Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие

ЛЕКЦИЯ 17

Тема 2.18. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Духовные искания писателя. Мировоззрение писателя.

Цель занятия:

Вопросы к изучению:

1. Сведения из биографии.

2. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи.

3. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием.

4. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.

5. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие - student2.ru

"Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий

определению, столь дорогому сердцу составителей литературных

анкет: "величайший роман в мире", - я выбрал бы "Войну и мир".

Джон Голсуорси

Граф, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Принадлежит к богатому и знатному роду, занимавшему высокое положение еще во времена Петра Великого. Прадеду Льва Николаевича, графу Петру Андреевичу, выпала печальная роль в истории царевича Алексея. Правнук Петра Андреевича, Илья Андреевич, описан в "Войне и мире" в лице старого графа Ростова. Сын Ильи Андреевича, Николай Ильич, был отцом Льва Николаевича (изображен в "Детстве" и "Отрочестве" в лице отца Николиньки). В чине подполковника Павлоградского гусарского полка принимал участие в войне 1812 г. и после заключения мира вышел в отставку. Весело проведя молодость, Николай Ильич проиграл огромное состояние. Страсть к игре перешла и к сыну. Чтобы привести свои расстроенные дела в порядок, Николай Ильич, как и Николай Ростов, женился на некрасивой и уже не очень молодой княжне Волконской. У них было четыре сына: Николай, Сергей, Дмитрий и Лев и дочь Мария. Дед Толстого по матери, екатерининский генерал, выведен на сцену в "Войне и мире" в лице старого князя Волконского, а мать Льва изображена в лице княжны Марьи. Толстой по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Кроме Волконских состоит в близком родстве с целым рядом других аристократических родов - князьями Горчаковыми, Трубецкими.

Лев Николаевич родился 9 сентября (по старому стилю - 28 августа) 1828 в Крапивенском уезде Тульской губернии, в имении матери - Ясной Поляне. Отец - граф Николай Ильич Толстой (1794 - 1837); мать - Мария Николаевна (1790 - 1830), урожденная Волконская. Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать.

В 1837 семья переехала в Москву, но вскоре умер отец, оставив дела в довольно расстроенном состоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне.

В 1840 дети переселились в Казань. Лев был некрасив, неловок, и застенчив. Образование Толстого шло сначала под руководством грубоватого гувернера-француза St. Thomas, заменившего собой добродушного немца Ресельмана. По собственному признанию Толстого, с 15-летнего возраста вел "франклиновский дневник" (по имени Бенджамина Франклина), в котором ежедневно отмечал, какую из добродетелей, провозглашенных Франклином в его альманахе "Бедный Ричард", он нарушил за истекший день.

В 1843 Толстой поступил в число студентов Казанского университета и провел 2 года на восточном факультете и 2 года – на юридическом. Вскоре он стал только числиться в университете, почти не занимаясь и получая двойки и единицы на экзаменах. Бросив университет еще до наступления переходных экзаменов на 3-й курс юридического факультета, Толстой с весны 1847 живет в Ясной Поляне.

Весной 1848 уезжает в Петербург держать экзамен на кандидата права, но сдача экзаменов ему надоела, и он уехал в деревню. Много времени уходило на кутежи, игру и охоту.

Весной 1851, по совету приехавшего брата Николая, Толстой торопливо уехал из Москвы на Кавказ, чтобы сократить расходы и расплатиться с крупным долгом. Около 5 месяцев прожил в Пятигорске, в простой избе. Осенью 1851, сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове под Кизляром.

Литературные интересы всегда стояли у Толстого на втором плане: он писал, когда хотелось высказаться и никогда не нуждался в обществе литераторов. Первое произведение, "Детство", было напечатано в "Современнике" в 1852, и подписано скромными инициалами Л. Н. Т.

На Кавказе Толстой, произведенный в офицеры, оставался два года, участвуя во многих стычках. Имел права на Георгиевский крест, но не получил его. В конце 1853 перевелся в Дунайскую армию и участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии.

С ноября 1854 по конец августа 1855 был в Севастополе: командовал батареей в сражении при Черной, был при бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Там же был написан первый из трех "Севастопольских рассказов" и отправлен в петербургский журнал "Современник". Рассказ был замечен императором Николаем, велевшим беречь даровитого офицера, что было неисполнимо для Толстого, не хотевшего перейти в разряд ненавидимых им "штабных". Толстой имел все шансы на карьеру, но сам себе "испортил" ее, написав сатирическую песенку, упоминавшую ряд генералов.

После штурма 27 августа Толстой был послан курьером в Петербург, где зажил шумной жизнью: "на попойки, карты и кутежи с цыганами уходили целые дни и ночи" (Левенфельд).

В Петербурге сблизился с сотрудниками "Современника", познакомился с Н.А. Некрасовым, И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым, Н.Г. Чернышевским. Вскоре "люди ему опротивели и сам он себе опротивел", и в начале 1857, оставив Петербург, отправился за границу. В Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии Толстой провел всего около полутора лет (1857 и 1860 - 1861). Впечатление было отрицательное.

