Особенности современной детской литературы
Особенности современной детской литературы
Т.И. Русских, преподаватель литературы для детей и юношества КГБОУ СПО Красноярский краевой библиотечный техникум, г. Канск, Красноярского края
К основным тенденциям современной детской литературы относятся: интернациональный характер; серийность, связь с кино, телевидением, компьютером; гендерная адресованность; социальная актуальность; игровое начало; трансформация традиционных жанров детской литературы. Смена читательских интересов детей.
В прозе заметнее, чем в поэзии, осуществляется гендерный подход к героям и к формам произведений, которые условно делятся по мальчишеско-девчоночьему предпочтению книжных интересов (издания для девочек из любовной серии и издания для мальчиков из серии приключений).
Игровое начало детской литературы
1. Игра со словом, традиционная в России форма творчества для детей, как в 20-е годы ХХ века, обрела лингвистический характер. Людмила Петрушевская, публиковавшая свои заумно-лингвистические сказки, произвела большое впечатление на детей и взрослых.
«Филологический юмор» - черта поэзии М.Д.Яснова (сб. «Носомот с бегерогом», 1991; «В гостях у Свинозавра», 1996; «Чудетство», 1999), а также поэтов Тима Собакина и Дмитрия Авилиани.
Тима Собакин взял слово «бегемот» и написал цикл произведений в прозе и стихах. Его фигурное стихотворение «Квадратный бегемот» (Урок чтения задом-наперёд)», 1990, пародирует формалистические изыски поэзии для взрослых.
2. Игра как мотив сюжета используется многими современными писателями (Ю.Нечипоренко, М.Москвиной, К.Драгунской, С.Силиным и др.). Их рассказы насыщены комедийными элементами, в которых осуществляется непосредственная связь между игрой и смехом, игровым и комическим как проявлением детского внутреннего мира, детского сознания. Часто писатели изображают игру через призму детской психологии – не как игровое действие, а как деятельность фантазии. Яркий пример – рассказ Марины Москвиной «сейчас он придёт и будет весело». Повествование выстроено по модели «сновидение днём». Мальчик один дома, ему скучно, и он начинает фантазировать. Как только отец переступает порог квартиры, фантазийный мир ребёнка исчезает. Как бы опасаясь того, что взрослые своим неверием в существование выдуманного мира, разрушат игру, ребёнок незамедлительно прячет воображаемых героев в глубины сознания до следующего раза.
Та же модель «сновидения днём» используется Валентиной Дёгтевой в историях про Нинку. Показателен в этом плане рассказ «Кто там». Оставшись дома одна, Нинка становится 2заложницей» собственных фантазий – Волка, Бабы Яги, воров. При этом девочка ни секунды не испытыает страха перед опасными друзьями. А возвращение мамы воспринимает как нежеланное вмешательство в игру: «Нинка висела у волка на хвосте и сопела от обиды. – Не расстраивайся, девочка, сказал волк, - я тебя в следующий раз съем». Продолжение игры в следующий раз зависит только от того, как скоро у ребёнка появится возможность остаться наедине со своими фантазиями.
В некоторых произведениях выдуманная ситуация становится основным сюжетным мотивом.
Персонажи, их действия, события – всё реально, но ребёнок воспринимает происходящее через призму своего воображения.
Герои рассказов Юрия Нечипоренко «Папа шпион» и М. Москвиной «Все мы инопланетяне в этом мире» живут самой обычной жизнью – с поездками за город, мотоциклом, яблонями во дворе и соседскими мальчишками. Но ребёнок легче поверить в НЛО или говорящую собаку, чем в то, что его жизнь обыкновенная и в ней нет места чуду.
3. «Живые игрушки» для детей становятся персонажами книг. Довольно часто именно с их помощью взрослые пытаются внушить детям необходимые модели поведения.
Современная сказка
Современные разновидности сказочной прозы: фэнтези, философская сказка.
Любовь Сидорова, ещё недавно преподаватель иностранного языка Литинститута, - член союза писателей России, дипломант конкурса имени П.П. Ершова. По одной из её сказок с большим успехом шёл спектакль в московском театре «Бенефис». В её сказке «Загадка времени года» реальность и фантастика идут рука об руку.
Природа загадала детям загадки своим неестественным проявлением. Зима - лютым холодом, Весна – отсутствием так радующих нас цветов, Лето – жарой, Осень – дождями.
