Языковые особенности научного стиля
Языковые средства | Примеры |
Уровень языка: лексика | |
Термины – точное название какого- либо понятия из области науки, техни- ки, искусства, общественной жизни и т. д. (однословные и словосочетания) Общенаучная лексика, а также книж- ная (но не высокая) лексика абстракт- ного значения | Медицина: диагноз, наркоз, отоларин- гология, рецепт. Философия: агности- цизм, базис, диалектика, материя Число, система, функция, процесс, элемент, представлять, рассматривать, являться, заключаться |
Уровень языка: морфология | |
Преобладание имени существительно- го над другими частями речи | Основу проблематики социальной лин- гвистики составляет исследование влияния общества на язык и языка на общество |
Частотность существительных в И. п. и Р. п. | Социальная лингвистика – наука об общественном характере возникнове- ния, развития и функционирования языка |
Широкое использование абстрактных существительных среднего рода | Движение, количество, явление, отно- шение, образование, изменение |
Преобладание глаголов несовершенно- го вида настоящего времени | Среди стилистически окрашенных средств выделяются такие, которые довольно регулярно используются в определенных функциональных стилях |
Отсутствие форм глагола 2-го л. ед. и мн. ч.; использование формы 1-го л. мн. ч. при указании на автора. Со- ответственно использование место- имения мы вместо местоимения я | Мы получаем эту формулу с помощью теоремы о разложении определителя по элементам какого-нибудь столбца |
Употребление указательных местоиме- ний | В данном случае, этот процесс |
Употребление причастий и дееприча- стий | Варианты – разновидности одной и той же языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но различаю- щиеся по форме. Сгруппировав слова со сходными значениями, мы полнее почувствуем своеобразие стилистиче- ских категорий |
Уровень языка: синтаксис | |
Грамматически полные предложения, повествовательные невосклицательные предложения с прямым порядком слов | Стилистическая норма относится к общеязыковой как частное к общему |
Продолжение табл. 8
Языковые средства | Примеры |
Уровень языка: синтаксис | |
Пассивные конструкции (с возвратны- ми глаголами и краткими страдатель- ными причастиями) и безличные пред- ложения | К деловым текстам предъявляются те же требования, что и к текстам других функциональных стилей. Все назван- ные средства сконцентрированы в на- чале абзаца. Можно обозначить эту функцию также через ХУ |
Предложения, осложненные однород- ными, обособленными членами, ввод- ными словами и конструкциями; слож- ные предложения | В социальной лингвистике изучаются дифференциация языка, вызванная со- циальной неоднородностью общества, формы существования языка, сферы и среды его использования, социально- исторические типы языков (язык- диалект племени, язык народности, на- циональный язык), языковая ситуация, разные виды двуязычия и диглоссии (использование двух форм существо- вания одного и того же языка), соци- альный характер речевого акта, а также – и в этом социальная лингвистика смыкается со стилистикой – функцио- нально-стилистическая дифферен- циация литературного языка |
Вводные и вставные конструкции | По мнению автора; как отмечает автор; во-первых; во-вторых; с одной сторо- ны; с другой стороны; например; на- против; итак; таким образом |
Разнообразные средства связи отдель- ных абзацев в одно композиционное единство | Вначале попытаемся...; сказанное, ра- зумеется, не означает...; как мы уже знаем...; как было подчеркнуто... |
Способы изложения информации в научном стиле.По пре- имуществу, научная, техническая и учебная речь – это речь пись- менная. Использование устной формы (доклад, лекция, семинар) требует строгой ее кодификации. Язык научного стиля необходи- мо дополняется чертежами, схемами, графиками, условными обо- значениями, формулами, диаграммами и т. д.
Основными функционально-смысловыми типами, используе- мыми для создания жанров научной литературы, являются описа- ние и рассуждение. В соответствии с современной терминологией описание и рассуждение, наряду с повествованием, называют ти- пами речи.
Научное описаниене содержит события, в нѐм нет сюжета и действующих лиц. Цель – раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи и соотношения. Описания чаще всего невелики по объѐму и не составляют в целом того или иного на- учного текста. Различают описания подробные, детальные и сжа- тые, краткие. В центре данного типа речи может быть один пред- мет, процесс, явление или сравнение (сопоставление – противо- поставление) нескольких предметов, процессов, явлений. Сущест- вуют простой и усложнѐнный варианты композиции описания. В первом строение текста определяет сам процесс исследования ав- тором того или иного предмета, процесса, явления. Усложнѐнный вариант может содержать теоретические отступления, рассужде- ния автора по поводу наблюдаемого и т. д. Композиция научного описания может быть связана с движением автора исследования во времени и пространстве или соответствовать задачам изучения предмета: его внешний вид, назначение, составные части, место в ряду родственных и т. д. В научных описаниях нередко прибегают к группировке предметов, сравнению и обобщению их признаков. Описание в качестве составного элемента присутствует практиче- ски во всех жанрах научного стиля речи.
