Глава 5. Организация содержания учебного предмета «Литературное чтение»
40. Объем учебной нагрузки по предмету составляет:
1) во 2 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
3) в 3 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
4) в 4 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.
41. Содержание предмета и планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Литературное чтение» переданы через систему целей обучения и реализуются через сквозные темы. Такое распределение содержания программы позволяет учителю планировать свою работу и оценивать достижения обучающихся согласно разработанным критериям.
42. Обучение литературному чтению предполагает:
1) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, передачу впечатлений (на основе случаев из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства);
2) формирование навыков по поиску информации в текстах различного типа, использование их для решения учебных задач;
3) развитие умений анализировать фольклорный текст и текст художественного произведения, определять его тему, главную мысль и выразительные средства, используемые автором;
4) приобщение к литературе как искусству слова;
5) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах и писателях;
6) развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, речевое творчество;
7) овладение функциональной грамотностью (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
8) овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
9) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
43. В программу включены произведения разных жанров казахской, русской и мировой литературы, объединенные сквозными темами и скрепленные нравственно-эстетическими проблемами.
44. На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные эстетические задачи:
1) в первом классе ребенок вводится в мир художественной литературы через игру, поэтому значительное место отводится стихотворениям;
2) во втором и третьих классах большее внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении. Формируется представление о литературном жанре, обогащаются знания о психологическом состоянии героя и способах его выражении в художественном произведении;
3) в четвертом классе обучающиеся получают представление о родах литературы, связи литературы и истории, обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу.
45. Учебной программой предусмотрено развитие литературно-творческих способностей. Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнение творческих заданий, определяет учитель в зависимости от задач и уровня подготовленности обучающихся.
46. Базовое содержание образования: 2 класс
1) Изучаемые произведения:
В. Драгунский. Рассказы.
Б. Искаков. «Люблю я мчаться с ветерком…»
В. Осеева. Рассказы.
И. Бунин. «Детство»
В Катаев. «Дудочка и кувшинчик»
В. Голявкин. Рассказы
А.Б.Раскин. «Как папа был маленьким»
И.Пивоварова. «Один за всех и все за одного»
Б. Заходер. «Мы – друзья»
С. Есенин. «Бабушкины сказки»
Д. Джумагельдинова. «Еркегали – мальчик-озорник»
М. Зощенко. «Бабушкин подарок»
М. Аимбетов. «Солнце на ладони»
С. Сеитов. «Наш ата»
С. Михалков. «Как познаются друзья»
В. Голявкин. «Настоящая дружба»
Э. Хоггард. «Мафин и его веселые друзья»
С. Могилевская. «Восемь голубых дорожек»
М. Кабанбаев. «Сам пропадай, а товарища выручай»
К. Тангрыкулиев. «Верблюд и мальчик»
А. Тажибаева. «Малютка верблюжонок»
А.С. Пушкин. «Няне»
А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Э.Успенский. «Дядя Федор идет в школу»
М. Абылкасымова. «Родная земля»
М. Алимбаев. «Родник земли родной»
У. Турманжанов. «Родина»
Т. Айбергенов. «Моя Республика»
С. Сейфуллин. «Родная земля», «В нашем краю»
Д. Досжанов. «Родник»
М. Ауэзов. «Степной пейзаж», «Возвращение»
М. Пришвин. «Моя Родина», «Ребята и утята»
Г. Ладонщиков. «Родная земля»
Л. Толстой. «Какая бывает роса на траве»
В. Драгунский. «Третье место в стиле баттерфляй»
А. Мальцев. «Моя тренировка», «Бегущий человек»
В. Пахомов. «Легкая атлетика»
А. Монвиж-Монтвид. «Мой стиль плавания», «Прыжок в воду»
О. Нагорнов. «О хоккее и рыцаре»
Ирис Ревю. «Волшебные лыжи»
А. Барто. «Зарядка»
М. Пляцковский. «Как Чернобурчик в футбол играл», «Мышонок Крошка выходит на лед»
Ю. Маркова. «Футболист»
Ю. Шалева. Сказка «Друзья здоровья»
Сказки народов мира
С Сейфуллин. «Кокшетау»
В.Берестов. «Честное гусеничное»
Л. Фадеева. «Окружающая среда»
Хилья Сулла Тавасшерна. «Ручей»
Г. Снегирев. «Чудесная лодка»
В. Бианки. «Синичкин календарь»
Е. Пермяк. «Одуванчики»
Л.Чарская. «Не рви цветов, не надо»
В. Чаплина. «Хитрые вороны», «Лесная кормушка»
Г. Сапгир. «Леса-чудеса»
Ю. Коваль. «Фарфоровые колокольчики», «Воздушный барашек»
М. Мырзалиев. «Мечта»
Я. Аким. «Наша планета»
Е. Карганова. «Мы хотим, чтоб птицы пели»
В. Бианки. «Как мышонок попал в мореплаватели», «Как муравьишка домой спешил»
А. Масс. «Прогулка под дождём»
А. Иванов. «Как Хома куда-то ходил»
С. Козлов. «Ежик в тумане», «Ежик и море»
Сказки народов мира
Малые жанры устного народного творчества
При необходимости в зависимости от уровня подготовленности обучающихся в перечень включаются другие литературные произведения по выбору учителя, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.
