Поэма А. Твардовского «Василий Теркин».

Семинар № 1.

Поэма А. Твардовского «Василий Теркин».

Цель: получить системное представление о своеобразии творческого метода и поэтики произведения А. Твардовского.

  1. Жанрово-композиционное своеобразие поэмы военных лет (Н. Тихонов «Киров с нами», О. Берггольц «Февральский дневник», В. Инберг «Пулковский меридиан», М. Алигер «Зоя», П. Антокольский «Сын»).
  2. Творческая история поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».
  3. Жанровое своеобразие поэмы.
  4. Особенности композиции.
  5. Образ Теркина в поэме. Проследить, как автор соотносит поведение и переживание героя с ходом войны.
  6. Образ автора и его функция в поэме.
  7. Художественное мастерство А. Твардовского (народность поэмы, роль фольклорных традиций, юмор в произведении).
  8. Особенности поэтической лексики и фразеологии.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

Семинарское занятие №2.

Лирика «шестидесятников»

(Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Окуджава, А. Вознесенский).

Цель: получить системное представление о своеобразии творческого метода поэтов-«шестидесятников».

1. Подготовить индивидуальные сообщения по творческому пути Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы, А. Вознесенского (сообщение необходимо сопроводить презентацией и выдержками из произведений).

2. Поэтический бум — особый этап в развитии русской поэзии ХХ века.

3. . Какие общественные процессы нашли отражение в лирике поэтов?

4. Выделите ключевые мотивы в творчестве поэтов. Подтвердите свой выбор примерами из текстов.

5. Образ лирического героя в творческом наследии поэтов. Внутренний мир, искания лирического героя.

6. Своеобразие поэтического слова поэтов. Рифма, ритм и т.д.

7. Дать характеристику: «громкой поэзии». Представители. Традиции В. Маяковского. Основные темы, образы, художественные приемы.

8. Творчество А. Вознесенского:

- сборник «Треугольная груша»: особенности тематики, проблематики, поэтики

- сборник «Антимиры», 1964;

- поэма «Лонжюмо».

9. Поэзия Е. Евтушенко:

- характеристика сборника «Нежность»;

- поэма «Братская ГЭС».

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

Семинарское занятие №3-4.

Солженицын А. И. Один день Ивана Денисовича

Цель:научиться анализировать и выявлять художественные особенности произведения, используя навыки литературоведческого анализа.

1. История публикации повести. Полемика вокруг неё в 60-е годы.

2. Пространство и время повести.

3. Образ автора (рассказчика? повествователя?).

4. Главный герой повести. Охарактеризуйте его. Можно ли вслед за многими критиками считать его развитием толстовского патриархального идеала?

5. Типы героев повести.

6. Центральные эпизоды повести.

- Строительство ТЭЦ. Какое символическое значение имеет этот эпизод? Как в нём раскрывается тема труда?

- Спор об Эйзенштейне (правда и эстетика в искусстве).

- Диалог о вере Ивана Денисовича с Алёшкой-баптистом.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

Семинарское занятие № 5-6.

Коллоквиум.

Функция житийной традиции в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

Цель:научиться анализировать и выявлять художественные особенности произведения, используя навыки литературоведческого анализа.

1. Каково первоначальное название рассказа? Как оно соотнесено со вторым названием?

2. Вспомните художественные принципы, лежащие в основе житийного жанра. Что значит быть праведником? Как в древнерусской традиции соположены образы праведника и святого? Каково жанровое преломление данного соположения?

3. Покажите обусловленность судьбы Матрены Васильевны социальными и предначертанными причинами:

- раскройте смысл образа раскулаченной колхозной деревни, обратите внимание на характер труда и быта в ней, способы выживания колхозников;

- вспомните историю замужества героини, подумайте над смыслом судьбы «подставной» Матрены.

4. В чем принципиальное отличие Матрены Васильевны от ее окружения?

5. Как соотнесено жизненное поведение героини с житийной традицией?

- какую форму подвижничества избрала Матрена Васильевна?

- что предопределило гибель героини? Выполнила ли она свое предназначение?

- каким художественным законам подчинено изображение смерти Матрены Васильевны?

6. определите место рассказчика в повествовании? Какова мера его личного участия в ее судьбе?

