Языковые особенности научного стиля речи

Способ изложения научного материала определяет отбор системы языковых средств – лексических и грамматических. Доминирующим фактором организации языковых средств в научном стиле является их обобщенно-отвлеченный характер как на лексическом, так и на грамматическом уровнях языковой системы. Именно обобщенность и отвлеченность, сопровождаемые профессиональной конкретностью, придают научной речи единую функционально-стилистическую окраску. Специфика языковых единиц научной речи проявляется в следующем.

1. Лексика: преобладание абстрактной лексики над конкретной; специальные слова типа обыкновенно, обычно, систематически и т. д.; общенаучная и специальная терминология; устойчивые обороты - речевые клише типа представляет собой…, заключается в… (Приложение 6) и др.

Не употребляются: слова, стилистически ограниченного употребления – архаизмы, жаргонизмы, просторечие, диалектная лексика; устойчивые сочетания с эмоционально-экспрессивной и разговорной окраской.

2. Морфология: широкое употребление сущ. на -ние, -ие, -ость, -ка, -ция и др. со значением признака действия, состояния; единственного числа в значении множественного; сложных форм сравнительной и превосходной степеней имен прилагательных (более сложный, наиболее важный); глаголов в форме настоящего времени (Депрессия является наиболее распространенным психическим расстройством); местоимения мы; предложных сочетаний (на основе, сравнительно с…, в зависимости от…) и др.

3. Синтаксис: широкое использование пассивных конструкций (Предложены различные объяснения феномена домашнего насилия); простых распространенных и сложноподчиненных союзных предложений; неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений; составных именных сказуемых; причастных и деепричастных оборотов, вставных конструкций и др.

Стиль письменной научной речи – это безличный научный монолог, поэтому изложение обычно ведется от третьего лица. Авторское «Я» как бы отступает на второй план. Одним из неписаных правил научного стиля является представление автора во множественном числе и употребление в тексте вместо «я» слова «мы», что считается выражением большего объективизма изложения. Приемлемыми считаются также употребление безличных конструкций, типа представляется, кажется, становится очевидным и т.д. и способ изложения материала от третьего лица, типа автор полагает, исследователь уверен и т. д.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков Б.С. Методы исследований в психологии: учебно-практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 208 с.

2. Девятко И.Ф.Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко.— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998.— 208 с.

3. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования: книга для социальных педагогов и социальных работников / В.И. Загвязинский. – М.: Изд-во АСОПиР, 1995. – 156 с.

4. Зборовский Г.Е. Прикладная социология: учеб. пособие / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2006. – 176 с.

5. Кузин Ф.А. Диссертация: методика написания, правила оформления, порядок защиты / Ф.А. Кузин. – М.: Ось – 89, 2000. – 320 с.

6. Новиков А.М. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.

7. Новикова С. С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб. пособие / С. С. Новикова, А. В. Соловьев. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с.

8. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с.

9. Соловьева Н.Н. Основы организации учебно-научной работы студента: учебно-методическое пособие / Н.Н. Соловьева. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 55 с.

10. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – 7-е изд. – М.: Добросвет, 2003. - 596 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Положение о подготовке выпускных квалификационных работ

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник ВИПЭ ФСИН России

генерал-майор внутренней службы

В.В. Попов

«____» __________________2004 г.

от 1 сентября 2006 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

1. Общие положения

1.1. Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) является составной частью итоговой государственной аттестации выпускников Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, завершающих обучение по программам высшего профессионального образования. Она позволяет выявить уровень теоретической подготовки выпускника к решению профессиональных задач.

1.2. Организация и подготовка выпускных квалификационных работ курсантами (слушателями, студентами) ВИПЭ ФСИН России осуществляется в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 25.03.03. № 1155, Инструкцией об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений профессионального образования МВД России, утвержденной приказом МВД России от 7 июня 1996 года № 311, и настоящим Положением.

1.3. Требования к выпускной квалификационной работе.

