Сочинение по творчеству А.А.Блока

Сочинение представляет собой собственное размышление по прочитанному и разобранному произведению. В отличие от изложения, где воспроизводится готовый текст, в сочинении создаётся собственный текст.

Сочинение-рассуждение, но не в чистом виде, элементы описания и повествования.

Жанры: эссе, критическая статья.

Темы: любви, Родины (цикл «На поле Куликовом»).

3 части: вступление, основная часть, вывод. ! Обратить внимание на правила использования текста, цитации.

Хороший источник: Ладыженская Система обучения сочинениям в 5-9 кл.

17 Художественный универсализм творчества И.А.Бунина: синтез временного и вечного, трагизм, экзистенциальные мотивы (на примере лирики или 1 прозаического произведения). Поэт и прозаик. Ведущая тема творчества –Россия, русский нац. хар-р. Писатель философского толка. Творч.манера опирается на традиции реализма — непрямое отношение к миру — привносит в тв-во философию.Бунин пытается гармонизировать трагические чувтсва середины века, опирается на принцип соразмерности, созвучности. Сепун определяет его тв-во, как «трагическую хвалу сущному». В чел. Бунин показывает иррациональную природу. Мальцев замечает, что всё в тексте Бунина заслуживает внимания. Сложносочинительный хар-р повествования. Размышлене чел. через призму экзистенциальных проблем. Чел. у Бунина — одиночка среди бездны. Главным в тв-ве явл-ся размышление о природе, о нац. хар-р, берет за основу сущностные проблемы бытия, ведущие категории –прошлое и настоящее. Его называют художником пассеистом (любование прошлым), Бун. не претерпел революции в тв-ве, он развива-ся ориен-сь на Толстого и Чехова, заним-ся самообр-м. В раннем творчестве Бунина ведущим началом была лирика; она как бы «вела» за собой прозу, прокладывая ей пути. Бунин стремится сблизить поэзию с прозой, которая приобретает у него своеобразный лирический характер, отмечена чувством ритма. В более зрелый период ведущим началом его творчества становится проза. В бунинском наследии 90-900-х гг. важнейшее место занимает поэзия, одной из вершин которой стала пейзажно-философская поэма «Листопад» (1900). Лирические медитации активно проникают и в «малую» прозу Бунина этих лет, предопределяя развитие особого жанра лирико-философского рассказа и окрашивая как бытийные раздумья художника, так и его прозрения, касающиеся национального характера, исторических судеб России ("Перевал", "Сосны", "Мелитон", "Антоновские яблоки", "Святые горы", "У истока дней" и др.) Ведущий тип героя-1тип русского крестьянина, исследует жизнь мужика в корневых основах; 2тип творческой личности, иногда находится в центре пр-я все качества тв -й личности. Внутр. мир чел. склад-ся из очень напр-х импульсов, высоко ценит труд души. Диалог с временем многогранен, он смотрит на него и философски и лирически. Время - доминанта в тв-ве. Делил людей на делателей и созерцателей(причисляя к ним и себя). Ранняя проза бессюжетна нет целостного ощущения лирич. «я». Тональность сиюминутного впечатления- основа прозы «Антон-е ябл.», «Перевал» эти р-зы перед-т субъективную установку на события, формулирует свое эстетич-е кредо. В перевале описывает одинокого путника, котор.одинок и устал. Кредо Б-надо идти как бы не отворач-сь от тебя друзья и удача. В 10-х годах предстает как удивительный мастер, это время путешествий, он знаменит, популярен, выходит за рамки рассказа и созидает повести. Обращается к экзистенциональной проблематике(жизнь, смерть, любовь, тв-во), соприк-ся с филос. Востока. «Братья», «Сны Чанга», «Грамматика любви», проблема жизни и смерти, недостижимость счастья. Резко меняет свою творческую манеру, сюжет начин-ся с конца, точечный. Сюжет не расскр-т причины поступков чел-ка. Появл-ся жанр фрагмента. Для Бун. не важно главное, ценен каждый момент жизни, стирает граници м.у Я и ТЫ. Важно в человеке его прир. начало. В 10-е годы меняется радикально творческая манера. Ярче других выразил символизм. Не принимал учительность русской куль-ры. Задача художника изображать картины мира, а не давать рецептов. Прибегает к равномерным символам и образам. Разрабат-т темы символистов : -жизнь и смерть; - природа; - загадочный мир русской души. Усилена роль подтекста, кот обращен к многослойности человеч-го сознания, ритмизация прозы. Сближает образ любви и смерти, прибегает к монтажной конструкции текста, динамичная смена планов, укрупняет роль детали. В повести «Суходол» прослеж-ся новаторские черты сюжета: нет хронологич-х событий, сюж.вынесен за рамки реальной жизни; тема семейной хроники расм-ся по-новому, русск. чел-к раскрыт ч.з. психологию чувств. Роман «Жизнь Арсеньева» Новизна: создает разл-е жанровые модели( автобиографич-я проза, художественная биография гл-го действ-го персонажа, лирико-филос-я проза), раскованная манера пов-я, новый тип хронотопа(символизирует прошлое и настоящ.-3- хронная стр-ра времени, оно гл.герой), диалектика всех времен, прошлое доминир. Тема любви цикл «Темные аллеи».все р-зы посвящ любви. Впервые сближает образы любви и смерти,насыщ-т рассказы филос-м подтекстом. Таинств-е родство любви и смерти всегда ведут чел-ка к утрате инд-ти, все р-зы о любви зав-ся трагедией. Особый эфф-т в том, что в самый драм-й мом. р-за Бун. замещает повеств-е изображением, устраняя психол-ю, в рез-те мы видим, что чел.-загадка. Р-з «Антоновские яблоки».Значительный рост лит-го мастерстава и худож-й вкус проявился в Ра-зе. Это «путешествие в воспоминание».Здесь отразились личные давно пережитые впеч-я писат.от усадебной деревенской жизни в Орловской губернии. Ра-з на первый взгляд без сюж-й, сост-й из фрагментов, впечатлений, наблюдений, привлекает тончайшей красотой природы ср-й полосы России. Сюжет внутренний, это хроника вечной природной жизни и исторического времени, однако, сама неповторимая атмосфера рассказа оказывается горазда важнее сюжета. Усилен голос автора, котор. орган-т все пов-е, нет конкр-х персонажей, их поступков. Голос автора игр-т объективную роль, котор организует особый поток мыслей. Здесь особая форма худож-го времени, создает хронику самой природы. Композиция делится на четыре части, каждая посвящена одному осеннему месяцу. И тем делам, которые сов-сь в старину. 1часть-взгляд мальчишеский-шествие осени; 2ч. Более взрослый чел-к; 4ч-голос стареющего чел-ка. Мастерски перед-т детали возраста, котор. возр-т до символа. Худ. время: - время прир.; -время автора; -реалии историч врем. Образ пейзажа разнообразен(сад, лес) очень лиричен, точно опис-т запахи, звуки. Особая поэтичность, сказочность природы, передает свои чувства в красках, звуках, запахах. Аромат Антон-х яблок стан-ся особой эстетич-й реальностью, прониз-й всю худ. атм-ру пр-я. Запахи особенно сильно дейст-и на нас: запах леса, чернозема, прелой осени, улежавшохся яблок, чудный запах Антон. яблок, сочных и всегда холодных, пахнущих медоми осенней свежестью. Повестав. начинся с многоточия, как буд-то это не начало р-за, а его продол-е. Художеств-й прием умолчания, усиленный глубокой паузой, необычен для начала пов-я, подчеркив-т своеобразие худож-го времени, читатель входит в непрерывный , безначальный поток воспомин-й. Впечатления автора- лирич.героя сливаются с простонародным наблюдением фольклорного календаря, наполненного добрыми знаками, приметами, что задает светлую тональность всему повеств-ю(август был добрым, а осень и зима хороши), картина урожая антон.яблок из бытовой зарисовки выростает в знаковый образ радости и красоты жизни, ее благополучия(ядреная антоновка- к веселому году, если ант-ка уродилась и хлеб уродиться), все это определяет настроение празд-ти, веселья, довольства(осень пора престольгых праздников и народ в это время прибран, веселится, кое где слышны пляски). Сцены нарисов-е Бун. живописны: от нежных прозрачных красок до ослепительно ярких, сочных броских(голубоватый дым, прозрачная вода. Бирюзовое небо, красные уборы, коралловые рябины). Финал раск-за как и его начало открытый-неожиданно обрывается многоточием. Светлый поток воспоминаний останавливается на печально- веселой ноте - народная песня звучит с грустной безнадежной удалью.





