Поэма Твардовского «Василий Теркин» (см. 35)

34. Драматургия 1940-х годов. Пьесы Л.Леонова «Нашествие», «Золотая карета», Е.Шварца «Дракон», К.Симонова «Русские люди».

С первых дней ВОВ драматургия и театр подчинили свою работу нуждам фронта. основной задачей драматургии военных лет стало изображение мужества, патриотизма, силы и красоты советского война, трагедия утрат, характер русского человека на войне. Герои четко были разделены на «своих» и «врагов».

В драме Леонова два основных мотива – любовь к родине и призыв «убивать убийц», ворвавшихся в чужой дом. Пьесу «Нашествие» отличает богатство сценических приемов, своеобразие, глубина характеров героев, тонкость психологического анализа событий. Центральная фигура – Федор Таланов – прообраз будущих «странных» героев Леонова. Образ сложный, непривычный для героических пьес периода ВОВ.Есть в пьесе и характеры вполне прямолинейные, положительные, однокрасочные - это командир партизанского отряда Колесников, старики Талановы. Наиболее интересна здесь судьба главного героя - Федора Таланова, прошедшего в условиях войны сложный путь к подвигу. Поначалу герой выглядит озлобленным, над ним тяготеет груз прошлой вины, но постепенно он преодолевает недоверие к людям. В трагических обстоятельствах его духовное взросление стремительно ускоряется, герой обретает веру в людей и в свою Родину.

В пьесе "Нашествие" (1942) эта задача осложнялась и выбором места действия - оккупированного немцами "маленького русского города". Пьеса выразила общий с другими произведениями тех лет патриотический пафос и показала испытание социально-нравственных ценностей в экстремальных обстоятельствах вражеского нашествия. Уже в названии подчеркнут эпический масштаб пьесы, где камерность случившегося в семье врача Ивана Тихоновича Таланова и его жены Анны Николаевны вписана в картину народного бедствия и народного сопротивления. Отсюда и важнейшая идейно-композиционная роль образа Демидьевны, няньки теперь уже взрослых детей Талановых - Ольги и Федора. Она по-прежнему "свой человек в доме", носитель народной точки зрения на происходящее, выразитель духовного сопротивления фашизму. Она не хочет "в немки... записаться", не боится сказать врагу острое слово. А когда Фаюнин предложил Демидьевне за хорошее вознаграждение выдать руководителя подполья Колесникова, она, не тая издевки, спрашивает: "А как уладимся-то, змей? По чистому весу, с нагиша, станешь платить али с одежой? а ну-к, у его бомбы в карманах? Ведь, поди, чугуные".

Трактуя своих героев как народные характеры, Леонов использует "говорящую" фамилию (талан - доля). Раскрывая героическое и трагическое в образе воюющего народа, Леонов в IV акте выносит действие из дома Талановых в подвал - тюрьму, акцентируя эпические тенденции произведения, героем которого становится народ. Здесь и партизаны - Егоров, Татарников, и Федор, и Ольга, и "старик в кожухе", и "мальчик в лапотках", и зябнущая женщина и др. Этот собирательный образ народа убеждает зрителя в успешном духовном противостоянии вражескому нашествию.

Право на глубочайшее презрение к врагам Демидьевна оплатила дорогой ценой - разорением родного деревенского дома, гибелью внука, трагической судьбой внучки Аниски.

Трагический опыт войны сохранял свою значимость для фронтового поколения и тогда, когда речь шла о ценностях, которыми надлежит руководствоваться в мирное время. Об этом говорится в пьесе Л. Леонова "Золотая карета" (первый вариант - 1946, второй вариант - 1955, третий - 1964, первая постановка на сцене - 1957). Перед нами пьеса-размышление о выборе жизненного пути и необратимости этого выбора.

