Сделайте комплексный анализ стихотворения.
Исходя из того, что художественный текст представляет собой единство содержания и формы, определённой информации и образной системы, Вам необходимо показать, в чём именно проявляется это единство в рассматриваемом произведении. Аргументировать свою точку зрения Вы можете, используя следующие вопросы:
1) определите тему и основную мысль текста, обоснуйте выбор жанра;
2) охарактеризуйте композицию произведения, её связь с сюжетом, с помощью которых обеспечивается художественная целостность текста; взаимосвязь его частей, развития лирического сюжета;
3) выделите в тексте изобразительно-выразительные средства языка, наиболее важные, на ваш взгляд, для выражения его идеи и создания образа лирического героя;
4) можете ли Вы назвать произведения искусства, с которыми так или иначе связан анализируемый текст (в литературе, живописи, музыке, кино)? Обоснуйте свои ассоциации?
Ф.И. Тютчев
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела...
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
Вариант 4
Сделайте комплексный анализ произведения.
Исходя из того, что художественный текст представляет собой единство содержания и формы, определённой информации и образной системы, Вам необходимо показать, в чём именно проявляется это единство в рассматриваемом произведении. Аргументировать свою точку зрения Вы можете, используя следующие вопросы:
1) определите тему и основную мысль текста, обоснуйте выбор жанра;
2) охарактеризуйте композицию произведения, её связь с сюжетом, с помощью которых обеспечивается художественная целостность текста; взаимосвязь его частей, развития сюжета;
3) выделите в тексте изобразительно-выразительные средства языка, наиболее важные, на ваш взгляд, для выражения его идеи и создания образа героя; передачи авторской позиции;
4) можете ли Вы назвать произведения искусства, с которыми так или иначе связан анализируемый текст (в литературе, живописи, музыке, кино)? Обоснуйте свои ассоциации?
И.С. Тургенев
Голуби
Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.
Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Все притаилось ... все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно щелкал и хлопал одинокий, крупный лист лопуха.
Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду ... и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!
Но туча не двигалась. Он по-прежнему давила безмолвную землю ... и только словно пухла да темнела.
И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.
Летел, летел — все прямо, прямо ... и потонул за лесом.
Прошло несколько мгновений — та же стояла жесткая тишь ... Но глядь! Уже два платка мелькают, двакомочка несутся назад; то летят домой ровным полетом два белых голубя.
И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!
Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья paзорванные, облака, все закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет, как из пушки, отрывистый гром, запахло серой.
Но под навесом крыши, на сомом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.
Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа ...
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них ... Хоть я и один ... один, как всегда.
Вариант 5