2) Раздел 1. «Аудирование (слушание) и говорение»
Ответы на простые вопросы. Свободный и подробный пересказ. Пересказ по плану. Инсценирование. Прогнозирование по заголовку и началу. Использование пословиц и поговорок. Невербальные средства общения. Использование опорных слов. Высказывание своих идей, чувств, мыслей.
3) Раздел 2. «Чтение»
Чтение вслух, сознательное и выразительное чтение; чтение по ролям. Чтение про себя, поисковое/ознакомительное чтение. Формулирование простых, уточняющих вопросов. Ответы на подобные вопросы из текста/отрывка. Определение темы и основной мысли произведения. Определение жанровых особенностей произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа. Описание внешнего вида героя, оценивание его поступков. Сравнение, олицетворение, эпитеты и их роль. Изменения в поступках героя/в пейзаже в процессе развития сюжета. Сравнение эпизода художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мультфильмах. Извлечение дополнительной информации из сборников/справочной литературы. Представление полученной информации в таблице.
4) Раздел 3. «Письмо»
Составление плана на основе выявления последовательности событий. Деление произведения на части. Написание по образцу загадок/сказок или считалочек/стихотворений по готовым рифмовкам. Написание творческих работ с использованием каллиграмм/рисунков/аппликаций/фотографий. Исправление лексических и стилистических неточностей, орфографических и пунктуационных ошибок.
47. Базовое содержание образования. 3 класс
1) Изучаемые произведения:
Н.Сладков. Рассказы
М. М. Пришвин. «Рассказы о природе»
И. И. Акимушкин. «Кто без крыльев летает?»
В. В. Бианки. «Мышонок Пик», «Музыкант»
С. Я. Маршак. «В лесу над росистой поляной», «Двенадцать месяцев», «Круглый год»
М. Алимбаев. «Глаза голубые земли…»
А. Дуйсенбиев. «Зима в лесу»
Г. Снегирев. Рассказы
С.Муканов. «Родная степь»
«Дружба». По Н.Богданову
С. Козлов. «Однажды в солнечный день»
В Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»
В. Осеева. «До первого дождя», «Почему?»
Г. Остер. «Вредные советы»
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок»
В. Гауф. «Карлик Нос»
Г. Троепольский. «Прощание с другом»
Б. Сокпакбаев. «Меня зовут Кожа» (глава на выбор по изучаемой теме)
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Ворона и лисица», «Квартет», «Стрекоза и муравей»
Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
А. Введенский. «Когда я вырасту большой»
Я. и В. Гримм. «Время жизни», «Бременские музыканты», «Домик в лесу»
В. Голышкин. «Солнечные часы»
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»
Ф. Баум. «Волшебник страны Оз»
М. Либин. «О том, как гном покинул дом»
В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»
Я. Аким. «Разноцветные дома»
К. Нефедова. «Дом, какой он»
А. Кравченко. «Здравствуй, лошадь!»
С. Михалков. «Слон-живописец»
С. Козлов. «Удивительная бочка», «Ежикина скрипка»
Ю. Коринец. «Волшебное письмо»
О. Мандельштам. «Рояль»
К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»
В. Короленко. «Слепой музыкант»
Б. Екимов. «Музыка старого дома»
С. Алексеев. «Рассказы о Суворове» (1 рассказ по выбору),
Мухтар Кул-Мухаммед. «Аль-Фараби»
В. Воскобойников. «Когда Ньютон был маленьким», «Когда царь Пётр был маленьким», «Когда Эдисон был маленьким»
С. Ханахмедович. «Легенда об Архимеде»
С. Бабенко. «Верблюжий камень»
М. Зощенко. «Великие путешественники»
С. Голицын. «В поход! В поход! В поход!»
Г. Сапгир. «Леса-чудеса»
О. Уайльд. «День рождения Инфанты»
В. Драгунский. «Девочка на шаре», «Кот в сапогах»
Э.Успенский. «Три мушкетера»
В. Сутеев. «Петя и Красная шапочка»
Сказки народов мира
При необходимости в зависимости от уровня подготовленности обучающихся в перечень включаются другие литературные произведения по выбору учителя, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.
2) Раздел 1. «Аудирование (слушание) и говорение»
Ответы на открытые вопросы. Определение ключевых моментов. Свободный, подробный и выборочный пересказ. Пересказ по плану. Драматизация. Прогнозирование по поступкам, характеристике героев и событиям. Использование пословиц и поговорок/выражений из сказок. Невербальные средства общения. Сопровождение речи иллюстрациями/наглядностью/демонстрацией фотографий/картинами. Высказывание своих идей, чувств, мыслей. Использование художественно-выразительных средств.