Вернувшись в Россию сразу после освобождения крестьян, стал мировым посредником и занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всем Крапивенском уезде. Яснополянская школа принадлежит к числу самых оригинальных педагогических попыток, когда-либо сделанных: единственная метода преподавания и воспитания, которую он признавал, была та, что никакой методы не надо. Все в преподавании должно быть индивидуально - и учитель, и ученик, и их взаимоотношения. В Яснополянской школе дети сидели кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определенной программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Несмотря на этот крайний педагогический анархизм, занятия шли прекрасно. Их вел сам Толстой, при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

С 1862 Толстой стал издавать педагогический журнал "Ясная Поляна". Соединенные вместе, педагогические статьи Толстого составили целый том собрания его сочинений. Радушно встретив дебюты Толстого, признав в нем великую надежду русской литературы, критика затем лет на 10 - 12 охладевает к нему.

Когда Льву Николаевичу Толстому пошел уже четвертый десяток, он начал испытывать сильное чувство к Софье Андреевне Берс (1844-1919), дочери московского доктора из остзейских немцев. Софье Андреевне было всего 17 лет. В сентябре 1862 Лев Толстой женился. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Софья Андреевна оказалась не только вернейшим и преданнейшим другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые, напоминающие стенограммы, записи. В течение первых 10 - 12 лет после женитьбы Лев Толстой создает "Войну и мир" и "Анну Каренину".

В начале 70-х гг. писателя снова захватывают педагогические интересы; он пишет "Азбуку" (1871-1872) и "Новую азбуку" (1874-1875), для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре "Русские книги для чтения". Будучи в цвете сил и здоровья, Толстой утратил всякую охоту наслаждаться достигнутым благополучием; ему стало "нечем жить", потому что он не мог себе уяснить цель и смысл жизни, он "почувствовал, что то, на чем он стоял, подломилось, что того, чем он жил, уже нет". Естественным результатом была мысль о самоубийстве. Он стал вести беседы со священниками и монахами, ходил к старцам в Оптину пустынь, читал богословские трактаты, изучил древнегреческий и древнееврейский языки, чтобы в подлиннике познать первоисточники христианского учения, одновременно присматриваясь к раскольникам.

В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую "забаву" свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности.

В 1884 – поддерживает издательство "Посредник", руководимое последователями и друзьями Толстого В. Г. Чертковым и И. И. Горбуновым-Посадовым и ставившее своей целью распространение в народе книг, служащих делу просвещения и близких толстовскому учению. Многие произведения Толстого по цензурным условиям печатались сначала в Женеве, затем в Лондоне, где по инициативе Черткова было основано издательство "Свободное слово".

В 1891, 1893, 1898 – участвует в помощи крестьянам голодающих губерний. Во 2-й половине 90-х гг. много сил отдает защите религиозных сектантов - молокан и духоборов, содействует переезду духоборов в Канаду. Ясная Поляна (в особенности в 1890-е гг.) становится местом паломничества людей из самых дальних уголков России и из других стран.

В 1873 - Толстой избран членом-корреспондентом, а в 1900 - почетным академиком Петербургской Академии наук. В 1901 – отлучение Толстого святейшим Синодом от православной церкви. Одной из причин была резкая критика церковных обрядов в романе "Воскресение".

20-22 февраля 1901 появилось определение Святейшего Синода: "Русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекшись от вскормившей и воспитавшей его матери, церкви православной, и посвятил данный ему от Бога талант на распространение в народе учений противных Христу и церкви... В силу всего этого церковь не считает его своим членом".

В последнее десятилетие жизни Толстой становится признанным главой русской литературы, защитником реалистического направления. Он поддерживает личные отношения с В.Г. Короленко, А.П. Чеховым, М. Горьким.

Последние годы жизни Лев Толстой провел в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С.А.Толстой - с другой. Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, 10 ноября (по старому стилю - 28 октября) 1910 Толстой тайно ушел из Ясной Поляны, по дороге простудился.

Умер Лев Толстой 20 ноября (по старому стилю - 7 ноября) 1910 на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги (ныне станция Лев Толстой Липецкой области) от воспаления легких. Похоронен в Ясной Поляне.

В 1928-1958 было издано Полное собрание сочинений Л.Н.Толстого в 90 томах.

Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие

Представить себе русскую литературу, в которой нет «Войны и мира», попросту невозможно. Это одно из центральных ее произведений. «Русская литература и до Толстого знала высокие образцы реалистического искусства. Но впервые у Толстого само исследование скрытых пружин движений человеческой души, исторической жизнедеятельности народа, связь, «сопряжение» частного и общего вынесены на страницы повествования».1

Огромным было воздействие романа-эпопеи на писателей поздних времен, особенно в двадцатом веке: в духе традиций Толстого предстают произведения Ю. Бондарева, В. Быкова, М. Бубеннова, И. Эренбурга, К. Воробьева. Художественные законы, открытые в «Войне и мире» Л.Н. Толстым, составляли и составляют непререкаемый образец и для зарубежной литературы.