Оказывается, Зиму несправедливо считают злой, и, как для осени, пожалели для неё добрых слов. Весна и лето потеряли голову от любви и о своих обязанностях радовать людей
Много достоинств Вани и Маши отмечают читатели: любознательность, настойчивость, смелость, умение дружить, уважительное отношение к тем, кого повстречали, умение слушать, жалеть, прощать, быть великодушными.
Сказка Лидии Думцевой ценна нравственным уроком, который преподносит автор маленьким читателям. Действительно, в основе общественной морали с библейских времен находится фундаментальная идея о любви человека к своему дому, к своей семье, но прежде всего, конечно, к матери, подарившей жизнь.
Столь же серьезными перипетиями и нравственными проблемами отмечены сказки Валерия Квилория. В частности, герой сказки "Неправильное деревце" волшебный мальчик по имени Петька (оказывается, в сказках бывают и такие мальчики) посадил около своего дома маленькое деревце, а ухаживать за ним не захотел: "- Эй, - просит деревце, - полей меня, пожалуйста! - Да, ну тебя, - машет рукой волшебник Петька, - надоело!".
Постепенно Петька начинает настоящую войну с деревом: то пытается смастерить из него собачью конуру, то силится (разумеется, безуспешно) срубить его под корень, а то, сев на коня и выхватив из ножен острую саблю, скачет на вредное дерево в атаку. В реальной жизни волшебник Петька легко бы победил противника, однако, сказочное пространство способно наделять невиданной силой и чудесными свойствами весь окружающий человека мир, а поэтому не удивительно, что деревце, в конце концов, побеждает незадачливого чародея, вместе с которым погибает и вся планета. Какое счастье, что такая страшная история может произойти только во сне! Проснувшись, Петька начинает понимать, самое главное на свете волшебство - это чуткость, сострадание и умение позаботиться о тех, кто рядом с тобой.
Сергей Седов – известный сказочник. Он умеет вырастить сказку из чего угодно. И сказки очень за это Седова уважают и приходят к нему где угодно, хоть на улице, хоть в магазине. Тем более что магазин «Детский мир» – очень даже сказочное место.
«Сказки про мам» Сергея Седова можно отнести к литературе с двойной адресацией: обращённой к детям и взрослым одновременно. Издатели предназначили книгу «для семейного чтения».
20 произведений цикла объединены содержательно, а также элементами поэтики. Заглавие каждой сказки начинается с фразы «Жила-была мама». На 1-ой странице предусмотрено место для рисунка или фотографии, шаблон сопровождается подписью: «Моя любимая мамочка».
Поучаствовать в оформлении книги, читатель превращается в её соавтора».
Сказочный цикл воспроизводит многообразие жизненных ситуаций с устойчивыми семейными ролями.
Каждая сказка имеет свои собственные «декорации» (Арктика, Антарктика, Египет). Кроме того, автор использует уже существующие сказочные и литературные образы. Героиня первой сказки названа Аэлитой. В цикле появляется Красная Шапочка, Мальчик с Пальчик, Серый Волк, Людоед.
Герои живут вне исторического времени, но их жизнь наполнена деталями современного быта. В жизнь семьи вторгаются богачи, чудища, ведьмы. Герои пытаются восстановить внутрисемейный порядок.
В.Пропп, перечисляя постоянные и переменные величины волшебной сказки, в качестве постоянных упоминаются функции действующих лиц.
«Сказки про мам» С.Седова содержат также устойчивые функции: «отлучка», «беда и противодействие», «испытание», «престолонаследие», «свадьба» и др.
К устойчивым сказочным функциям автор даёт прагматическое обоснование. Например, в первой сказке все женщины рода наделены способностью к оборотничеству. Благодаря инопланетной природе они могут принимать любую внешность. Автор прибегает к псевдонаучным объяснениям: «Стала Аэлита мамой. Сначала родился мальчик, а потом девочка. Мальчик – земной житель оказался, а девочка получилась инопланетянка. Такая вот закономерность (генетическая)».
В каждой сказке показывается семейная ситуация. Обычно выделяют 2 поколения. В 14 историях из 20 семья неполная: отец либо умер, либо о нём ничего неизвестно. В остальных 6 сказках отцу отведена периферийная роль. Он лишён мужской сказочной функции героя, искателя, добытчика. В сказках неоднократно подчёркивается его слабость, бездеятельность.
Материнский образ в произведениях Седова существенно изменяет гендерные традиции русской волшебной сказки.
Терпение, кротость уступает место активному жизненному сценарию. Материнский образ объединяет женские и мужские возможности. С одной стороны она становится родоначальницей, определяющей ветвь семейного древа. Задаёт ребёнку модель поведения, которой он должен следовать (ставят условия для замужества/женитьбы; даёт задание или влияет на социальное положение ребёнка).