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

Семинарское занятие № 7.

Семинарское занятие № 8-9.

Семинарское занятие № 10.

Творчество А. Вампилова.

Цель:научиться анализировать и выявлять художественные особенности произведения, используя навыки литературоведческого анализа.

1. Прочитать пьесу А.Вампилова «Утиная охота».

2. Дать определение драматическому роду литературы.

3. Творческая биография А. Вампилова.

4. Проблемы и герои пьесы.

5. Жестокость и бесчеловечность, равнодушие, столкновение добра и зла и способы проявления в пьесе. Приведите примеры из текста.

6. Социальные и нравственно-психологические причины изломанности человеческой жизни.

7. Особенности конфликта пьесы.

8. Сюжет и композиция пьесы.

9. Сценическая жизнь пьесы.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

Семинарское занятие № 10.

Проследите по тексту полемику с литературностью, (см. размышления Ю. Керженцева о старом английском журнале, о «Севастопольских рассказах»). Как реализует себя на уровне повествованитя установка на дневниковость?

2. Проанализируйте пространственно-временную организацию повести. Покажите, чем создается полнота впечатлений.

3. Как война связана с миром, с общекультурными ценностями. Обратите внимание на;

- функции ретроспекций (воспоминания героя о родном городе и доме, об учебе в архитектурном институте),

- семантику и поэтику фотографий,

- смысл образов Книги и Музыки.

Проанализируйте описание боев. Покажите, как осуществляется на войне глубинное открытие человека. Обратите внимание на переориентацию нравственных ценностей в сознании героев. Охарактеризуйте героев – антиподов.

5. Можно ли говорить о наличии в повести проблемы «народ и интеллигенция»? Аргументируйте с вои соображения.

6. Проанализируйте характер изображения смерти на войне. Каков этический смысл натуралистического описания смерти?

7. Раскройте многофункциональную значимость детали. Приведите примеры как ее «самодостаточности», так и перерастания в знак смысла.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

Семинарское занятие № 11.

Семинарское занятие № 12.

Лирика Н. Рубцова

Цель:научиться работать над композицией произведения, научиться анализировать тексты, используя методы литературоведческого анализа.

1. Творческая биография Н. Рубцова (индивидуальное задание).

2. Сущность понятия «тихая лирика». Основные темы «тихой лирики».

3. Русь Н. Рубцова.

- Приметы пространства Руси.

- Картины природы.

- Разница между этим миром (Русь) и другими.

- Закат деревенской культуры.

4.Любовная лирика Н. Рубцова.

- героиня любовной лирики.

- Характер взаимоотношений между героем и героиней.

- Основные мотивы любовной лирики.

5.Тема поэта и поэзии в лирике Н. Рубцова. Анализ стихотворения «Поэзия».

- Найдите ключевой образ в стихотворении. Охарактеризуйте его.

- В чём смысл оппозиции «железная линия» и «укромный, чистый уголок»?

- Почему автор называет имена Пушкина и Кольцова?

- Сделайте вывод о взглядах Рубцова на поэзию.

Примечание:

Корпус стихов при подготовке к занятиям выбирается студентами самостоятельно.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

Семинарское занятие № 13.

Семинарское занятие № 14.

Семинарское занятие № 15.

В. Белов. Привычное дело

Цель:научиться анализировать и выявлять художественные особенности произведения, используя навыки литературоведческого анализа.

1. Споры о повести В. Белова в критике.

2. Проанализируйте речевое многоголосие народного мира в повести. Каков художественный смысл различных речевых зон? Определите место повествователя в субъектной структуре повести.

3. Проследите за развитием образа «пошехонства» и объясните его значение в общей концепции повести.

4. как соотносится мир природы с внутренним миром героя?

5. Раскройте философский смысл психологического движения Ивана Африкановича. Обратите внимание на оценку героя через традиционные образы Вечности. Что такое «привычное дело» жизни, к пониманию которого приходит Иван Африканович?

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

Семинарское занятие № 16.

Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей

Цель:научиться анализировать и выявлять художественные особенности произведения, используя навыки литературоведческого анализа.

1. Эпоха 30-х годов в романе.