3) Раздел 2. «Чтение»
Чтение вслух, беглое, сознательное и выразительное чтение; чтение по ролям/выборочно. Просмотровое/изучающее/чтение с пометками. Формулирование творческих, оценочных вопросов; ответы на подобные вопросы. Определение темы и основной мысли произведения. Определение жанровых особенностей народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни. Приёмы создания образа (портрет, характер героя, поступки и речь; мимика, жесты). Оценивание поступков героя. Сравнение, олицетворение, эпитет и их роль. Сравнение чувств, поведения главных героев в различных ситуациях. Сравнение эпизода художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мультфильмах/музыке. Извлечение конкретной информации из различных источников. Представление полученной информации в виде схемы.
4) Раздел 3 «Письмо»
Составление плана на основе выявления последовательности событий. Деление произведения на части. Озаглавливание. Написание творческих работ разных жанров: письмо герою/сказки/рассказы. Написание творческих работ в форме постера/проекта/рекламы/заметки. Исправление лексических и стилистических неточностей, орфографических и пунктуационных ошибок.
48. Базовое содержание образования. 4 класс
1) Изучаемые произведения:
В. Запуниди. «Родина моя – Казахстан!»
Н. Матвеева. «Казахстан, О! Казахстан»
Н. Лушникова. «Я – Дочь казахского народа»
М. Зверев. «Осень в Казахстане»
С. Муканов. «Перед восходом солнца»
«Ер Таргын» (казахский героический эпос)
«Байтерек – древо жизни» (тюркская легенда)
«Черный бура Ойлыбая» (казахская легенда по О. Сарсенбаеву)
«Справедливость» (притча)
Р. Киплинг. «Владей собой среди толпы смятенной…»
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
С. Устинович. «Лебединая дружба»
В.Драгунский. «Арбузный переулок»
В. Осеева. «Волшебное слово»
М. Зощенко. «Не надо врать»
Щ. Уайльд. «Мальчик-звезда»
В. Железняков. «Чучело»
А.Платонов.«Разноцветная бабочка»
Е.Пермяк. «Пичугин мост»
«Сердце матери». По Д.Досжанову
С. Михалков. «Дальновидная сорока»
М. Пришвин. «Старый гриб», «Белая радуга», «Кем быть? Путешествие по профессиям» (по выбору)
«Легенда о Жеке-батыре»
«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Святогор»
«Бой Ер-Таргына с Домбаулом» (отрывок из героического эпоса «Ер-Таргын»)
«Геракл освобождает Прометея»
«Легенда о домбре»
А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда»
«Робин Гуд» (английская легенда)
Мифы Древней Греции: «Дедал и Икар», «Об аргонавтах»
Е. Елубаев. «Легенда о ласточке»
Л.Скребцова. «Чудесный парикмахер»
В. Маяковский. «Кем быть?»
Д. Родари. «Как пахнут ремесла»
Э.Раскин. «Как папа выбирал профессию»
А.М. Марьянин. «Работа есть работа». Рассказы о профессиях (по выбору)
Э. Успенский. «Бизнес крокодила Гены» (глава 1 «Простоквашинск и его жители»)
Е. Амбросова. «Такие нужные люди» (рассказы по выбору)
А. Шынбатыров. «Урок чуткости»
Я. и В. Гримм. «Храбрый портной»
К. Нефедова. «Дом, какой он»
М.Пришвин. «Белая радуга»
И. Пивоварова. «Весенний дождь»
Т. Домаренок. «Лесная гроза»
Н. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»
Ф. Тютчев. «Весенняя гроза»
С. Козлов. «Серый дождик затяжной»
Г. Ильина. «Профессии Ветров»
С. Олексяк. «Природные явления»
Л. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Гроза в лесу»
Т. Шорыгина. «Восход солнца», «Закат солнца», «Ледоход», «Листопад», «Молния», «Радуга», «Дождь»
И. Пивоварова. «День защиты природы»
А. Ершов. «О защите природы»
В. Астафьев. «Царь-рыба»
В. Распутин. «Пожар»
С. Торайгыров. «Я стану человеком»
Л. Фадеева. «Окружающая среда»
А. Риис. «Про Сарли, черепаху с Большого барьерного рифа»
И. Тургенев. «Перепелка»
А. Сван. «Бельчонок и елочка»
Ж. Верн. Главы из произведений «Из пушки на Луну», «Вокруг Луны», «С Земли на Луну», «Вверх дном», «Гектор Сервадак», «Путешествие к центру Земли»
Ю. Гагарин. «Дорога в космос» (выдержки из книги)
А. Леонов. «Я выхожу в космос»
Ю. