Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Роман охватывает время с 1805 по 1820-е годы.

Хронотоп и композиция романа:

I книга
Том
Время 1805 г. 1806-1811 гг.
Основные события Шенграбенское и Аустерлицкое сражения «Мирная» жизнь Андрея, Пьера, Наташи
II книга
Эпилог
1812 г. 1812-1813 гг. 1820 г.
Отечественная война. Бородинское сражение. Партизанское движение, изгнание французов из России Иные Пьер и Наташа. Известия Безухова о тайном обществе.
       

Черты романа-эпопеи: соединение повествования об исторических событиях с изображением судеб отдельных людей в переломную эпоху, изображение картин русской истории, грандиозных сражений; описание разных слоёв общества, раскрытие разнообразия человеческих характеров, большая протяженность во времени, охват больших пространств, совмещение картин жизни с философскими рассуждениями автора.

Модели-аналоги мира в произведении: водяной шар-глобус, который снится Пьеру после смерти Каратаева. «Стройный хор музыки», который слышится Пете Ростову во сне.

Герои: Андрей Болконский. «Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». «Усталый, скучающий взгляд». Видит пустоту и фальшь светской жизни. Естественен только с Пьером. Кумир его – Наполеон. Ищет признания, свой Тулон. Готов жертвовать всем. Останавливая отступающие войска, получает ранение и впервые видит небо над головой: «Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?». К нему приходит новое понимание жизни. Происходит крах старых идеалов и обретение истинных знаний о мире: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом». Не любил жену, но когда родился сын, заплакал. В Богучарове Пьер заражает князя Андрея верой в людей. «Надо жить, надо любить, надо верить» - говорит Пьер. Встреча с Наташей придает ему новых сил, видит дуб, который сначала «один не хотел подчиняться обаянию весны», а теперь «весь преображенный» млеет под солнцем. Решает, что «жизнь не кончена в 31 год». Работа со Сперанским приводит к новому кризису. Влюбл. в Наташу, но свадьба отклад. на год. Наташа изменят, Болконский не может ей этого простить. Сближается с простыми солдатами. Накануне Бородина говорит Пьеру о вере в победу. В бою получает смертельное ранение: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю ту траву, землю, воздух…». Видит Анатоля-инвалида, испытывает к нему сострадание. Вновь встречает Наташу и вновь любит её. Радость прощения Анатолю, сострадание, жалость, любовь к врагу – чувства эти понятны только перед смертью. Для Андрея смерть – пробуждение от жизни. «Он понимал что-то другое, чего не понимали и не могли понять живые».

Пьер Безухов. «Массивный, толстый, молодой человек со стриженою головой, в очках…». Умный и робкий, неуклюжий, рассеянный. Добродушный, простой, скромный. Естественен, ищет умных людей, выделяется тем, что не играет по общим бессмысл. правилам. Пьера женят на развратной красавице Элен. На дуэли с Долоховым ранит того. Задается вопросами о смысле жизни: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?». Выходит из душевного кризиса посредством масонства, но вскоре разочаров. в их идеях. Полюбил Наташу за её непосредственность, внутреннюю красоту, искренность. Комета 1812 г. сливается с образом Наташи. Снач. считает Наполеона великим, но после решает убить его. В Москве спасает француза и от пожара девочку, попадает в плен. Там встречает Платона Каратаева, кот. меняет взгляды на жизнь. Пьер ощущает в себе весь безгранич. космос, а себя – в нём. «Космизация души». «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нём самом». В семье Пьера с Наташей – любовь и понимание. Для Николеньки Пьер – предмет восхищения. Будущее: основат. тайного общества, вероятно, примет участие в восстании декабристов и будет сослан в Сибирь.