- Поясните смысл авторских определений данного исторического периода:

а) эпоха, когда земля «на своём планетном пути заходит в чёрные, затуманенные области Рака и Скорпиона и жить в туче этих ядовитых испарений становится совсем уж невыносимо»;

б) «А случилась вся эта невесёлая история в лето от рождения Вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина пятьдесят восьмое, а от Рождества Христова в тысяча девятьсот тридцать седьмой недобрый, жаркий и чреватый страшным будущим год».

- Государство и право: в каких соотношениях они находятся? Можно ли согласиться с мнением Пискуновых В. и С. о том, что в романе изображена «стихия тоталитаристского абсурда»? Для чего автор прибегает в романе к исторической аналогии (см. историю Древнего Рима в исследовании Андрея Куторги)?

- Механика «расчеловечения» обитателей здания на площади Дзержинского.

2. Миф о предателе, палаче и жертве в романе.

- В чём противоречит евангельскому сюжету исследование о. Андрея о предательстве Иуды? Как оно связано с повествованием романа об исторических событиях 30-х годов? Каков современный Иуда и его путь к предательству?

- В чём суть прозрения Неймана (см. эпизод с утопленницей на берегу)?

- Образ главного героя романа.

- Почему он – «хранитель древностей»? Можно ли назвать его «хранителем ненужных вещей»?

- Возможно ли сопоставление Зыбина с Христом?

- Как на примере Зыбина раскрывается тема личности в тоталитарном государстве?

- Почему Домбровский в финале романа соединяет палача, жертву и предателя на одной картине Калмыкова?

3. Идея творческого преображения мира в романе (фантастические сюжеты Калмыкова, воспоминания и сны Зыбина, «мраморная» девушка и т. п.).

4. Тема исторической памяти в романе.

- См. эпиграфы к роману. Как соотносится с ними археологическая тема в романе?

- Как связан с темой исторической памяти ответ Георгия Каландарашвили на вопрос об Истине: «Ведьма, от коей меркнет месяц и могилы смущаются, и мертвые восстают»?

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

Семинарское занятие № 17.

Семинар № 1.

Поэма А. Твардовского «Василий Теркин».

Цель: получить системное представление о своеобразии творческого метода и поэтики произведения А. Твардовского.

  1. Жанрово-композиционное своеобразие поэмы военных лет (Н. Тихонов «Киров с нами», О. Берггольц «Февральский дневник», В. Инберг «Пулковский меридиан», М. Алигер «Зоя», П. Антокольский «Сын»).
  2. Творческая история поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».
  3. Жанровое своеобразие поэмы.
  4. Особенности композиции.
  5. Образ Теркина в поэме. Проследить, как автор соотносит поведение и переживание героя с ходом войны.
  6. Образ автора и его функция в поэме.
  7. Художественное мастерство А. Твардовского (народность поэмы, роль фольклорных традиций, юмор в произведении).
  8. Особенности поэтической лексики и фразеологии.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

Семинарское занятие №2.

Лирика «шестидесятников»

(Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Окуджава, А. Вознесенский).

Цель: получить системное представление о своеобразии творческого метода поэтов-«шестидесятников».

1. Подготовить индивидуальные сообщения по творческому пути Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы, А. Вознесенского (сообщение необходимо сопроводить презентацией и выдержками из произведений).

2. Поэтический бум — особый этап в развитии русской поэзии ХХ века.

3. . Какие общественные процессы нашли отражение в лирике поэтов?

4. Выделите ключевые мотивы в творчестве поэтов. Подтвердите свой выбор примерами из текстов.

5. Образ лирического героя в творческом наследии поэтов. Внутренний мир, искания лирического героя.

6. Своеобразие поэтического слова поэтов. Рифма, ритм и т.д.

7. Дать характеристику: «громкой поэзии». Представители. Традиции В. Маяковского. Основные темы, образы, художественные приемы.

8. Творчество А. Вознесенского:

- сборник «Треугольная груша»: особенности тематики, проблематики, поэтики

- сборник «Антимиры», 1964;

- поэма «Лонжюмо».

9. Поэзия Е. Евтушенко:

- характеристика сборника «Нежность»;

- поэма «Братская ГЭС».

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

Семинарское занятие №3-4.

Наши рекомендации