Своеобразие художественного мира Б. Пастернака. Идейно-художественный анализ 1-2 произведений.

Борис Пастернак — крупнейший русский поэт двадцатого столетия. Он начал литературную работу еще до Октября, в десятых годах. 1912 годом помечены стихотворения, которыми обычно открываются ныне книги поэта В 1914 году Пастернак выпустил первый свой стихотворный сборник — "Близнец в тучах", а в 1917 году второй — "Поверх барьеров".
Борис Пастернак родился в Москве и рос в атмосфере искусства, — с детства видел художников, музыкантов, писателей, с которыми общалась и дружила его семья. Гостями Пастернаков бывали Лев Толстой и Ключевский, Рахманинов и Скрябин, Серов и Врубель.
Б. Пастернак уже давно испытывал тяготение к эпосу и вынашивал замысел романа. Он поставил перед собой грандиозную задачу – осмыслить исторический опыт России в первой половине XX столетия. «В замысле у меня, – сообщал он, – было дать прозу, в моём понимании реалистическую, понять московскую жизнь, интеллигенцию, символическую, но воплотить её не как зарисовки, а как драму или трагедию»

23 октября 1958 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе «за значительный вклад в современную лирику и в область великих традиций русских прозаиков». журнал «Новый мир» с романом «Доктор Живаго» вышел миллионным тиражом.

Роман охватывает первые пятьдесят лет XX столетия, начиная с 1902 года, когда герой хоронит свою мать, передавал первое пятилетие века, революцию 1905 года, последующие трагические события в стране, голод, нэп, катастрофический 1929 год. Оканчивается книга повествованием о великой Отечественной войне и послевоенном времени, когда друзья Юрия читают его стихи и живут ожиданием «победы разнообразия» в духовной жизни России. Столь же обширен и пространственный захват в романе: действие его разворачивается от границы с Венгрией до Дальнего Востока, включая Москву и уральский городок Юрятин.

Все эти разнообразные события полувека и различные пространственные зоны книги цементируются общим сюжетом (сложным и разветвлённым) и единым героем, чьё имя вынесено в заголовок произведения.

Жанр романа: это лирическая исповедь, это философское раздумье о времени и о себе – так сочетается лирическое и эпическое в романе. Роман «Доктор Живаго» –произведение, не поддающееся однозначной оценке. В нём увидели прежде всего «поэтический роман» (А.А. Вознесенский), в котором отсутствие эпической объективности с избытком восполнялось интенсивным лирическим началом. В произведении усматривали духовную «автобиографию, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора», а главный герой предстаёт в качестве лирического героя, который в своей прозе остался поэтом-лириком (Д.С. Лихачёв), это «лирическая исповедь Пастернака».

В живой ткани философского романа сосуществуют и взаимопереплетаются идеи-образы России, Природы, Любви, Творчества, Истории, Веры, Бессмертия, Жертвы. Они «растворены» в тексте, но часто «сгущаются» и предстают, по выражению самого Бориса Пастернака, в виде смысловых «взрывчатых гнёзд».

Символично, что роман начинается сценой похорон матери Живаго, а заканчивается описанием похорон главного героя. Здесь представлен мотив пути героя, мотив памяти; роман о смерти, чтобы понять жизнь. Так вообще Пастернак трактует искусство: размышляет о смерти и творит жизнь. Образ Юрия Живаго. В центре произведения – судьба интеллигенции в революции. Главный герой произведения доктор Юрий Андреевич Живаго – человек творческий, философски осмысливающий окружающую действительность, не только врач, но и мыслитель и поэт. Именно перед его глазами проходит та нескончаемая череда событий, которая составляет фабулу произведения, именно он оценивает и осмысляет их и одновременно интерпретирует их в своих стихах. Автор даёт Юрию Живаго нейтральную профессию врача, чтобы подчеркнуть его нейтральность в мировой и Гражданской войне. Военврач – лицо официально нейтральное по международным конвенциям. Нежелание героя участвовать в какой-то переделке мира подтверждается всей жизнью героя.