Повествование– это способ изложения, цель которого – представить объект в развитии: изменения, превращения, которые происходят с объектом, представляют собой последовательность законченных действий или событий.
Повествование характеризуется строгой последовательностью во временном плане и логическом следовании отдельных фраз то- го или иного процесса (эксперимента), выраженной лексическими единицами, обозначающими временную последовательность и указывающими на завершенность действия: сначала, затем, после этого, наконец…
Последовательность действий характеризуется употреблением глаголов совершенного вида в форме 1-го лица мн. числа будуще- го времени в значении настоящего времени процессуального и глаголов настоящего времени 1-го лица мн. числа в значении на- стоящего времени процессуального: возьмем, нальем, соединим, нагреваем.
Самый распространѐнный тип научной речи – рассуждение. Его цель состоит в проверке истинности или ложности какого- либо утверждения (тезиса) с помощью таких доводов, которые признаются убедительными, истинность которых проверена ранее
и не подвергается сомнению. Рассуждение строится как цепь умо- заключений, основанных на доказательствах и опровержениях, это сопоставления и противопоставления, выявленные причинно- следственные связи явлений, позволяющие сделать те или иные выводы и обобщения. Примером наиболее строгих рассуждений может служить доказательство теорем в математике, структуры умозаключений в логике, выведение физических и химических формул и т. д.
Различают следующие методы логической организации на- учного текста: дедукция, индукция, проблемное изложениеи аналогия. В элементарном смысле дедукция(лат. выведение) – это движение мысли от общего к частному, от общих положений и законов к менее общим и частным положениям и законам. К де- дуктивному методу изложения материала исследователь прибегает тогда, когда необходимо рассмотреть какое-то явление на основа- нии уже известного положения или закона и сделать необходимые выводы относительно этого явления. Композиционно дедуктивное рассуждение состоит из трѐх этапов. На первом этапе выдвигается тезис (от греч. положение, истинность которого должна быть до- казана), или гипотеза (от греч. основание, предположение). Вто- рой этап – основная часть рассуждения – развитие тезиса (гипоте- зы), его обоснование, доказательство истинности или опроверже- ние. Здесь применяются различные типы аргументов (лат.) – логи- ческих доводов, служащих основанием доказательства: толкова- ние тезиса, «доказательство от причины», мнения авторитетов,
«доказательство от противного», факты и примеры, свидетельст- вующие об истинности или ложности тезиса, сравнения. Завер- шающий этап дедуктивного метода изложения материала – выво- ды и предложения. Дедуктивный метод рассуждения активно при- меняется в научных дискуссиях, теоретических статьях по спорным научным вопросам, на семинарах в студенческой аудитории.
Индуктивный метод(лат. наведение) – это движение мысли от частного к общему, или движение от знания единичных или ча- стных фактов к знанию общего правила, к обобщению. В учебни- ках логики подчѐркивается, что индуктивное умозаключение, бу- дучи практически отображением всей производственной практики людей, зародилось в весьма давние времена. По словам Аристоте- ля, «индукция убедительна и проста и с точки зрения чувственного познания более выгодна и доступна». Индуктивный метод движе- ния мысли от фактов к обобщению активизирует мышление, вос-
питывает исследовательский подход к окружающим явлениям. Следовательно, он является незаменимым способом научного сти- ля изложения. Индукция может быть полной и неполной. При полной индукции общий вывод делается на основании знания обо всех без исключения предметах и явлениях данного класса. На практике, однако, индуктивный вывод о классе предметов не мо- жет быть сделан на этом основании, так как опыт всегда незакон- чен, практика всегда будет опережать всякую, даже самую луч- шую теорию.
Композиционно индукция представляет собой следующее: во вступлении не выдвигается тезис, гипотеза, хотя у исследователя может иметься некое предположение, не вполне ясное предчувст- вие открытия. Строгие условия научной логики предостерегают серьезного учѐного от поспешных выводов, поэтому во вступле- нии определяется цель предпринятого исследования. В основной части излагаются накопленные факты, рассказывается о техноло- гии их получения, делается анализ, сравнение и синтез полученно- го материала. И, наконец, на основе этого могут быть сделаны вы- воды, установлена закономерность, определены свойства материа- ла, выявлены признаки того или иного процесса и т. д. Научные сообщения на конференциях, диссертационные исследования, мо- нографии, отчѐты о научно-исследовательской работе строятся по схеме индуктивного рассуждения.