Наташа Ростова. Воплощение живой, естественной жизни. Весь смысл жизни в ней самой. Непосредственна, позволяет кричать через весь стол, целовать приехавшего брата и незнакомого Денисова. Вскрывает искусственность условностей. Отдается чувству без остатка: хочет улететь в небо, потому что такой ночи никогда не было и не будет. Тонко чувствует людей, говорит образами (О Безухове: «тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный»). Близка стихия народной жизни, у дядюшки танцует под русскую плясовую. Необдуманность поступков приводят к ошибкам: увлечение Курагиным. Разрыв с Болконским повлёк духовный кризис и физическую болезнь, и она стала спокойнее; начинает жить «осердеченным умом». Став матерью, «опускается», перестает заботиться о внешности и уходит в заботу о детях и муже.

Марья Болконская. Воспитана отцом в строгости, горда и независима. Некрасива внешне, но имеет богатый внутренний мир. Религиозна, принимает у себя странников. Воспитывает сына Андрея. Любовь к спасшему её Николаю Ростову преображает героиню: «В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу… её страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование – всё это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте её нежного лица». Семья Марьи и Николая – единство противоположностей.

Кутузов Наполеон
Не позирует для истории, переживает за жизнь солдат. «Понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решает участь сражения… та неуловимая сила, называемая духом войска» Свойственна «театральность поведения», играет на публику, на историю. Позирует для потомков. Говорит над умирающим Андреем: «Вот прекрасная смерть». Война для него – игра: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». Считает, что творит историю, но та развивается сама.

«Диалектика души» в романе. Диалектика – философ. система, в основе которой лежат представления о постоянном развитии, движении, которое осущ. в борьбе противполож. начал. «Диалектика души» - изображение «самого психологического процесса, его форм и законов». Формы выражения: монологи, авторский пересказ размышлений героев, описание психолог. состояний; изобр. автором столкновения внешнего поведения и внутр. состояния. Примеры: переживания князя Андрея накануне Бородино, описание полубредового состояния Андрея перед смертью с помощью авторской речи и внутренних монологов героя, описание переживаний Николая из-за проигрыша.

Платон Каратаев. «Остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». Несёт в себе гармонию. Дарит Пьеру смысл существования.

Толстой различал историю-науку (ложь, исходит из резуль-тов) и историю-искусство (показывает истор. процесс). История – «деятельность всей массы людей, принимающих участие в событии». Фатализм истории. «Мысль народная»: идея единения народа. Солдаты приним. Андрея и Пьера, Наташа помогает раненым – чувствуют себя частью народа.

А. П. Чехов. Рассказы.

«Хамелеон» (1884 г.) Имя героя рассказа стало нариц.: так называют человека, меняющего свои взгляды в угоду обстоятельств.

Тип. чеховский рассказ-сценка. Повеств. сведено к минимуму. Очумелов – полиц. надзиратель – 6 раз меняет своё мнение. Подчерк. деталью: снимает и надевает шинель. Сатира направлена на полиц. произвол, угодничество перед начальством, грубость к нижестоящим. Двоедушие, лицемерие, рабская психология, клишированность сознания, «хамелеонство» как соц.-псих. явление. Сочувствие автора вызывает лишь собака. Комп.: кольцевая, рамочная, зеркальная повторяемость. Фамилии перс.: Очумелов, Елдырин, Хрюкин. Абсурдизмы в речи: «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?»

«Смерть чиновника» (1883) Комическое и трагическое: драм. сюжет контрастирует с ироническим тоном повествования. Смешной рассказ начинается словом смерть и заканчивается словом помер. Ирон. тональность финала не скрывает серьёзного соц.-псих. содержания. • Создание комического: имена (Червяков, Бризжалов), насмешливый тон («В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…»), повторю ситуации с извинением – пять раз. • Чехов переосмысливает тему «маленького человека» - герой выступает жертвой собственной рабской психологии, а не произвола властей. Он скорее «мелкий» человек. Он смешон и жалок одновременно. Деформация личности, когда человека полностью заменяет чиновник.