Значительно сложнее отношение героя к революции, оно более многогранно, неоднозначно и претерпевает изменение. Но всё, что связано в ней с кровью, подавлением человеческого и насилием, он решительно не принимает. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую «колошматину» и «человекоубоину», которой не предвиделось конца: «Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза».

Время, которое описано в романе, очень страшное. Жизнь пытаются ограничить определёнными рамками: правда белых и правда красных. Но ведь жизнь – естественный процесс, не надо вмешиваться в её ход. У красноармейца и белогвардейца на груди была

44.Особенности художественного мира А. Платонова. Идейно-художественный анализ 1-2 произведений.

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия – Климентов) родился 20 августа (1 сентября) 1899 года в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских. Детство, прошедшее на окраине города, в Ямской слободе, в большой многодетной семье, было трудным.Страсть к сочинительству пробудилась очень рано; подросток, ощутив неустроенность мира, стал выражать свои чувства в стихах. После церковно-приходской школы занимался в городском училище, а затем вновь работал – на воронежском паровозоремонтном заводе (1917-1918). В годы Гражданской войны служил в Красной Армии (1917-1920), сражался в отряде ЧОН и одновременно был корреспондентом газеты в Новохоперске.

В 1918 году Платонов поступил в воронежский политехникум, а затем – в политехнический институт, который закончил в 1924 году и сразу включился в работу по мелиорации и электрификации сельского хозяйства в воронежской области. Чуть позже он служит в Тамбовском земельном управлении. Это позволяет ему много поездить и увидеть, как трудно утверждала себя новая жизнь.

Тогда же молодой автор начинает активно печататься в местных газетах и журналах. Он публикует стихи, рассказы, многочисленные статьи. Известно более двухсот публицистических выступлений Платонова тех лет. Юноше, страстному и увлечённому, всё хотелось познать во всё вмешаться, чтобы преобразовать мир на началах справедливости, нравственной чистоты, технического прогресса. Эти идеалы Платонов выражал пламенно и темпераментно сражался за них. Дух утопии и фантастической мечты живёт в статях писателя.

Платонову были близки мысли о роли труда, подвижничества, долге сыновей, роли науки о завоевании бессмертия.

Эти взгляды были отражены в стихах молодого поэта (в 1922 г. выходит сборник «Голубая глубина», замеченный В. Брюсовым), в рассказах («Очередной», «Серёга и я»). Изображая мечтателей и маленьких людей, Платонов опирается на трагедии «Шинели» Гоголя, «Бедных людей» и «Белых ночей» Достоевского. С 1926 года он полностью отдаётся литературной работе. А Климентов выбирает псевдоним Платонов. Новый период его жизни и творчества (1926-1931) становится временем плодотворных художественных исканий. В творчестве Платонова формируется особый тип излюбленного героя, сокровенность которого сказывается в его напряжённой духовности, нередко прикрытой простоватостью, наивностью, не выявляемыми до поры в действии и речах, но сказывающимися в процессе его скитаний и поисков.

