ОсобенностихарактераЖульенаСореля, главныеэтапыегожизни.
ВсвоемпониманииискусстваиролихудожникаСтендальшелотпросветителей. Онвсегдастремилсякточностииправдивостиотраженияжизнивсвоихпроизведениях.
ПервыйбольшойроманСтендаля, "Красноеичерное", вышелв 1830 году, вгодИюльскойреволюции.
Ужеегоназваниеговоритоглубокомсоциальномсмыслеромана, остолкновениидвухсил — революциииреакции. ЭпиграфомкромануСтендальвзялсловаДантона: "Правда, суроваяправда!", и, следуяему, писательвосновусюжетаположилистинноепроисшествие.
НазваниероманаподчеркиваетиосновныечертывхарактереЖюльенаСореля — главногогерояпроизведения. Окруженныйвраждебнымиемулюдьми, онбросаетвызовсудьбе. Отстаиваяправасвоейличности, онвынужденмобилизоватьвсесредстванаборьбусокружающимегомиром. ЖюльенСорель — выходецизкрестьянскойсреды. Этоопределяетсоциальноезвучаниеромана.
Сорель, разночинец, плебей, хочетзанятьместовобществе, накотороеоннеимеетправапосвоемупроисхождению. Наэтойпочвеивозникаетборьбасобществом. Жюльенсамхорошоопределяетсмыслэтойборьбывсцененасуде, когдаонговоритсвоепоследнееслово: "Господа! Янеимеючестипринадлежатьквашемуклассу. Вмоемлице.вывидитекрестьянина, восставшегопротивнизменностисвоегожребия... Нодажееслибыябылвиновен, этовсеравно. Явижупередсобойлюдей, несклонныхвнятьчувствусострадания... ижелающихпокаратьвомнеиразинавсегдаустрашитьцелыйклассмолодыхлюдей, которыеродилисьвнизах... имелисчастьеполучитьхорошееобразованиеидерзнутьпримкнутьктому, чтобогачигордоименуютобществом".
Такимобразом, Жюльенсознает, чтосудятегонестолькозадействительносовершенноепреступление, сколькозато, чтоонпосмелпереступитьчерту, отделяющуюегоотвысшегообщества, попыталсявойтивтотмир, принадлежатьккоторомуоннеимеетправа. Заэтупопыткуприсяжныедолжнывынестиемусмертныйприговор.
НоборьбаЖюльенаСореляидетнетолькозакарьеру, заличноеблагополучие; вопросвроманепоставленгораздоглубже. Жюльенхочетутвердитьсявобществе, "выйтивлюди", занятьвнемодноизпервыхмест, ноприусловии, еслиэтообществопризнаетвнемполноценнуюличность, человеканезаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного.
Оннехочетпоступитьсяэтимикачествами, отказатьсяотних. НосоглашениемеждуСорелемимиромРеналейиЛа-Молейвозможнолишьнаусловияхполногоприспособлениямолодогочеловекакихвкусам. ВэтомосновнойсмыслборьбыЖюльенаСорелясокружающиммиром. Жюльенвдвойнечужойвэтойсреде: икаквыходецизсоциальныхнизов, икакчеловеквысокоодаренный, которыйнехочетоставатьсявмирепосредственностей.
Стендальубеждаетчитателя, чтоборьба, которуюведетЖюльенСорельсокружающимобществом, — борьбаненажизнь, анасмерть. Новбуржуазномобщественетместатакимталантам. Наполеон, окотороммечтаетЖюльен, этоужепрошлое, вместогероевпришлиторгаши, самодовольныелавочники; вотктосталистинным "героем" втупору, вкоторуюживетЖюльен. Дляэтихлюдейсмешнывыдающиесяталантыигероизм — все.то, чтотакдорогоЖюльену.
БорьбаЖюльенаразвиваетвнембольшуюгордостьиповышенноечестолюбие. Одержимыйэтимичувствами, Сорельподчиняет" имвседругиестремленияипривязанности. Дажелюбовьперестаетбытьдлянегорадостью. Нескрываяотрицательныхсторонхарактерасвоегогероя, Стендальвтожевремяоправдываетего. Во-первых, трудностьборьбы, которуюонведет: выступиводинпротиввсех, Жюльенвынужденпускатьвходлюбоеоружие. Ноглавное, что, помнениюавтора, оправдываетгероя, — этоблагородствоегосердца, великодушие, чистота — черты, которыхоннеутратилдажевминутысамойжестокойборьбы.
ВразвитиихарактераЖюльенаоченьваженэпизодвтюрьме. Дотехпорединственнымстимулом, руководящимвсемиегопоступками, ограничивающимегохорошиепобуждения, былочестолюбие. Новтюрьмеонубеждается, чточестолюбиевелоеголожнымпутем. ВтюрьмепроисходиттакжепереоценкачувствЖюльенакмадамдеРенальикМатильде.
ЭтидваобразакакбызнаменуютсобойборьбудвухначалвдушесамогоЖюльена. ИвЖюльенезаложеныдвасущества: онгордец, честолюбецивтожевремя — человекспростымсердцем, почтидетской, непосредственнойдушой. Когдаонпреодолелчестолюбиеигордость, онотдалилсяоттакойжегордойичестолюбивойМатильды. АчистосердечнаямадамдеРеналь, любовькоторойбылаболееглубокой, сделаласьемуособенноблизка.
ПреодолениечестолюбияипобеданастоящегочувствавдушеЖюльенаприводятегокгибели.
Жюльенотказываетсяотпопыткиспастисебя. Жизнькажетсяемуненужной, бесцельной, онболеенедорожитеюиотдаетпредпочтениесмертинагильотине.
Стендальнесмогрешитьвопроса, какдолженбылперестроитьсвоюжизньгерой, преодолевшийсвоизаблуждения, ноостающийсявбуржуазномобществе.