорить с новым соседом, да тому более интересна газета. Скоро приземление, стюардесса просит пристегнуть ремни. Хотя сосед и отнесся к Чудику с недоброжелательностью, тот все же, осторожно тронув его, говорит, что стоило бы пристегнуться. Не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал... И поблагодарить бы он должен заботливого Чудика за заботу о незнакомом человеке, но вместо этого накричал на него за то, что тот, помогая искать его вставную челюсть, потрогал ее руками (чем же еще?). Другой бы на месте героя обиделся – такая благодарность за заботу. А Чудик приглашает соседа к брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать челюсть: «Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать».
В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах. Знал Чудик, что есть у него брат, что есть племянники, а вот о том, что есть еще и сноха, и подумать не мог. Не мог также он и подумать, что невзлюбит она его с первого же дня знакомства. Но герой не обижается. А, желая сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице, на следующий день расписывает детскую коляску. А потом, довольный собою, идет покупать подарок племяннику.
За это сноха, которой не пришлись по душе художества родственника, и выгоняет его из дома. Ни ему самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так зла Софья Ивановна на простых людей. Оба приходят к выводу, что она «помешалась на своих ответственных». Похоже, это удел всех городских людей. Должность, положение в обществе – вот мерила человеческого достоинства, а душевные качества – на последнем месте. И далее: «Домой Чудик приехал, когда шел парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле - в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко: Тополя-а а, тополя а…».
И лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это важно… Важно то, что поступает этот герой так, как подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение единственно правильное и искреннее.
Стоит заметить, что герои никогда не идеализируются Шукшиным. Он показывает человека таким, какой он есть. Герой взят из деревенской среды, потому что, считает автор, лишь простой человек из глубинки сохранил в себе все положительные качества, данные изначально человеку. Деревенский житель обладает той искренностью, добротой и наивностью, которой так не хватает современным городским людям, с характерами, порожденными прогрессом и критериями оценки человека, продиктованными деградирующим обществом.





Основные тенденции поэзии 1960-80-х годов. «Громкая» и «тихая» лирика. Поэзия бардов. «Авторская песня» как оппонирующий жанр. Своеобразие художественного мира одного из поэтов (Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадуллиной, Н. Рубцова, И. Бродского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого и др.).

Значительную роль в литературе 1960-1970-х годов сыграли течения, получившие название «громкой»и«тихой» лирики. В 1956 году состоялся невозможный ранее праздник любителей поэзии, приуроченный к выходу альманаха «День поэзии», издававшегося затем ежегодно. Культовыми стали поэты Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина и др. Стихи, исполняемые под гитару Б.Окуджавой, Ю.Галичем, Ю.Визбором, создавали непривычный для советского читателя диалог с автором. Громкую лирику не случайно называли также эстрадной поэзией. Она собирала полные стадионы и огромные аудитории. Во всех домах звучали магнитофонные записи песен В.Высоцкого, официально запрещенного и не признаваемого. Критики разделились на два лагеря: «за» и «против» громкой поэзии. Характерны названия статьей, посвященных первым стихам А.Вознесенского: «Кто ты?» (Ст.Рассадин), «Как быть с Вознесенским?» (Н.Асеев). Громкая лирика остро поставила проблему освобождения личности и необходимости социального преобразования мира. Вокруг журналов группировались свои авторы и критики. «Новый мир» отдает предпочтение громкой поэзии, «Октябрь» – тихой.

Тихая лирика окончательно формируется во второй половине 1960-х годов. Она объективно противостояла громкой, эстрадной поэзии. К тихой лирике принято относить творчество таких авторов, как Н.Рубцов, В.Соколов, А.Жигулин, А.Прасолов, Н.Тряпкин, А.Передреев, С.Дрофенко, С.Куняеев, В.Соснора и др. Их объединяет система эстетических принципов, нравственных ориентиров и стилевых предпочтений. Эстрадной яркости и повышенной эмоциональности, новаторским ритмам и образам они предпочитали задумчивую элегичность и подчеркнуто традиционный стих. Тихая лирика ориентируется на истоки народной культуры, способствует нравственно-религиозному обновлению. Громкая лирика живет в городе и смотрит на Запад, тихая – обитает в деревне и пристально смотрит на Восток.

Приметы тихой лирики наиболее полно воплотились в творчестве Н.Рубцова, который сумел, освободив свои стихи от усложненной метафоричности (примета громкой лирики), создать легко узнаваемую индивидуальную интонацию, представляющую искусную стилизацию классики. Выделяется несколько основных примет тихой лирики. Это стремление избегать острых социальных конфликтов, яркой плакатной публицистичности и эмоционального захлеба. Тихая лирика говорит с читателем на привычном языке. В лучших своих проявлениях тихим лирикам удается избежать общих мест и банальных перепевов элегических стереотипов. Тихая лирика, исходя из субъективного опыта личности, пыталась обнаружить универсальные связи человека с миром.