Пьеса «Золотая карета», представляющая собой одно из самых значительных драматических произведений Леонида Леонова, имеет три принципиально различных редакции.
Первый вариант был опубликован в 1946 году, второй – в 1955. Премьера спектакля состоялась 6 ноября 1957 года во МХАТе. Пьеса шла на сцене Ленинграда и других городов СССР, а также в ряде стран – Польше, Чехословакии, Румынии и т.д. В 1964 году Леонов публикует третий, окончательный вариант «Золотой кареты». Начиная с первого варианта, в центре ее оказывается полковник Березкин - воплощенная «совесть войны». Березкин - человек, который прошел через войны, потерял многое, почти все, и понял какой-то главный и существенный смысл, открывшийся ему на войне». Березкин приезжает в разрушенный городок, чтобы наказать дезертира Щелканова (в первом варианте — Черканова), а должен принести горе ни в чем не повинным жене и дочери труса - Марье Сергеевне и Марьке. Одновременно появление в городке крупного ученого, академика Кареева (Карева) с сыном еще более осложняет психологическую многослойность пьесы: Кареев-старший был некогда влюблен в Марью Сергеевну так же, как Кареев-младший влюбляется в ее дочку, названую невесту ослепшего на войне танкиста Тимоши.Как жить? Чем жить? И ради чего жить героям? — все эти вопросы огромной нравственной наполненности вариантно колеблются, то обретая тона крайнего самопожертвования, то, напротив, вынося на поверхность как высшую ценность «черный хлеб счастья», то, наконец, как бы примиряя обе крайности, избегая категоричности в решении людских судеб, их будущего, их путей к счастью.


«Драко́н» — пьеса Е. Л. Шварца. Написана в 1942—1944 гг., в эвакуации в Сталинабаде.

Сюжет: За основу взят сказочный сюжет народов Юго-Восточной Азии о драконе, которого нельзя победить, потому что победитель сам обращается в дракона, и только юноша с чистыми помыслами убивает чудовище. Щварц рассматривает тему превращения победителя в тирана с диаметрально противоположной точки зрения. Некий странствующий рыцарь по имени Ланцелот приходит в город, которым правит Дракон, жестокий тиран и убийца. Этот Дракон, помимо прочих своих преступлений, каждый год требует себе в жертву девушку для какого-то отвратительного использования, что именуется "браком" с чудовищем. В пьесе люди, спасаемые героем, в большинстве своём полагают жизнь под властью дракона вполне терпимой; с жестокостью и притеснениями они свыклись, каждый надеется, что хуже не будет. Ведь вступать с драконом в бой — верная смерть. Эти люди не особенно хотят, чтобы их спасали, им не нужна свобода, они предпочитают быть в рабстве, лишь бы господин оказался помягче. Лишившись одного тирана, они с удовольствием идут под власть другого. Герой с удивлением обнаруживает — для того, чтобы освободить людей, убить дракона недостаточно.

Пьеса Русские люди написана в 1942 году К. М. Симоновым.
Она написана в виде драмы о трудностях войны как непрерывное испытание всех человеческих сил.
"Русские люди" - первый его художественный отклик на события войны, рожденный нелегкими испытаниями, мыслями о том, как и что выявляет война в людях, в народе.
Как очищает и высветляет она или, напротив, окончательно разрушает человеческие души.
Из сплетения характеров, столкновения идей, жизненных фактов, истории любви и ненависти вырастает рассказанная простыми словами очевидца драматическая повесть о народном подвиге, названная двумя единственно верными, всеисчерпывающими словами - "Русские люди"...
О них, о русских людях, несмотря на все испытания - горечь отступления, гибель друзей и близких, - сохранивших волю к победе, несгибаемость духовной мощи рассказал в своей пьесе молодой писатель. О подвиге армии, страны, народа, простых солдат, командиров, вчерашних студентов, людей всех профессий, вплоть до сугубо штатских, таких, например, как писатель Панин.

Особенно сказалось это в обрисовке нравственного облика главного героя пьесы - комбата Сафонова.
В нем присутствует мечтательность, мягкость с непреклонной волей, романтичность с деловитостью, любовь - с ожесточенностью по отношению к врагу.
Так, он упорно, в третий раз, посылает на опасное боевое задание, по существу на верную гибель, Валю, которую вроде бы искренне и глубоко любит.

Наши рекомендации