Проблемное изложениепредполагает активизацию мысли- тельной деятельности путѐм постановки в определѐнной по- следовательности проблемных вопросов, решая которые, можно подойти к теоретическим обобщениям, формулировке правил и за- кономерностей. Этот метод имеет давнюю историю и берѐт своѐ начало с знаменитых «сократических бесед», когда с помощью ис- кусно поставленных вопросов и ответов знаменитый мудрец при- водил своих слушателей к истинному знанию. Общеметодологи- ческая основа проблемного метода изложения материала – дея- тельностный подход к формированию личности человека. Соглас- но ему, всякое развитие человека, в том числе и интеллектуальное, осуществляется только в условиях преодоления препятствий, ин- теллектуальных трудностей. Самостоятельное мышление обычно начинается с проблемы, вопроса или противоречия, вовлекающего человека в процесс поиска истины. Проблемное изложение вполне можно рассматривать как разновидность индуктивного метода рассуждения. В ходе лекции, доклада, в тексте монографии, дис-
сертационного исследования формулируется та или иная пробле- ма. Автор предлагает ряд возможных путей еѐ решения, подвергая некоторые из них, оптимальные с его точки зрения, подробному анализу. Вскрывая внутренние противоречия проблемы, высказы- вая предположения и опровергая возможные возражения, он как бы обнажает и демонстрирует процесс решения той или иной за- дачи. Путь научного мышления вынуждает слушателей (читате- лей) следовать за логикой изложения, делает их активными участ- никами поиска истины: они обдумывают сообщаемые факты, рас- сматривают их со всех сторон, выделяют существенные и второсте- пенные, абстрагируют и обобщают. В этот момент проявляется одно из главных преимуществ проблемного изложения: осознание слушателем (читателем), что он идѐт по пути познания истины, ока- зывается способным на открытие, он сопричастен исследователю. Это активизирует мыслительные и эмоциональные возможности, поднимает уровень самооценки и способствует развитию личности.
Метод аналогиив изложении восходит к логической опе- рации «умозаключение по аналогии». Его суть можно сфор- мулировать следующим образом: если два явления сходны в од- ном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других от- ношениях. Умозаключения по аналогии имеют вероятностный, приблизительный характер, поэтому многие считают аналогию менее приемлемой для жанров научного стиля речи. Однако ана- логия является весьма действенным средством наглядного объяс- нения тех или иных положений, поэтому особенно важно еѐ при- менение в научно-учебной литературе. Изложение по методу ана- логии нельзя отождествлять с простым сравнением, хотя цель у них общая: наглядно представить то или иное положение. Но сравнение строится на сходстве каких-либо предметов, явлений, а аналогия выступает как своеобразная модель какого-то, как пра- вило, не имея непосредственной связи с ним, явления. В аналогии важна не поверхностная схожесть, а глубокое родство явлений.
Реферат(от лат. referre – докладывать, сообщать) – краткое из- ложение содержания книги, статьи, включающее основные сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с перво- источником и определения целесообразности обращения к нему.
Реферат предоставляет количественные и качественные дан- ные об объектах описания, отмечает то новое и существенное, что содержится в источнике.
Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репро- дуктивные рефераты кратко воспроизводят содержание первоис- точника (реферат-конспект, реферат-резюме). Продуктивные ре- фераты предполагают творческое осмысление литературы (рефе- рат-обзор и реферат-доклад). Именно продуктивные рефераты со- ставляют основу курсовой работы. Реферирование представляет собой интеллектуальный процесс, включающий осмысление тек- ста, аналитико-синтетическое преобразование информации и соз- дание нового текста.
В зависимости от количества реферируемых источников разли- чают два вида рефератов: реферат-обзор (составляется по несколь- ким источникам, посвященным одной теме), реферат-резюме (или реферат-конспект), который выполняется по одному источнику.
Рассмотрим особенности реферата-обзора, который исполь- зуется для изучения состояния определенной проблемы в научной литературе. Практически этот вид реферата применяется для на- писания курсовых работ или первой главы дипломной (диссерта- ционной) работы. Есть и специальные издания реферативных об- зоров, и аналогичные статьи в журналах.
Композиционная структура реферата-обзора относительно свободна. Однако как любой жанр научной прозы реферат-обзор должен содержать вступление, основное содержание и заключе- ние. Объем данного реферата зависит от количества привлечен- ных источников.
При написании реферата-обзора необходимо учитывать сле- дующие рекомендации:
– Весь научный материал компонуется по направлениям. Вы- деляется группа источников и авторов, имеющих сходный взгляд на данный вопрос, а также имеющих иную, отличную, точку зре- ния по тому же вопросу.
– Расположение источников внутри направления чаще хроно- логическое.
– Описывая источники, необходимо обозначить то новое, имеющее теоретическое или практическое значение, что внес дан- ный автор в решение указанного вопроса, и добавить собственный объективный комментарий.
– При изложении взгляда автора на обозначенный вопрос до- пускается цитирование (ссылка на источник обязательна).
– В заключение реферата-обзора (особенно, если это первая глава дипломной работы) необходимо подвести итог реферируе-
мым источникам и обозначить ряд проблем, не получивших дос- таточно полного освещения в научной литературе (именно тех, которые решаете вы своим научным исследованием).