АНАЛИЗ СТИХОВТОРЕНИЙ

«Людей неинтересных в мире нет» Е. ЕВТУШЕНКО (ГРОМКАЯ ЛИРИКА)

Самым «громким» лириком плеяды по праву считается Евгений Евтушенко. Именно он поэтический лидер того периода. Одной из жемчужин его творчества является стихотворение «Людей неинтересных в мире нет...», наполненное поистине философским смыслом.

Судьба каждого человека сугубо индивидуальна и неповторима. Она так же таинственна и интересна, как история самой далекой и загадочной планеты. Об этом говорит в своем стихотворении Евгений Евтушенко. Он утверждает, что удивительна личность любого, даже, на первый взгляд, самого незаметного человека. Будничных судеб, считает поэт, нет, в каждой жизни есть мгновения счастья и трагические потрясения, скрытые от других людей. Он пишет:

У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

Со смертью человека уходит все самое сокровенное в его жизни: «и первый поцелуй, и первый бой». Бесследно уходит даже частица тех, кто оставляет после себя на земле «памятники нерукотворные». Исчезает человек - исчезает целый мир. Поэт подчеркивает, что человек от природы трагически одинок. Он живет среди людей, но когда умирает, оказывается, что даже самые близкие люди, в сущности, ничего о нем не знали.

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

Криком вырывается из души поэта это проникновенное признание. Острой болью наполнено осознание им трагической обреченности человеческой жизни. Стихотворение передает грусть поэта и одновременно его восторг перед многогранностью, необъятностью человека как личности.

Лексические повторы, синтаксический параллелизм, риторический вопрос и риторическое восклицание, многоточия помогают почувствовать глубокую задумчивость автора и всю остроту поднятой им проблемы, возбуждают соучастие в грустном авторском размышлении.

Великой любовью к человеку исполнено стихотворение Е. Евтушенко, преклонением перед ним. Жизнь предстает в стихотворении безжалостной игрой.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.. .

Евтушенко внимательно относится к человеку, его внутреннему миру, судьбе. Ему интересен мир самого простого, обычного жителя земли.

Лирику Евтушенко отличает особая откровенность, острота, лиризм. Поэт откликается на волнующие людей, животрепещущие вопросы. Его лирический герой страстно пытается разобраться в окружающей его жизни и в самом себе.

«Человек - это ...живая загадка», - утверждал русский философ С. Н. Булгаков. В этом убеждает читателя и Е. Евтушенко в стихотворении «Людей неин­тересных в мире нет...»

«Звезда полей» Н. РУБЦОВ (ТИХАЯ ЛИРИКА)

Стихотворение «Звезда полей» - одно из самых извест­ных в творчестве Н.М. Рубцова. Оно посвящено родной Воло­годчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство.

Для самого автора это про­изведение, безусловно, было программным, так как один из его поэтических сборников также носит это название.

Центральный образ стихотворения несет в себе социаль­ную окрашенность. Лирическому герою важно, что «звезда полей» горит «для всех тревожных жителей земли». Поэт под­черкивает статический характер образа, символизирующий вечность и незыблемость существующего миропорядка. Звезда полей привносит в жизнь лирического героя мир и покой. Она гасит тревогу жителей земли, касаясь их городов приветливым лучом. Но только «во мгле заледенелой», вдали от больших городов эта звезда «восходит ярче и полней».

В последней строфе стихотворения лирический герой под­черкивает, что это звезда его полей. Таким образом, образ звезды соотносится с библейской путеводной звездой.

Интересно, что в первоначальном варианте текст стихо­творения звучал несколько по-иному. В нем глубже была под­черкнута тема родины. Звезда полей горела «над родственным пределом». В окончательном варианте Н.М. Рубцов заменил фрагмент строки «над родственным пределом» на словосоче­тание «во мгле заледенелой», что еще раз подчеркнуло коль­цевую композицию произведения и одновременно усилило в стихотворении аллитерацию «л», которая придает плавность и мелодичность поэтическому тексту. Также образ «мглы зале­денелой» необходим Н.М. Рубцову для создания контрастной пейзажной зарисовки. Образ «звезды полей», озаряющий землю доброй энергией света подчеркнут анафорическим повтором («Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром») и повто­ром внутри строки («Горит, горит звезда моих полей…»). Этот ключевой для стихотворения образ подчеркивает необъятные земные просторы, драгоценную красоту природы («золото осеннее», «зимнее серебро»). В первоначальном варианте сти­хотворения описание просторов было более развернутым и пространным. В итоговом тексте Н.М. Рубцов сделал его ем­ким, но лаконичным.

Звезда - традиционный образ классической поэзии. Издрев­ле звезды покровительствовали поэтам, которые, в свою очередь, посвящали им лучшие стихотворения. Однако Н.М. Рубцову удалось творчески продолжить существующую традицию, соз­дав поэтичный образ звезды полей, содержащий в своем значе­нии нерасторжимую связь земного и небесного начал. Этот образ символизирует содержание художественного мира поэта, его ви­зитную карточку на небосклоне поэтических светил.

Наши рекомендации