Аналитическая обработка информации
1. Оценочные записи на библиографических карточках личной картотеки. Этим фиксируется факт, что данная книга была просмотрена или проработана и о ней сложилось определенное мнение в двух-трех словах, из которых станет ясно, следует ли еще раз обращаться к данной книге и что в ней можно найти.
2. Составление плана книги, отражающего ее содержание и структуру.
План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков, это «скелет произведения».
Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением каждой из них краткого наименования.
План может быть простым и сложным.
Простой план отражает выделение и наименование главных частей.
В сложном плане главные части соответственно разделятся на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.
Для грамотного составления плана воспользуйтесь следующим алгоритмом:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Выделите главную мысль текста и кратко сформулируйте ее.
3. Выделите основные мысли текста.
4. Сгруппируйте текст вокруг основных мыслей текста, разбивая его на части.
5. Озаглавьте каждую часть. Заголовок должен быть кратким и отвечать на вопрос: «О чем говориться в этой части текста?»
6. Заголовки последовательно пронумеруйте римскими цифрами.
7. Большие части текста разбейте на более мелкие и озаглавьте. Выделите подпункты плана в основной части и пронумеруйте их арабскими цифрами.
Примерная схема оформления плана:
I. _____________________________________
II. ____________________________________
1. _________________________________
2. _________________________________
III. ____________________________________
3. Записи при чтении. Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей. Это непременное условие, а не вопрос вкуса или привычки.
Ряд практических приемов, направленных на то, чтобы записи в процессе чтения занимали бы как можно меньше времени, и на то, чтобы ими в дальнейшем можно было легко пользоваться:
· лаконизм в изложении
· использование всякого рода сокращений, применение условных знаков-символов (например, математических: равно, больше, меньше и т.д.). Можно здесь вводить и любые свои знаки.
· вести записи только на одной стороне листа.
При этом ускоряется их поиск и систематизация, становится возможным производить любые вставки в текст, использовать записи при работе над докладами и рукописями научно-литературных произведений.
4. Тезисы – это краткое, последовательное изложение основных мыслей текста.
Работу над тезисами стоит начать с выделения опорных слов и словосочетаний, которые несут основную смысловую нагрузку в тексте. Выбор опорных слов - это первый этап смыслового свертывания, сжатия содержания текста.
Пример: Исходный вариант предложения: Необходимо не только приучать себя давать отзыв на каждую прочитанную книгу, но надо приучать себя делать это хорошо, обдуманно. (19 слов) Жирным шрифтом выделены опорные слова и словосочетания. И вот как выглядит предложение после смыслового свертывания: Необходимо приучить себя обдуманно давать отзыв на каждую прочитанную книгу. (10 слов). Предложение сократилось почти в 2 раза, а смысл его остался прежним! |
Можно выделять и целые предложения, в которых содержатся основные мысли. В тезисах вы должны раскрыть основные положения текста, отвечая на вопрос: «Что говорится в этой части текста?»
Формулировка тезисов должна быть четкой и краткой. В самих тезисах не приводят обосновывающих фактов, примеров.
Тезисы обязательно нумеруют соответственно пунктам плана. Это позволяет соблюдать структуру текста, последовательность изложения материала. Умело составленные тезисы вытекают один из другого.
Задание:
· Выделите опорные слова и словосочетания в следующем предложении и проведите его смысловое свертывание. Запишите свой вариант:
Эрудированный человек богат не только памятью, сколько знанием путей оперативного поиска нужной информации. И здесь на помощь приходят незаменимые источники – словари, справочники, энциклопедии.
________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Конспект - краткое изложение прочитанного. В буквальном смысле слово «конспект» означает «обзор».
Конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации.
Конспектирование включает в себя несколько этапов работы:
· отбор из текста самой существенной информации;
· перевод выбранной информации на свой язык с попутным сокращением;
· запись сокращенного, «отжатого» текста.
Самое сложное в конспектировании – это не превратить текст в одну большую цитату. Учитесь переводить авторский текст на свой язык, сокращая его и заменяя сложные для запоминания слова синонимами. После такой переработки текст легко запоминается.