1.3.1. ВКР представляет собой теоретическое или прикладное исследование одной из актуальных тем в предусмотренной специальностью области, в котором выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

1.3.2. ВКР показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации в изучаемой области.

1.3.3. Выпускная квалификационная работа должна:

- носить творческий характер, базироваться на использовании статистических данных и действующих нормативных правовых актов;

- отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

- отражать умение курсанта (слушателя, студента) пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативными правовыми актами;

- иметь научно-практическую значимость, сочетать теоретическое освещение вопроса темы с анализом практики, показывать общую и правовую культуру обучающегося;

- быть правильно оформлена (иметь четкую структуру, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, быть аккуратно исполненной).

1.4. Выполнение квалификационных работ, как правило, организуется факультетами и выпускающими кафедрами, которые определяют тематику и научных руководителей.

1.4.1. Примерная тематика выпускных квалификационных работ составляется кафедрами, обсуждается на Советах факультетов и утверждается заместителем начальника института по учебной работе. Тематика должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки. При необходимости в течение первого месяца учебного года примерная тематика выпускных квалификационных работ может обновляться.

1.4.2. Научными руководителями могут быть профессора, доценты, кандидаты наук, а также наиболее опытные старшие преподаватели (преподаватели), не имеющие ученой степени или ученого звания. Кроме того (при отсутствии в институте необходимых специалистов), научными руководителями могут быть высококвалифицированные специалисты и научные работники органов исполнения наказания, внутренних дел, других организаций, учреждений и ведомств.

Научный руководитель несет ответственность за качество представленной к защите выпускной квалификационной работы; ему вменяются следующие обязанности:

- разработка, представление на заседание кафедры (методической секции) и последующее утверждение начальником кафедры задания на выполнение работы;

- проведение консультаций по методике написания работы и по ее содержанию;

- контроль за ходом выполнения плана-графика и своевременным представлением работы на кафедру;

- составление письменного отзыва о работе.

1.4.3. По предложению научного руководителя кафедра вправе приглашать консультантов по отдельным разделам работы. Ими могут быть профессора, доценты, кандидаты наук, наиболее опытные старшие преподаватели (преподаватели) смежных кафедр, а также (при отсутствии в институте необходимых специалистов) высококвалифицированные специалисты и научные работники органов исполнения наказания, внутренних дел, других организаций, учреждений и ведомств. Консультации проводятся за счет лимита времени, отведенного на руководство квалификационной работой. Фамилии консультантов указываются в индивидуальном задании на работу.

1.4.4. За одним научным руководителем может быть закреплено не более 8 курсантов (слушателей, студентов); за руководство одной квалификационной работой научному руководителю засчитывается 30 часов учебной нагрузки.

1.5. Выпускнику предоставляется право выбора темы квалификационной работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Выбор темы преимущественно может быть основан на материалах курсовых работ, выполненных курсантом (слушателем, студентом) ранее.

1.6. Научные руководители закрепляются приказом по институту, который объявляется:

- курсантам (студентам), обучающимся по очной форме, – не позднее второго месяца последнего года обучения;

- слушателям (студентам), обучающимся по заочной форме, – в период проведения учебно-экзаменационной сессии на предпоследнем курсе.

1.6.1. В исключительных случаях, по рапорту начальника кафедры, согласованному с заместителем начальника института по учебной работе, приказом по институту у обучающегося может быть заменен научный руководитель или скорректирована тема квалификационной работы.

1.6.2. Утвержденные темы регистрируются в специальном журнале кафедры.

1.7. ВКР подлежит обязательному рецензированию, к проведению которого привлекаются лица из числа профессорско-преподавательского состава института или других образовательных учреждений, ведущие специалисты органов исполнения наказания и внутренних дел, других организаций, учреждений и ведомств. На рецензирование одной работы отводится 4 часа.

1.8. Окончательное решение о допуске к защите ВКР принимается на заседании Совета факультета по представлению кафедры, на которой эта работа выполнена. При этом начальником кафедры на титульном листе квалификационной работы делается запись "Допускается к защите".

