Конспект открытого урока по литературе в 7 классе
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе
МБОУ «Основная общеобразовательная Знаменская школа»
Н.С. Лесков. «Левша».
Особенность проблематики и основная идея повести.
Цели:
- учить школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями; учить филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания);
- обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики;
- воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни.
Дидактические задачи, направленные на достижение целей:
- организационно-психологического этапа: подготовить учащихся к работе на уроке;
- этап проверки домашнего задания, воспроизведения и коррекции опорных знаний учащихся:установить правильность и сознательность выполнения задания;
- этап постановки темы, цели, задач урока:организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся
- этап актуализации знаний и умений учащихся:– воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
- этап организации восприятия и осмысления новой информации: дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;
- этап закрепления:закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу, вырабатывать практические умения;
- этап обобщения: выделить основное и сформулировать выводы;
- этап контроля и диагностики: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.
Оборудование: художественный текст “Левша”, учебник литературы автор: Меркин Г.С., конспект урока, диагностическая таблица, стенд с письменными работами, картинки по сказу Н.С.Лескова “Левша”, портрет Лескова, эпиграф.
“…Литературное творчество Лескова… – становится
…иконописью, он начинает создавать для России иконостас
её святых и праведников”.
М.Горький
Ход урока
1. Организационно-психологический этап:
Организация внимания. Посмотрите на гостей.
2. Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Мы с вами прочитали сказ Николая Семеновича Лескова “Левша”.
Тема урока:
«Особенность проблематики и основная идея повести».
Сейчасмы повторим пройденный материал:
для этого выполним два вида заданий: 1. проведём конкурс внимательного читателя и 2. тестирование по литературным терминам.
Раздать карточки с заданием восстановить соответствие. (задание б)
а) Конкурс внимательного читателя.
1. С какой буквы автор пишет “Левша”?
2. С чего начинается работа “тульских мастеров”? (С молитвы.)
3. К какому святому обращаются они за помощью? (К Николаю Угоднику.)
4. Как называет сказитель таблицу умножения? (“Долбица умножения”.)
5. Какое море омывает Англию в сказе Лескова? (“Твердиземное”.)
б) проверка на знание литературных терминов:
Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
Портрет – изображение внешности героя в произведении.
Эпиграф – краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
Заполнить таблицу. (Диагностика фактологических знаний учащихся6 см. приложение 1)
Основная часть урока.
Этап постановки темы, цели, задач урока.
Запись темы урока : Н.С. Лесков. «Левша».
Особенность проблематики и основная идея повести.
Все задания помогут вам осмыслить тему сегодняшнего урока:
Задача урока – понять всё самое важное, что хотел сообщить нам писатель Н.С. Лесков в своем сказе «Левша».
Эпиграфом урока я взяла слова писателя А.М. Горького «…Литературное творчество Лескова… – становится…иконописью, он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников”.
М.Горький
На доске написаны вопросы:
Чтение и анализ эпизода “Левша на приёме у императора”.
– Как раскрывается характер Левши в этом эпизоде?
На доске и в тетрадях появляется запись:
Левша:
Скромность;
Чувство собственного достоинства;
Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.
Работа с пословицами.
Какая из пословиц созвучна теме урока?
Гордость бедностью смиряется.
На бедного везде каплет.
Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.
(Записывается в тетрадь.)
Третья пословица наиболее полно отражает тему урока, человек независимо от социального статуса, достоин сочувствия и уважения.
– Что сообщает Левша перед смертью и о каком качестве это свидетельствует.
(У англичан не чистят ружья кирпичом. Верность. Не случайно английский подшкипер и говорит: “У него хоть шуба Овечкина, так душа человечкина”.)
Приложение 1
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе
МБОУ «Основная общеобразовательная Знаменская школа»
Н.С. Лесков. «Левша».