Война и мир» Л. Н. Толстого как роман-эпопея. Особенности толстовского психологизма. Творчество Л.Н. Толстого в вариативных программах по литературе .
«Моя книга» - так Толстой называл свой роман. Это гимн жизни. Т. Писал роман в самый счастливый период своей жизни. Он по любви женился, у него рождались дети.
Роман-эпопея «Война и мир» (1863-1869)отличается жанровой уникальностью. Когда это произведение называют «романом-эпопеей», то подразумевают географическую, событийную и временную широту происходящего в толстовском произведении.
Роман-эпопея – изображение частных судеб людей в их органическом единстве в переломный момент исторического бытия (Чичерин определил жанр романа как роман-эпопея).
В то же время, как это было характерно для Толстого в "Войне и мире" преломлены огромные массивы документально-исторического материала. В произведении изображён целый ряд подлинных исторических событий огромного масштаба, происходивших в различных местах Центральной и Восточной Европы в период 1805-1812 годов. Притом, что главное, писатель неоднократно свидетельствовал, что в освещении этих событий он стремимся к документальной точности, и был убежден, что ему удалось в полной мере реализовать это стремление.
Далее, в это произведение, выстроенное как целое на строго документальной исторической основе, автор ввёл не только лиц из реальной истории того времени (Александр I, Кутузов, Багратион, Сперанский, Ростопчин и др.), но и множество вымышленных героев (Андрей Болконский и его семья, Пьер Безухов, Наташа Ростова и ее семья, Курагины, Друбецкие и др.). Те и другие весьма естественно "вплетены" между друг другом и непринужденно общаются между собой.
"Война и мир" Толстого - произведение, содержание которого по праву считается ныне образцом художественно точного изображения эпохи. Однако известно, что сначала ряд современников обвинил Толстого в "неправильном" изображении исторических и военных реалий. С острыми замечаниями по поводу "неправильностей" в воссоздании автором времени Александра I выступили, например, П.А.Вяземский, А.С. Норов и др. С нападками на "неправильности" военного характера на Толстого обрушился военный историк М.И. Богданович, блестящий специалист, который проявил однако удивительную читательскую "глухоту" к толстовскому стилю. Аргументированнее и интереснее была критика военных аспектов романа брошюре военного теоретика и историка, профессора академии генерального штаба А.Витмера.
По словам Витмера, "Смелые парадоксы... "Войны и мира" распространили в большей части нашего общества, столь доверчивого ко всякого рода авторитетам, самые превратные понятия как о военном деле, так и об исторических событиях 1812 года". Здесь невольным образом признается, как много читателей было убеждено Толстым-художником в точности воссозданной им исторической панорамы. Сам же Витмер отмечает в романе ряд частных "неправильностей". Например, вполне резонно указывает, что Толстой "руководствуется слишком оригинальным способом при вычислении пропорции: по его словам, французы считали до сражения 120 тысяч человек, а после сражения 100 тысяч. Из этих цифр всякий, полагаем, вправе вывести заключение, что французы потеряли в сражении 1/6 часть своих сил; граф же Толстой отсюда же выводит, что они потеряли 1/4 своей армии".
Витмер пытался обосновать подобный подход к художественному произведению. Он усиленно подчеркивал, что автор "Войны и мира" описывал события как художник, в образах"; следовательно, исторической истины от него нечего было и ожидать.
Толстой преследовал в процессе создания «Войны и мира» задачи, выходящие за рамки обычных целей и задач писателя-художника. Методы исторической науки, по его мнению, несовершенны, а выводы её расходятся с реальностью. Уникальна его попытка в произведении художественной прозы развить особую концепцию движущих сил истории.
По мысли Толстого, движет историю каждый человек тем даже, что живёт, самим фактом своего существования. Однако простого народа в численной силе, массе больше, следовательно, творит историю народ. И народный мир более целен, внутренне спаен, чем мир господ.
Роль личности в истории по Толстому сводится к тому, чтобы уловить дух и настроение масс и направить его в нужное русло. Кутузов понимает, что историю творит не он, он лишь пытается уловить настроение, дух народа. Наполеон, напротив, думает, что он творит историю. Наполеон ведёт пафосные речи, он как бог для них. Но как только удача начинает изменять Наполеону, его войска превращаются в стадо, просто рассыпается.
В центре романа – судьбы двух главных героев. Это князь Андрей Болконский и Пьер Безухов. Оба героя мечтают совершить в своей жизни нечто великое во благо Отечества. Однако именно этими образами, их жизненным развитием Толстой внушает читателю тщету всех усилий и надежд гордой личности творить какие-то «великие» дела.
Образ князя Андрея трагичен. Пример головокружительного взлёта простого офицера Бонапарта побудил Болконского мечтать, что и у него будет в жизни «свой Тулон». Но под Аустерлицем Андрей Болконский вместо великих свершений едва не погибает. Вскоре он теряет умершую от родов жену. Обретя новые силы, Болконский не посвятил себя воспитанию сына – он снова совершает ошибку, намереваясь проявить себя в государственной деятельности. Когда он затем пытается найти себя в любви к Наташе Ростовой, в его душе забрезжил порыв к тому истинному призванию, для которого создан человек. Однако из-за увлечения Наташи Анатолем Курагиным их с Андреем помолвка рушится. Сражаться с напавшими на Россию французами Андрей в 1812 году идёт уже не как честолюбец.
Пьер Безухов –герой, личность которого претерпевает на страницах романа впечатляющее нравственное развитие. Подобно князю Андрею, он надеется совершить в жизни нечто великое. После кратковременных буйств юности следует крайне неудачная женитьба, увлечение масонством. Наконец Пьер по внезапному порыву едет к армии, готовящейся к сражению на Бородинском поле, и волею обстоятельств мужественно сражается на батарее Раевского. Но мечты о личном подвиге толкают Пьера на ложные (в толстовском понимании) порывы. Так, Пьер остаётся в отданной французам Москве с целью убить Наполеона и тем остановить войну. В итоге, побывав в Москве на волосок от смерти, Пьер остаётся жив. Впоследствии Пьер стал мужем Наташи Ростовой.