Аналитическая обработка информации

1. Оценочные записи на библиографических карточках личной картотеки. Этим фиксируется факт, что данная книга была просмотрена или проработана и о ней сложилось определенное мнение в двух-трех словах, из которых станет ясно, следует ли еще раз обращаться к данной книге и что в ней можно найти.

2. Составление плана книги, отражающего ее содержание и структуру.

План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков, это «скелет произведения».

Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением каждой из них краткого наименования.

План может быть простым и сложным.

Простой план отражает выделение и наименование главных частей.

В сложном плане главные части соответственно разделятся на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Для грамотного составления плана воспользуйтесь следующим алгоритмом:

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Выделите главную мысль текста и кратко сформулируйте ее.

3. Выделите основные мысли текста.

4. Сгруппируйте текст вокруг основных мыслей текста, разбивая его на части.

5. Озаглавьте каждую часть. Заголовок должен быть кратким и отвечать на вопрос: «О чем говориться в этой части текста?»

6. Заголовки последовательно пронумеруйте римскими цифрами.

7. Большие части текста разбейте на более мелкие и озаглавьте. Выделите подпункты плана в основной части и пронумеруйте их арабскими цифрами.

Примерная схема оформления плана:

I. _____________________________________

II. ____________________________________

1. _________________________________

2. _________________________________

III. ____________________________________

3. Записи при чтении. Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей. Это непременное условие, а не вопрос вкуса или привычки.

Ряд практических приемов, направленных на то, чтобы записи в процессе чтения занимали бы как можно меньше времени, и на то, чтобы ими в дальнейшем можно было легко пользоваться:

· лаконизм в изложении

· использование всякого рода сокращений, применение условных знаков-символов (например, математических: равно, больше, меньше и т.д.). Можно здесь вводить и любые свои знаки.

· вести записи только на одной стороне листа.

При этом ускоряется их поиск и систематизация, становится возможным производить любые вставки в текст, использовать записи при работе над докладами и рукописями научно-литературных произведений.

4. Тезисы – это краткое, последовательное изложение основных мыслей текста.

Работу над тезисами стоит начать с выделения опорных слов и словосочетаний, которые несут основную смысловую нагрузку в тексте. Выбор опорных слов - это первый этап смыслового свертывания, сжатия содержания текста.

Пример: Исходный вариант предложения: Необходимо не только приучать себя давать отзыв на каждую прочитанную книгу, но надо приучать себя делать это хорошо, обдуманно. (19 слов) Жирным шрифтом выделены опорные слова и словосочетания. И вот как выглядит предложение после смыслового свертывания: Необходимо приучить себя обдуманно давать отзыв на каждую прочитанную книгу. (10 слов). Предложение сократилось почти в 2 раза, а смысл его остался прежним!    

Можно выделять и целые предложения, в которых содержатся основные мысли. В тезисах вы должны раскрыть основные положения текста, отвечая на вопрос: «Что говорится в этой части текста?»

Формулировка тезисов должна быть четкой и краткой. В самих тезисах не приводят обосновывающих фактов, примеров.

Тезисы обязательно нумеруют соответственно пунктам плана. Это позволяет соблюдать структуру текста, последовательность изложения материала. Умело составленные тезисы вытекают один из другого.

Задание:

· Выделите опорные слова и словосочетания в следующем предложении и проведите его смысловое свертывание. Запишите свой вариант:

Эрудированный человек богат не только памятью, сколько знанием путей оперативного поиска нужной информации. И здесь на помощь приходят незаменимые источники – словари, справочники, энциклопедии.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Конспект - краткое изложение прочитанного. В буквальном смысле слово «конспект» означает «обзор».

Конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации.

Конспектирование включает в себя несколько этапов работы:

· отбор из текста самой существенной информации;

· перевод выбранной информации на свой язык с попутным сокращением;

· запись сокращенного, «отжатого» текста.

Самое сложное в конспектировании – это не превратить текст в одну большую цитату. Учитесь переводить авторский текст на свой язык, сокращая его и заменяя сложные для запоминания слова синонимами. После такой переработки текст легко запоминается.