Акмеизм и футуризм как явления русской культуры конца XIX - начала XX веков. Своеобразие поэтической системы А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштама, В.В.Маяковского (1 автор на выбор). Изучение теории литературы в школе.

Акмеизм –(acme – от греч. – «высшая точка») наряду с сим-змом, и футуризмом, - одно из лит. течений рус. модернизма рубежа 19-20 вв., возникшее от символизма и в полмике с ним в нач. 10-х гг 20 в. (Н.Гумилев, С.Городецкий, О.Мандельштам, А.Ахматова, В.Нарбут, М.Зенкевич и др.)Они впервые формируют поэтику нового искусства.К к.10-ых г. возникает подлинный центр акмеистического иск-ва: Гумилев,Ахматова,Мандельштам.(называли себя «Цех поэтов»).Выступ-ли против символистов,Мандельштам говорил,что они слишком сузили язык.Акмеисты выражали любовь к слову,сокрализация слова(филология),в отлич. от символ-в,кот-е опирались на философию(любовь к мудрости). Не отрицая высшей реальности символистов, нов. поэты полагают нецеломудренным прорыв к неведомому и непознаваемому, предлагая новое, трехмерное видение мира. В его основе – гармоническое единение личного, вечного, реального (в отличие от «двоеемирия» символического противопоставления «небесного» «земному»). Девизом акмеизма становится утверждение ценности и красоты земного бытия, размная гармония м-у «земным» и «небесным» с предпоятением земному и даже непоэтическому (кора деревьев, протертый коврик у дверей), лаконизм и совершенство поэтич. текста.

1) Акмеисты рождают тексты на основе некоего образца. 2)Отношение к предш-м у них противоречивое:отрицание двоемирия,акмеисты созд-т трехмерный мир:личное-вечное-конкретно-воплощенное.3) Акм-ты не отрицали наличие земного мира. Они ставят знак равенства м/у земным и божественным.4)Образцом гармонии и равновесия является мир культуры.5) А. делают ставку не на вдохновение,а на мастерство.

Наши рекомендации