6. Рефераты.Слово «реферат» в переводе с латинского буквально означает «пусть он доложит».
Реферат при индивидуальной работе с литературой представляет собой краткую «обогащенную» запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках. Зачастую рефераты готовят для того, чтобы передать эти идеи аудитории.
Реферат пишут для себя, чтобы иметь возможность с его помощью осмыслить и передать идеи, мысли, обобщения другим, совместно их обсудить. Реферат может стать пособием для устного выступления с элементами импровизации или же будет дословно зачитан вслух. Одна из главных задач реферата – это доложить, донести идеи до аудитории.
7. Словарь терминов и понятий.
Он может значительно облегчить работу с источниками информации.
8. Выписки – представляют собой факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной интерпретации) и т. д.
9. Цитаты - это текст из какого-либо произведения, дословно воспроизводимый автором в издании. Цитата обычно приводится с целью обосновать собственные утверждения или опровергнуть цитируемого автора.
Основные требования к цитате: уместность, точность.
Цитирование может быть:
· прямым, когда текст воспроизводится дословно и указывается конкретная страница источника;
· непрямым, когда мысль автора приводится не дословно. В этом случае перед ссылкой на документ ставят См.:...................
Общие правила оформления цитат:
1. Цитаты должны точно соответствовать тексту первоисточника.
2. Цитата заключается в кавычки.
3. Если необходимо пропустить ряд слов в цитируемом предложении место пропуска обозначают многоточием, а при опускании целых предложений используют, многоточие, заключенное в угловые скобки.
4. Все личные дополнения и пояснения отделяют от теста цитаты прямыми либо угловыми скобками.
5. Для каждой цитаты оформляется сноска, содержащая точное название источника, его автора, а желательно и страницу, на которой располагается, в оригинальном источнике, текст цитаты.
Оформление ссылок при прямом цитировании
Существует два вида оформления библиографических ссылок.
Оформление сносок внизу страницы (постраничные).
Ø Библиографические сведения о цитируемом источнике располагают на той же станице, что и цитату.
Ø В конце цитаты ставят цифру, которая обозначает порядковый номер сноски на данной странице (или порядковый номер сноски в работе в случае сквозной нумерации).
Ø Внизу страницы, после укороченной горизонтальной линии, этот номер повторяется, и за ним следуют библиографические сведения об источнике. Зачастую требуется, также указание номера цитируемой страницы.
Ø Для оформления сноски используется более мелкий размер шрифта, чем в тексте работы.
Пример оформления сноски:
«Текст цитаты в тексте работы.»1 __________________________________________ 1Иванов И.И. Теоретические основы. — М.: Наука, 2015. — С.25. |
Ø При повторном цитировании того же источника на той же странице вместо полных сведений об источнике указывают: «Там же. И номер цитируемой страницы»
Пример оформления сноски:
«Текст цитаты в тексте работы.»1 «Текст цитаты в тексте работы.»2 __________________________________________ 1Иванов И.И. Теоретические основы. —М.: Наука, 2015. — С.25. 2Там же. — С.25. |
Оформление сносок в конце работы (концевые).
Сразу после цитаты в квадратных (иногда круглых) скобках указывают порядковый номер цитируемого источника по списку литературы и, если это требуется, номер цитируемой страницы.
В конце работы оформляют список литературы, в котором под соответствующим номером дают полные библиографические сведения об источнике.
Пример оформления ссылки:
«Текст цитаты» [1.25]. (т.е. источник указанный в списке литературы под номером 1, 25-я страница этого источника) |
Оформление ссылок при непрямом цитировании
Возможен пересказ почерпнутых из источника сведений своими словами. В этом случае в конце изложения указывают, по какому источнику приводятся сведения.
Пример оформления ссылки:
Текст, изложенный своими словами. См.: Иванов И.И. Теоретические основы.— М.: Наука, 2015. — С.25-40. |
Домашнее задание:
· найти в книгах цитаты, посмотреть, как они оформлены