Каждое художественное произведение, так или иначе, отражает время, в которое оно создаётся. Автор переосмысливает какое-то историческое явление и на страницах своего творения даёт собственное видение происходящего.
В повести «Котлован» А. Платонов ставит под сомнение правильность пути, выбранного советской Россией. «Котлован» с глубоким социально-философским содержанием в аллегорической форме рассказывает о строительстве огромного здания – счастья. Точнее, пока что строится лишь котлован к этому символическому сооружению. Действие сосредотачивается в основном в двух местах – в колхозе имени Генеральной Линии партии и на стройке.
На строительство котлована собирается множество людей во главе с бригадой Чиклина. А начинается повесть со знакомства с одним из её представителей – Вощевым. Работал да работал, жил да жил человек и вдруг «в день тридцатилетия личной жизни» был уволен с механического завода по причине слабосильности и «задумчивости среди общего темпа труда».
Он пытается познать своё счастье, чтобы «от душевного смысла» повысилась бы производительность труда. Вощев не тунеядец, уклоняющийся от работы. Он просто с некоторых пор начинает догадываться, что «тайна жизни» не может ограничиться его бессмысленным существованием в цехе завода. Из вощевской реплики «Без думы люди действуют бессмысленно» завязывается своеобразный конфликт между «общим темпом труда» и «задумчивостью».
Как только строители начинают задумываться, то теряют «трудовой темп». Такая тенденция характеризует не только Вощева, но и Чиклина, и Сафронова, и Морозова. Тоскующая душа Вощева находится в состоянии поиска разумного начала, счастья. За то, что рабочий высказывает мысли вслух, его увольняют с завода, и тот попадает на строительство дома.
На стройке котлована применяется каторжный труд, лишающий людей возможности мыслить, радоваться воспоминаниям. Землекопы живут в ужасных барачных условиях, их каждодневная пища весьма скудна: пустые щи, картофель, квас. В то же время начальники живут припеваючи. Писатель критически изображает жизнь российского общества 20-30-х годов 20 века.
Самое страшное в повести – гибель героев. Платонов не верит в социализм, калечащий или убивающий людей. Классовая борьба не прошла мимо преданных партии. Козлова и Сафронова убивают в деревне несознательные элементы. Разуверился в светлом будущем Жачев.
Для понимания смысла повести важен образ Насти – маленькой девочки, живущей на строительстве вместе с землекопами. Настя – дитя октябрьской революции 1917 года. У девочки была мама, но она «буржуйка», отживший класс. А ведь отказ от прошлого означает потерю исторических связей, культурных традиций и замена их идейными родителями – Марксом и Лениным. У людей же, отрицающих прошлое, не может быть будущего.
Мир Насти изуродован, ведь для того, чтобы спасти дочку, мать внушает ей скрывать свое непролетарское происхождение. Пропагандистская машина уже внедрилась в ее сознание. Читатель ужасается, узнавая, что она советует Сафронову убить крестьян за дело революции. В кого же вырастет ребенок, у которого игрушки хранятся в гробу? В конце повести девочка погибает, а вместе с ней погибает и луч надежды для Вощева и других рабочих. В своеобразном противостоянии котлована и Насти побеждает котлован, и в основание будущего дома ложится ее мертвое тело.
Название повести символично. Котлован – не только стройка. Это огромная яма, могила, которую роют рабочие для себя. Здесь же многие и погибают. Нельзя построить счастливый общепролетарский дом на рабском отношении к труду и унижении человеческого достоинства.

Повесть состоит из многочисленных эпизодов, слабо скреплённых сюжетом – перемещением повествователя, который одновременно является заинтересованным свидетелем событий и летописцем, включающим в свой эпически спокойный рассказ голоса персонажей с их политизировано-лозунговым жаргоном. Созданная как своевременное предупреждение об опасности перегибов и крайностей в ломке основ нравственной жизни крестьянства, бедняцкая хроника вызвала гнев Сталина. Следом появились статьи и критические разносы. Печататься Платонов больше не мог. Наступила вынужденное молчание, потянулись трагически-безысходные годы.

Писатель однако не оставлял пера. Он пишет несколько пьес («Высокое напряжение», «14 красных избушек», «Голос отца»), создаёт новые модификации сокровенного человека («душевный бедняк», «одухотворённый человек»).

В период с 1946 по 1951 год Платонову пришлось пережить цепь трагедий. Его почти не печатали. Слёг сын, вернувшийся смертельно больным из ссылки, и вскоре умер от туберкулёза на руках отца. Этой же болезнью заразился и писатель, и последние годы он был прикован к постели. Силы уходили. Не удалось поставить пьесу о Пушкине «Ученик Лицея». Тем не менее Платонов по-прежнему много работает и выпускает три сборника обработанных им народных сказок «Финист – ясный сокол», «Башкирские народные сказки», «Волшебное кольцо». Последний из этих сборников вышел в 1950 году, незадолго до кончины писателя.5 января 1951 года Андрея Платонова не стало. Ему исполнилось 52 года.Только после смерти писателя его главные творения – «Чевенгур», «Джан», «Котлован», «Ювенальное море», многие пьесы и рассказы – впервые стали достоянием читателей. В 1997 году оказался впервые опубликованным роман «Счастливая Москва», и только в 1993 году была напечатана пьеса-мистерия «Ноев ковчег».

Наши рекомендации