Огромным было и остается художественное воздействие эпопеи на каждого, кто прикоснулся к ее поэтической вселенной. Трудно представить без «Войны и мира» и русское патриотическое сознание. «Нет сомнения, здесь воплотился опыт целого народа, столь явно и широко выразил писатель незыблемые ценности своей земли. <…> Русскому человеку нельзя не любить эту книгу, как нельзя не любить живую часть собственной судьбы».2

Роман «Война и мир» уже долгое время остается одной из главных книг школьной программы. Несмотря на все «противоречия и парадоксы»3этой книги, великая эпопея несет в себе огромное воспитательное начало, утверждая непреходящие идеалы патриотизма, долга, семьи, материнства.

История создания

Сам Л.Н. Толстой в одном из черновых набросков предисловия рассказывает о начале работы над романом: «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено от нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего сраму. Кто не испытывал скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических сочинений о 12-м годе. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.

Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года».4

Перед нами грандиозный исторический замысел. К сожалению, осуществился он не сразу и не полностью, меняясь по ходу работы.

Роман о декабристе не продвинулся дальше первых глав. Из рассказа о судьбе одного героя- декабриста он трансформировался в повествование о целом поколении людей, живших в период исторических событий, предопределивших появление декабристов. Предполагалось проследить судьбу этого поколения до возвращения декабристов из ссылки. Менялось название: «Три поры. Часть 1-я. 1812-й год», «С 1805 по 1814 год. Роман графа Л.Н. Толстого. 1805-й год. Часть 1-я». В ноябре 1864 года часть рукописи была отдана для печати в журнал «Русский вестник» под названием «Тысяча восемьсот пятый год». В 1865 году в журнале появляются главы книги с подзаголовками: «В Петербурге», «В Москве», «В деревне». Следующая группа глав названа «Война» (1866) и посвящена заграничному походу русских, заканчивая Аустерлицким сражением.

Первая редакция романа создавалась в течение всего 1866 и начала 1867 года, роман должен был называться «Все хорошо, что хорошо кончается». Данный вариант романа (в шести томах) был напечатан в 1867-1869 годах. Иначе складывались судьбы героев: Андрей Болконский и Петя Ростов не погибают, а Наташу Болконский «уступает» своему другу Пьеру. Но главное отличие от окончательной редакции в следующем: «историко-романтическое повествование еще не стало эпопеей, оно еще не проникнуто, как это станет в окончательном тексте, «мыслию народной» и не является «историей народа».5 Об этом варианте будущего «Войны и мира» сам Толстой писал: «В сочинении моем действуют только князья, говорящие, пишущие по-французски, графы и т.п., как будто вся русская жизнь того времени сосредотачивалась в этих людях. Я согласен, что это неверно и нелиберально, и могу сказать один, но неопровержимый ответ. Жизнь чиновников, купцов, семинаристов и мужиков мне неинтересна и наполовину непонятна, жизнь аристократов того времени, благодаря памятникам того времени и другим причинам, мне понятна, интересна и мила».6

В сентябре 1867 года Толстой решил осмотреть поле Бородинского сражения. Он пробыл в Бородине два дня, делая записи, рисуя план местности, чтобы понять действительное расположение войск. Автор был очень доволен своей поездкой и надеялся так описать Бородинское сражение, как никто до него. В последнем томе появились развернутые рассуждения автора о народном характере партизанской войны.

17 декабря 1867 года газета «Московские ведомости» известила о выходе первых трех томов «Войны и мира» и печатающемся четвертом. Объявление о шестом томе появилось в той же газете 12 декабря 1869 года. Грандиозный замысел не был осуществлен до конца. Эпоха 1825 и 1856 годов не была включена в повествование. Эпопея была закончена.

Смысл заглавия

6 января 1867 года Астраханская газета «Восток» поместила следующую заметку:

«Литературные новости. Граф Л.Н. Толстой окончил половину своего романа, появлявшегося в «Русском вестнике» под именем «1805 год». В настоящее время автор довел свой рассказ до 1807 года и закончил Тильзитским миром. Первая часть, уже известная читателям «Русского вестника», значительно переделана автором, и весь роман под заглавием «Война и мир» в четырех больших томах с превосходными рисунками в тексте выйдет отдельным изданием».7

В русском языке эпохи Толстого существовало два слова: мир в значении «не война» и мiр как общность людей, народ. Толстой, видимо, не придавал большого значения разнице в написании этого слова. В самом тексте встречаются оба варианта, в печати роман появился как «Война и мир» с и восьмеричным.

В литературоведении известна точка зрения Э.Е Зайденшнур, согласно которой, название « Война и мiр», то есть « Война и народ», больше соответствует основной идее романа, так как задачей Толстого было показать великую роль народа в освободительной войне, а вовсе не сопоставить военную и мирную жизнь».8 Однако не все исследователи с этим согласны. С.Г. Бочаров пишет о множестве смыслов, о всеохватности значения слова мир. «Мир оказывается не только темой, но он разворачивается как многозначная художественная идея такой полноты и емкости, какая не может быть передана на другом языке».9

Л.Д. Опульская добавляет: «… и понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделенных социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения».10

Наши рекомендации