Сказочная мама легко проникает в пасть крокодила, в желудок чудовища, в брюхо волку.
Роль мамы в цикле «Сказки про мам» заключена в освоении окружающей действительности. Либо сама героиня путешествует, прыгает с парашюта и т.д., либо ребёнка побуждает сделать это.
Главной ценностью становится интуитивное понимание матерью детей, и наоборот. В сказке «Жила-была мама. Ужасно рассеянная» героиня существует вне порядка будничной жизни. Дети находят интуитивное решение.
Если выстроить негативные инварианты образа мамы, присутствующие в книге, в порядок нарастания критичности, то в каждом следующем инварианте усиливается потеря контроля над сознанием: «забывчивая», «Рассеянная», злая, крикливая, «жуткая пьяница». В последнем случае только детям удаётся разбить бутылочку и вытащить родителей, затянутых внутрь «Водочным духом».
«Сказки про мам» - психологические сказки, утверждающие ценность понимания вне слов.
Главная героиня произведения Эдит Пату «Восток» Ольда, жена и дочь картографа, слишком серьезно подошла к семейному поверью, что характер и судьба ребенка зависят от того направления, в котором рожаешь. Выйдя замуж, она твердо решила иметь семерых детей — по одному на каждую сторону света, кроме севера. Сказано — сделано: семь детей за семь лет, от северо-востока до северо-запада, — и широкое платье отправляется в шкаф. Но умирает Оливи, «восточный» ребенок — и Ольда решает родить другого ей на смену. Однако, вопреки планам суеверной мамы, восьмое ее дитя замыкает круг: Роуз рождается на север.
«Северный» ребенок — это любопытство, непоседливость и страсть к путешествиям. Казалось бы, что плохого? Но Ольде нагадали, что ее северный ребенок погибнет подо льдом и снегом. Правду о рождении девочки знают только мать и отец; она сама, братья и сестры уверены, что Роуз — «восточная». Но родительская «ложь во спасение» не помешает Роуз уйти навстречу судьбе...
Книга Патту строится по сказочным законам. Здесь есть бедная девушка-рукодельница, королева троллей и заколдованный принц, условия, нарушив которые, потеряешь любимого, долгие поиски, свадьба суженого с другой и три бальных платья, каждое красивее предыдущего. Здесь есть все четыре стороны света, исхоженные в поисках счастья. Но еще здесь есть вполне внятная привязка ко времени и месту, жизнь простой норвежской семьи и очень много самых разных географических карт — на бумаге, пергаменте, деревянных дощечках и даже моржовых бивнях. И рассказ от первого лица — попеременно от самой Роуз, ее отца и брата, любимого и соперницы. Здесь есть свежий ветер захватывающей истории, и прозрачность традиционных сказочных поворотов лишь помогает лучше узнать героев.
«Восток» Эдит Патту – это почти реалистическая фантазия на основе старой сказки. Дочь короля троллей похитила юного принца, потому что полюбила его, но отец разгневался на непослушное дитя. Расплачиваться же пришлось все тому же принцу: он был превращен в белого медведя и вынужден 150 лет бродить по Норвегии и Франции в надежде, что какая-нибудь девушка освободит его от заклятия. От девушки требовалось всего ничего: прожить год по доброй воле в заколдованном медвежьем замке, спать в одной постели с таинственным незнакомцем и не видеть его лица, иначе придется ему, бедолаге, сбросив медвежью шкуру, жениться на тролльской королеве. Кстати, в нынешнем изложении этой истории американская писательница старательно исключает даже намек на нецеломудренность отношений героев. Девушка, понятно, подзуживаемая родственниками и любопытством, зажигает в ночи свечку и... Ну, в общем, исход событий ясен: дальше ей придется идти в том самом небывалом направлении «на восток от солнца, на запад от луны», чтоб попытаться исправить то, что натворила. Конечно, все кончится хорошо и они поженятся, но сначала героине и читателям придется пережить немало удивительных приключений.