6. Рефераты.Слово «реферат» в переводе с латинского буквально означает «пусть он доложит».

Реферат при индивидуальной работе с литературой представляет собой краткую «обогащенную» запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках. Зачастую рефераты готовят для того, чтобы передать эти идеи аудитории.

Реферат пишут для себя, чтобы иметь возможность с его помощью осмыслить и передать идеи, мысли, обобщения другим, совместно их обсудить. Реферат может стать пособием для устного выступления с элементами импровизации или же будет дословно зачитан вслух. Одна из главных задач реферата – это доложить, донести идеи до аудитории.

7. Словарь терминов и понятий.

Он может значительно облегчить работу с источниками информации.

8. Выписки – представляют собой факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной интерпретации) и т. д.

9. Цитаты - это текст из какого-либо произведения, дословно воспроизводимый автором в издании. Цитата обычно приводится с целью обосновать собственные утверждения или опровергнуть цитируемого автора.

Основные требования к цитате: уместность, точность.

Цитирование может быть:

· прямым, когда текст воспроизводится дословно и указывается конкретная страница источника;

· непрямым, когда мысль автора приводится не дословно. В этом случае перед ссылкой на документ ставят См.:...................

Общие правила оформления цитат:

1. Цитаты должны точно соответствовать тексту первоисточника.

2. Цитата заключается в кавычки.

3. Если необходимо пропустить ряд слов в цитируемом предложении место пропуска обозначают многоточием, а при опускании целых предложений используют, многоточие, заключенное в угловые скобки.

4. Все личные дополнения и пояснения отделяют от теста цитаты прямыми либо угловыми скобками.

5. Для каждой цитаты оформляется сноска, содержащая точное название источника, его автора, а желательно и страницу, на которой располагается, в оригинальном источнике, текст цитаты.

Оформление ссылок при прямом цитировании

Существует два вида оформления библиографических ссылок.

Оформление сносок внизу страницы (постраничные).

Ø Библиографические сведения о цитируемом источнике располагают на той же станице, что и цитату.

Ø В конце цитаты ставят цифру, которая обозначает порядковый номер сноски на данной странице (или порядковый номер сноски в работе в случае сквозной нумерации).

Ø Внизу страницы, после укороченной горизонтальной линии, этот номер повторяется, и за ним следуют библиографические сведения об источнике. Зачастую требуется, также указание номера цитируемой страницы.

Ø Для оформления сноски используется более мелкий размер шрифта, чем в тексте работы.

Пример оформления сноски:

«Текст цитаты в тексте работы.»1 __________________________________________ 1Иванов И.И. Теоретические основы. — М.: Наука, 2015. — С.25.

Ø При повторном цитировании того же источника на той же странице вместо полных сведений об источнике указывают: «Там же. И номер цитируемой страницы»

Пример оформления сноски:

«Текст цитаты в тексте работы.»1 «Текст цитаты в тексте работы.»2 __________________________________________ 1Иванов И.И. Теоретические основы. —М.: Наука, 2015. — С.25. 2Там же. — С.25.

Оформление сносок в конце работы (концевые).

Сразу после цитаты в квадратных (иногда круглых) скобках указывают порядковый номер цитируемого источника по списку литературы и, если это требуется, номер цитируемой страницы.

В конце работы оформляют список литературы, в котором под соответствующим номером дают полные библиографические сведения об источнике.

Пример оформления ссылки:

«Текст цитаты» [1.25]. (т.е. источник указанный в списке литературы под номером 1, 25-я страница этого источника)

Оформление ссылок при непрямом цитировании

Возможен пересказ почерпнутых из источника сведений своими словами. В этом случае в конце изложения указывают, по какому источнику приводятся сведения.

Пример оформления ссылки:

Текст, изложенный своими словами. См.: Иванов И.И. Теоретические основы.— М.: Наука, 2015. — С.25-40.

Домашнее задание:

· найти в книгах цитаты, посмотреть, как они оформлены

Наши рекомендации