Общаяхарактеристикалитературывторойполовины 19 века – начала 20го. МестоизначениероманаФлобера «ГоспожаБовари».

Натурализмстановитсяоднимизважнейшихявленийвторойполовины XIX- началаХХв. Натурализм, импрессионизм, символизмисоотношениемеждуними. Натурализмрубежавеков – этоихудожественныйметод, тоестьспособвоссозданиядействительности, илитературноенаправление, тоестьсовокупностьхудожественно-изобразительныхиэстетико-мировоззренческихпринципов. Какметоднатурализмпроявлялсебяивпредыдущиеэпохи. Всвязисэтимможноговоритьо «натуралистическихчертах» втворчествемногихавторов: отантичныхдосовременных. Каклитературноенаправлениенатурализмскладываетсявовторойполовине XIX в. ОсновныепринципынатурализмаразработаныЭ. Золяиизложеныимвработах «Экспериментальныйроман» (1880), «Натурализмвтеатре» (1881).

Другимзаметнымявлениемлитературногопроцессарубежавековявляетсяимпрессионизм. Еслиимпрессионизмвживописи – этоужеустоявшеесяявление, токпониманиюлитературногоимпрессионизмавозможныразличныеподходы (импрессионизм 1870-80-хгг. каксамостоятельныйметод; импрессионизм – промежуточноеявлениемеждунатурализмомисимволизмом; импрессионизм – неотъемлемаячертасимволистскогостиля; импрессионизм – основнаяпоэтикавсейпрозырубежавеков). Еслинатуралистытребовалиточноговоспроизведенияфакта, тоимпрессионистыбуквальновозводиливкультотражениевызванноготемилиинымфактомвпечатления. Импрессионистическиетенденциикаксвойствостиляможнообнаружитьвтворчествемногихзападноевропейскихирусскиххудожниковслова (А. Рембо, П. Верлен, С. Малларме, Э. Золя, братьяЭ. ИЖ. деГонкур, О. Уайльд, М. Пруст).

Вовторойполовин XIX – началеХХвв. получаетдальнейшееразвитиеромантизм (позднеетворчествоВ. Гюго) икакгенетическийснимсвязанныйформируетсянеоромантизм. Неоромантизмсближаетсясромантизмомкаквтематическом, такивизобразительно-стилевомпланах. Характернымичертаминеоромантизма, достигшегокульминациив 90-егоды XIX векаисследователисчитаютследующие: неприятиедействительности; сильнаяличность, духовнонеукротимаяичастоодинокая, побуждаемаякдеятельностиальтруистическимиидеалами; остротаэтическойпроблематики; максимализмиромантизациячувства, страсти; напряженностьфабульныхситуаций; приоритетэкспрессивного, выразительногонадописательным; активноеобращениекфантастике, гротеску, экзотике.

Особенноговниманиявлитературерубежавековзаслуживаетэстетизм, наиболееполновыразившийсяванглийскойлитературномпроцессе.СвоеобразнойхудожественнойиллюстрациейанглийскогоэстетизмаможетсчитатьсятворчествоО. Уайльда.

Вовторойполовине XIX – началеХХвв. дальнейшееразвитиеполучаетреализм. Интенсивностьегоразвитиявразныхстранахнеоднородна. ВоФранциионвсвоейклассическойформесложилсяужев 30-е – 40-егоды (Стендаль, Бальзак), вАнглии (40-е – 60-е). Вдругихевропейскихстранахэтопроисходитв 60-70-егодыивболеепозднеевремя. Реализмрубежавековвсецелосориентированнахудожественныеисканияэпохи. Онстановитсябогачевжанрово-стилевомотношении, появляютсяновыеформыизображениядействительности. Нарубежевековсоциально-бытовоеначалоначинаетсменятьсяфилософско-интеллектуальной, духовно-личностнойпроблематикой.

Нановуюступеньсвоегоразвитияподнимаетсяевропейскаядраматургиярубежавеков. СтворчествомБ. Шоу, Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана, М. Метерлинка, внастоящеевремясвязываютпонятие «новаядрама». Драматургирубежавека – этоитеоретикитеатральногодела, экспериментаторыиноваторывобластидраматургическогоискусства.

МестоизначениероманаФлобера «ГоспожаБовари».""
Флоберговорил: япридумаюгероиню, женщину, котораявстречаетсячащедругих. ВроманемывидимЭмму – мечтательнуюпровинциалку, которуюокружаетсовершеннореальнаясреда. Флобернезрядалсвоемуромануподзаголовок «провинциальныенравы». Заставивсвоюгероинюжитьвмещанскойсреде, Флоберперенесвниманиенатудействительнуюжизненнуюоснову, котораяснеобходимостьюпорождаетугероинииллюзии, надеждыижеланияиприводитееккатастрофе. Вместо «экспериментирования» надискусственноизолированнымотжизничеловеческимсознанием, оннаписалкнигу, исполненнуюнеобычайнойсилыпроникновениявобщественнуюпсихологиюсвоеговремени. Флоберизобразилсреднегогероя, такого, котороговстречаешьнакаждомшагувежедневномсуществовании. Онискалсюжетаобыденногоитрагическоговодноитожевремя: ведьтольковтакомроманеонсможетпоказатьсвоюэпоху, таккакспецифическойееособенностьюбылапошлость.
ТоестьФлобервозвращаетсякпроблеме, открытойещеБальзаком. Показатьспецификусовременности – значит, показатьеепошлость, следовательнотипичносовременныйромандолженстатьтрагедиейпошлости.
Сюжетфлоберовскогороманаоснованнабанальнойколлизии: жена, нелюбимыймуж, которогоонаобманываетсначаласоднимлюбовником, затемсовторым, коварныйростовщик, улавливающийвсвоисетижертву, чтобынажитьсяначужойбеде. Несложноевзаимодействиеэтихфигурприводитктрагическойразвязке. Разочаровавшисьвлюбовниках, вконецразореннаяростовщиком, убоявшаясяпубличногоскандала, несмеющаяраскрытьсявсвоихпреступленияхдоверчивомудослепотымужу, жена-прелюбодейкакончаетжизньсамоубийством, отравившисьмышьяком. Тоесть, несмотрянатрагическийконец, всёэтоввысшейстепениобыкновенноипросто, дажепошло. Но, настаиваянаправехудожникаобращатьсяксамымпошлымитривиальнымсюжетам, Флоберговорил:
«Поэзия, подобносолнцу, заставляетинавознуюкучуотливатьзолотом».



Наши рекомендации