1.8.1. Выпускная квалификационная работа, признанная кафедрой не отвечающей предъявляемым требованиям, возвращается обучающемуся для доработки. Курсанту (слушателю, студенту) указываются конкретные недостатки и даются рекомендации по их устранению. Сроки доработки определяются кафедрами по согласованию с факультетом.

1.8.2. Выписка из протокола заседания кафедры с указанием курсантов (слушателей, студентов), допущенных к защите работ, а также курсантов (слушателей, студентов), в допуске к защите которым отказано, представляется в на факультет не позднее чем за две недели до заседания государственной аттестационной комиссии (ГАК), на которой будет приниматься решение об их допуске к итоговой государственной аттестации.

2. Организация выполнения выпускной квалификационной работы

2.1. Основными этапами выполнения выпускной квалификационной работы являются:

- выбор темы, получение задания на выполнение работы;

- подбор и изучение литературы (нормативных правовых актов, монографий, статей и т.п.), а также, при необходимости, практических материалов;

- составление плана работы;

- составление плана-графика выполнения работы;

- написание работы;

- представление работы научному руководителю, получение отзыва и устранение указанных в нем замечаний;

- представление работы на кафедру;

- рецензирование работы;

- защита работы в государственной аттестационной комиссии.

2.2. Работа над одной темой нескольких обучающихся не допускается, за исключением случаев, когда тема носит комплексный характер и каждый обучающийся работает над отдельной ее частью по индивидуальному заданию.

2.3. Курсант (слушатель, студент) обязан регулярно посещать консультации научного руководителя, представлять ему материал в соответствии с планом-графиком выполнения работы, согласовывать содержание и ход выполнения намеченных в плане-графике этапов, устранять указанные руководителем недостатки.

2.4. Структура ВКР включает: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложения.

2.4.1. Во введении указывается актуальность и значимость темы, степень ее разработанности, формулируются цель и задачи, характеризуются используемые автором практические материалы и структура работы.

2.4.2. Основная часть выпускной квалификационной работы может содержать несколько глав, в которых излагаются теоретические аспекты темы на основе анализа имеющихся публикаций, рассматриваются проблемные вопросы, определяется позиция автора; описываются проведенные автором наблюдения и эксперименты, методика исследования, анализ экспериментальных данных и т.д. Главы должны иметь заголовки, отражающие их содержание.

2.4.3. В заключении подводятся итоги работы, формулируются основные выводы, к которым пришел автор, а также рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практическую деятельность.

2.4.4. Список использованной литературы составляется с учетом правил оформления библиографии и включает в себя: нормативные правовые акты; научную литературу и материалы периодической печати; практические материалы.

2.4.5. Приложения к ВКР могут быть представлены в виде графиков, чертежей, анкет, таблиц, схем, фотоснимков, аналитических справок и т.п., иллюстрирующих содержание работы.

2.5. Оформление материалов выпускной квалификационной работы должно осуществляться в соответствии с действующими стандартами и методическими указаниями, разрабатываемыми на факультетах профилирующими кафедрами.

2.6. Выпускные квалификационные работы, содержащие сведения ограниченного пользования, оформляются в соответствии с требованиями режима секретности.

2.7. При использовании в тексте выпускной квалификационной работы заимствованных цитат или положений курсант (слушатель, студент) обязан делать на них ссылки. Заимствование текста без ссылки на первоисточник не допускается.

2.8. Практические материалы работы органов исполнения наказания, внутренних дел, использованные курсантом (слушателем, студентом) в работе, заверяются подписью руководителя и печатью соответствующего органа (учреждения) исполнения наказания или органа внутренних дел.

2.9. Завершенная и подписанная курсантом (слушателем, студентом) работа вместе с отзывом научного руководителя сдается на кафедру и регистрируется в специальном журнале.

2.10. Кафедра определяет рецензентов и направляет им выпускные квалификационные работы. Содержание рецензии доводится до обучающегося не позднее чем за день до защиты. Внесение изменений в работу после получения рецензии не допускается.

Наши рекомендации