«Ионыч» (1898) Постеп. духовная деградация личности, «дорога вниз». История героя дана на фоне картин жизни губернского города, пошлость и застой кот. олиц. семья Туркиных. Деградация Дмитрия Старцева: приезжает в город С. молодым земским врачом, увлечен своей деят., лечит бедняков. Способен на чувство к Екатерине Ивановне. После отказа Котика страсть к наживе становится главн. смыслом его жизни. Появл. кучер в бархат. жилетке. Через 4 года ещё рассуждает, что «нужно трудиться…». Но уже пополнел, страдает одышкой. Пополнел и его кучер Пантелеймон. Старцев окончат. деградирует, любовь Екатерины его не трогает, на слова о высоком предназначении вспоминает о своём любимом занятии – пересчитывать по вечерам деньги. Думает: «А хорошо, что я на ней не женился…» «Таланты» родителей Котика раздражают его. Становится в итоге грубым, тяжелым человеком. Из мелких повседневных мелочей образуется пошлость, затягивающая людей, ломающая их жизни. • Туркины: «если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город».

«Человек в футляре» (1898) Образ стал нарицательным.

«Футлярность» - стереотип мышления, «улиточность» существования, отчужденность личности от «живой жизни» - соц., псих., философ. явление. Проблемы выходят за пределы отдельной личности, имеют универсальный характер

«Рассказ в рассказе»: охотники на привале рассказывают и коммент. историю Беликова. Оппозиция: Беликов — Варенька (воплощение вольной жизни, наполненной движением, смехом). Образ Беликова: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, … и нож у него был в чехольчике», «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге»

Осторожность Блеикова имеет агрессивный характер. Коллеги подчиняются ему. «Под влиянием таких людей… в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги…». В гробу Беликов достиг своего идеала; «наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

«Студент» (1894) Глав. роль играет внутр. сюжет – история духовного прозрения героя. Пейзаж определяет общую тональность произведения. «Погода вначале была хорошая, тихая». Затем «подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло». Иван Великопольский в страстную пятницу идёт домой в мрачном настроении. Думает, что «точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре». Встречает в поле двух вдов, Василису и её дочь Лукерью, рассказ. им про троекратное отречение Петра. Продолжая свой путь, понимает, что то что он рассказал, «имеет отношение к настоящему». К герою приходит озарение: «радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился, чтобы перевести дух». 22-летний человек пришёл к мысли о том, что «прошлое свящано с настоящим», что «правда и красота… продолжались непрерывно до сего дня». Студент прикоснулся к тайне мироздания, у него возникло «чувство молодости, здоровья, силы».

«Дама с собачкой» (1899). Последнее прозаическое произв. Чехова о любви.

Происходит постепенное «расфутляривание» человека, обретение им истинного смысла жизни. С курортного романа начинается настоящая любовь. Гурову чувство возвращает утерянную духовность. Полюбив, начинает осознавать красоту окруж. мира. Например, когда они сидели на скамейке, “подошел какой-то человек — должно быть, сторож, — посмотрел на них и ушел. И эта подробность показалась такой таинственной и тоже красивой”. Для Гурова “эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках” стала единственной целью жизни, самым дорогим человеком. Как это непохоже на него, считавшего женщин “низшей расой”! Чехов снижает образ героини, не идеализирует — это самая обыкновенная женщина. Любовь — реальное чувство к реальному человеку; такая любовь, возникающая независимо, спонтанно, облагораживает человека. В финале будущее героев неясно. Гуров и Анна Сергеевна надеются, что скоро “начнется новая, прекрасная жизнь”. Но они понимают также, “что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”. Самое главное не то, что будет дальше, а то, что есть сейчас, — любовь. И лучше, любя, не быть уверенным в завтрашнем дне, чем, оставаясь равнодушным, совершенно точно знать, что будет завтра, послезавтра, через неделю, через годы. • Две жизни Гурова: внешняя (брак, быт, служба, чтение газет; устойчивая жизнь, подобная окружающим) и внутренняя (Анна Сергеевна «по вечерам глядела на него из книжного шкафа, из камина, из угла, он слышал её дыхание…»).

Наши рекомендации