Конец XVIII – начало XIX века. Роль периода в становлении стилистики.
Три кита, на которых держалась теория словесности того времени: грамматика, риторика и пиитика.
М. Сперанский – 1792г – курс лекция по риторике, «Правила высшего красноречия», получил высокую оценку у деятелей 19 века.
И. Рижский (член РАН, преподаватель риторики, истории и философии). Книга «Опыт риторики» (1809 год). Первый профессор красноречия. Читал курсы по красноречию и истории российской словесности. В его трудах важное место занимала проблема чистоты и правильности русской речи.
А. Никольский (ученый-словесник и переводчик) перевёл риторические наставления Квинтиллиана.
Мерзляков, автор риторики для светских учебных заведений.
В XIX веке в России начался кризис риторики. Учение о красноречии становится все более схоластичным. Красноречие выражается в формальной логике и чрезмерном украшательстве речи. Риторика начала утрачивать своё содержание. Такую риторику Белинский сравнивал с алхимией и астрологией.
Судебная риторика и её роль.
Несмотря на то, что 19 век стали кризисным для русской риторики, в это время получает своё развитие судебное красноречие. Появляются труды, связанные с его исследованием – Глинский «Русское судебное красноречие» (1897), Тимофеев «Судебное красноречие в России».
1864 год – судебные реформы (появление гос. обвинителей).
Судебное красноречие ставит три задачи, которые определяют выполнение главной цели оратора – пленить, доказать и убедить, то есть подчинить себе слушателя, заставить его принять предлагаемую позицию. Средства реализации могут быть различны: от аргументации до психологического давления, суть в одном - повлиять на решение суда, в пользу выступающего. Особого внимания заслуживает А.Ф. Кони, чей многомерный талант, авторитет и опыт снискали уважение ещё при его жизни, а обвинительные речи были и остаются эталоном для юристов
Виноградов, его роль.
В начале 20 века, в годы соц. реформ вопросы стилистики начали приобретать совершенно иной резонанс. Большую роль в развитии стилистики, в разработке социологического и историко-литературного изучения языковых стилей сыграли труды В. В. Виноградова (в частности, его попытки отграничить стилистикуот поэтики, а внутри разграничить разные её разделы: стилистикуязыка, стилистику речи, стилистику художественной литературы).
«Во-первых, стилистика языка воспринимается как «система систем» или структурная стилистика. Во-вторых, как стилистика речи (т.е. разных видов и актов потребления языка). В-третьих, как стилистика языка художественной литературы» [Виноградов, «Стилистика, теория поэтич. речи, поэтика» (1963)].
Его труды: «Стилистика, теория поэтич. речи, поэтика» (1963), публикации «О задачах стилистики» (1923), дискуссия по вопросам стилистики в журнале «Вопросы языкознания» (1954).
11. Стилистическая окрашенность. Определение, примеры.
Стилистически окрашенная лексика – лексика, принадлежащая к определенному стилю языка. Термины – тоже стилистич. окраш. слова.
Стилистич. окрашенность языковых средств – первооснова и главный ресурс стилистики. Она зависит прежде всего от сферы их употребления.
Существует огромное кол-во слов, лишенных стилистической окраски. Эти слова не ограничены никакой определенной сферой употребления. Такие слова называют нейтральными (стол, ходить, стена и т.д.).
Те языковые средства (слова, фразеологизмы, грамматические формы), которые выступают только в определенной сфере (например, в сфере разговорно-бытовой речи), становятся стилистически окрашенными, маркированными (напр.: набедокурить, потасовка, рвать и метать и т.д.).
12. Двуплановая стилистич. окрашенность. Примеры.
Все слова языка можно разделить на нейтральные и стилистически окрашенные (обладающие функционально-стилевой окрашенностью, т.е. принадлежащие к определённому стилю языка).
Слово, обладающее не только функционально-стилевой, но и эмоционально-экспрессивной окрашенностью, будет называться двупланово стилистически окрашенным.
Например: слова «верзила», «мазня» - разговорные (первый план стилистич. окр.) вместе с тем и отрицательно-оценочные (второй план стилистич. окр.).
Двуплановая стилистич. окрашенность наблюдается главным образом у разговорных и публицистических слов и выражений.
Среди публицистически окрашенных лексико-фразеологических средств языка большинство имеет либо положительно-оценочную окрашенность (новатор, передовик, труженик), либо отрицательно-оценочную (марионетка, пресловутый).