Тема «Культура речи, основные качества хорошей речи»
Время: 2 часа.
Цель:научить студентов анализировать соответствие текста качествам хорошей речи.
Студент должен уметь
анализировать текст с точки зрения основных качеств хо- рошей речи;
редактировать текст с целью улучшения его речевых ка-
честв;
контролировать степень соответствия своей устной и пись-
менной речи требованиям нормы современного русского литера- турного языка.
План занятия
1. Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникатив- ный, этический.
2. Языковые единицы, имеющие варианты.
3. Правила использования языковых единиц.
Основные сведения по теме
Под культурой речи понимается владение нормами литера- турного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позво- ляющих в определенной ситуации общения обеспечить необходи- мый эффект в достижении поставленных задач коммуникации [Русский язык 2003: 204].
Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуника- тивный, этический.
Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами. Языковая норма – это совокупность явлений, разрешенных системой языка, отраженных и закрепленных в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех владею- щих литературным языком в определѐнный период времени.
Для того чтобы речь была правильной, необходимо:
1) знать, какие языковые единицы могут иметь ненорматив- ные варианты;
2) соблюдать правила употребления языковых единиц;
3) знать, какие языковые единицы находятся за рамками лите- ратурного языка, и поэтому не употреблять их в деловом и науч- ном общении.
У некоторых языковых единиц есть варианты, которые могут отличаться друг от друга произношением одного или нескольких звуков (орфоэпические варианты), местом ударения в слове (ак- центологические варианты), использующимися морфемами – кор- нями, суффиксами, префиксами или окончаниями (морфологиче- ские варианты), особенностями сочетания с другими словами (син- таксические варианты). Чаще всего один из вариантов полностью соответствует литературной норме (главный вариант), а другие яв- ляются дополнительными (допустимыми, не рекомендуемыми, не- допустимыми). Главный, нормативный вариант таких единиц нуж- но запоминать.
Наличие у языковых единиц вариантов создает орфоэпические, акцентологические, морфологические и синтаксические трудности. Существуют также лексические трудности, связанные с наруше- ниями правил употребления слов и фразеологизмов.
Коммуникативный аспект предполагает владение следующим качествам хорошей речи (рис. 6).
РЕЧЬ ХОРОШАЯ | |||||||
ПОНЯТНОСТЬ – доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована | |||||||
ТОЧНОСТЬ – строгое соответствие слов обозначае- мым предметам, явлениям дейст- вительности | ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – способность речи поддерживать внимание, усиливать эффективность воз- действия речи на адресата | ЧИСТОТА – незасоренность речи внелитера- турными элемен- тами, а также сло- вами-сорняками | |||||
БОГАТСТВО – разнообразие речи, позволяющее избежать повторов как лексических, так и синтаксических | УМЕСТНОСТЬ – соблюдение тональности общения (деловой, задушевной, …) | ||||||
РЕЧЬ ПРАВИЛЬНАЯ: соблюдаются нормы литературного языка | |||||||
орфоэпи- ческая | граммати- ческая | лекси- ческая | стилисти- ческая | орфографи- ческая | пунктуа- ционная | ||
Рис. 6
Этический аспект культуры речи – это владение говорящим нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе.
Больным местом русского речевого этикета является обраще- ние– окончательно не установленная, вызывающая разногласия синтаксическая единица.
Главная функция обращения – вокативная– привлечение внимания.
Таблица 2
Обращение | Стилистический комментарий |
Уважаемый Иван Иванович | Общеупотребительно. Предпочтительно при обраще- нии к хорошо знакомому лицу, давнему партнеру, а также в письмах полуофициального характера |
Глубокоуважаемый Иван Иванович | Используется в тех же ситуациях, если необходимо подчеркнуть особое уважение (например, к старшему или к лицу, занимающему высокое общественное по- ложение) |
Уважаемый госпо- дин Иванов (господин Иванов) | Универсально в ситуации письменного официального обращения. Используется в официальной ситуации, лишено оттенка доброжелательности, нередко отра- жает напряженность отношений между участниками переписки. По возможности должно дополняться эти- кетным прилагательным |
Уважаемый (глубо- коуважаемый) гос- подин президент (директор, ректор и т. п.) | Предельно официальное уважительное обращение к высокопоставленному лицу. Подчеркивает высокий статус адресата и социальную дистанцию, позволяет избежать ненужной фамильярности |
Уважаемые господа | Применяется только в следующих случаях: при наличии коллективного адресата; при обращении к юридическому лицу; при составлении трафаретного письма. Стилистически нейтрально. |
Уважаемые коллеги | При обращении к коллективу, состоящему из людей одной специальности, к давним деловым партнерам. Обладает оттенком теплоты, доверительности, на- страивает на дружеское общение |
Контрольные вопросы
1. Дайте понятие культуры речи.
2. Какие аспекты выделяются в культуре речи?
3. Что предполагает нормативный аспект культуры речи?
4. Что такое языковая норма? Расскажите о значении и про- цессе формирования языковых норм. Перечислите известные вам виды языковых норм.
5. Дайте характеристику основным коммуникативным качест- вам речи.
6. В чем заключается этический аспект культуры речи?
Тестовые задания
1. Утверждение верно:
а) языковая норма – явление историческое; б) языковая норма никогда не меняется;
в) языковая норма постоянно меняется.
2. Точность речи заключается в: а) точности словоупотребления; б) правильности произношения; в) правильности написания.
3. Для устной речи установлена: а) орфографическая норма;
б) орфоэпическая норма; в) пунктуационная норма.
4. Основным качеством хорошей речи не является: а) точность;
б) понятность; в) зависимость.
5. Языковая норма устанавливается:
а) как для устной, так и для письменной речи; б) для устной речи;
в) для письменной речи.
6. Какая норма не установлена для письменной речи: а) акцентологическая;
б) орфографическая; в) пунктуационная.
7. Речевой этикет менее всего регламентирует: а) общение деловых партнеров;
б) общение начальника и подчиненного;
в) общение близких людей, родственников.
8. Моя кожа, как бы, осталась такой же, как если бы там был, как бы, крем. В предложении нарушенаречи.
а) уместность; б) логичность; в) чистота.
9. Речевой этикет приветствий предусматривает характер по- ведения, то есть очередность приветствия. Эта норма нарушается, если первым приветствует …
а) младший по должности – старшего; б) член делегации – еѐ руководителя; в) женщина – мужчину;
г) младшие по возрасту – старших.
Контрольные задания
Вариант I
Расставьте ударения. В случае необходимости приведите транс- крипцию
(афера е ).
Агент, базироваться, баллотироваться, валовой (продукт), вер- ба, газированный, газопровод, диалог, еретик, забронировать (за- крепить), завидно, желчь, изобретение, индустрия, каталог, квар- тал, корысть, памятуя, плато, подбодрить, приданое, симметрия, сноровистый, филистер, ходатайствовать, экзальтированный, нет гриба, огонь в ночи, гнала овец, дожил до седин, комната прибра- на, много должностей, купил гуся, анализ крови, нет прибылей, лечь на спину, всходы густы, допил чай, сгруппированные, нача- тые работы, прокляли войну, содрана на коленях кожа.