«Восток» притягателен не только потому, что бродят по книге финноговорящие тролли. И не только потому, что герои обладают сильными, цельными характерами, а мотивация их поступков выглядит логично. Писательница всеми силами старалась создать достоверную картину быта старой норвежской деревни, как можно более реалистично описать картины жизни заколдованного замка, подробнейшим образом нарисовать, как спасались в старину от морозов жители покрытой льдом Гренландии. Все это Эдит Патту делает мастерски, и потому особенно обидно видеть в книге очевидные ляпы вроде платка из ткани в экипировке эскимосской женщины или выпуска газет в Норвегии середины XVI века (на самом деле первая европейская газета вышла в 1609 году). Кстати, датировку событий нельзя было бы установить с точностью, если б писательнице не взбрело в голову нарядить в медвежью шкуру реально существовавшего принца – умершего в детстве сына французского короля Карла VI Безумного. Право, без таких подробностей книга ничуть бы не пострадала, но Эдит Патту очень хотела создать максимально реалистическую сказку. На чем и прокололась, увы.
Приключенческая литература
Приключенческая литература – явление сложное. Большинство педагогов признаётся познавательная функция данной литературы, пробуждающая интерес к жизни, истории и географии, к постижению тайн Вселенной и современных научных знаний.
Приключенческая литература – художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях.
В начале XXI века под термином «приключенческая литература» стали понимать литературу, объединяющую «с острыми сюжетными ситуациями, напряженным действием, обыгрыванием разного рода загадок и тайн».
Приключенческая литература соотносится с жанрами путешествия, детектива, научной фантастики. Темы самыми жанрами, которые чаще всего востребованы детьми.
Одним из доминирующих признаков приключенческого жанра является острый динамический сюжет, который, «почти не допускает при этом психологизма и описательности – и то и другое тормозит стремительное развитие действия.
Завязкой приключенческого романа обычно является та задача, которую должен решить герой. Затем следуют бесконечные его приключения, своего рода игра в судьбу. Каждая новая ситуация усиливает эмоциональное напряжение повествования. На пути положительного героя непременно встаёт антигерой, который всячески мешает достижению цели. Отрицательный персонаж совершает какой-либо проступок : это может быть похищение человека, убийство или кража драгоценностей, важного документа, семейной или государственной реликвии.
Учитывая специфику приключенческого жанра и интерес современного читателя, отечественные прозаики начала XXI века стали активно создавать новую приключенческую литературу, часто сочетающую, в себе идейно-художественные особенности литературы приключенческой, научно-художественной и фэнтези.
Привлечение такого рода литературы к процессу образования и воспитания будет способствовать активизации познавательного интереса обучающихся в области литературы.
Школьникам 13-15 лет в силу своего возраста любящих острые, динамичные сюжеты и увлекающихся сильными личностями, будут интересны романы Елены Чудиновой «Ларец» и «Лилия». Созданные по канонам приключенческого романа XIX XX вв., но и с элементами фэнтези, они повествуют о веке XVIII, о времени правления императрицы Екатерины Великой.
«Ларец» - первый роман из дилогии, посвящённый великой битве между добром и злом, в котором приключения трёх девочек чудесным образом переплетаются с судьбой России и Православие.
В погоне за необыкновенным ларцом, девочки раскрывают ужасающую тайну, грозящую гибелью России, встречаются с секретным орденом, борющимся со злом, побеждают таинственного господина Венедиктова, соблазняющего и губящего всех, кто встречается на его пути.
Главная героиня книги Нелли Сабурова, живя в православной России XVIII века, меньше всего знает именно о православии. Девочка Нелли обладает странными способностями – умением видеть в драгоценных камнях прошлое, развивает себя волшебными историями. Она даже не задумывается о том, хорошо это или плохо.
Роман Е. Чудиновой «Лилия» повествует о приключениях уже подросших героинь дворянки Нелли Сабуровой, в замужестве Елены Кирилловны Росской, супруги французского изгнанника Филиппа де Роскоф, её верной подруги – горничной и цыганки Кати. Через десять лет подруги оказываются снова в водовороте событий, их приключения становятся всё более опасными, «так как теперь против них не только демонические силы, но и целое государство, охваченное кровавым безумием»,- революционная Франция.
Особенности современной детской литературы
Т.И. Русских, преподаватель литературы для детей и юношества КГБОУ СПО Красноярский краевой библиотечный техникум, г. Канск, Красноярского края
К основным тенденциям современной детской литературы относятся: интернациональный характер; серийность, связь с кино, телевидением, компьютером; гендерная адресованность; социальная актуальность; игровое начало; трансформация традиционных жанров детской литературы. Смена читательских интересов детей.
В прозе заметнее, чем в поэзии, осуществляется гендерный подход к героям и к формам произведений, которые условно делятся по мальчишеско-девчоночьему предпочтению книжных интересов (издания для девочек из любовной серии и издания для мальчиков из серии приключений).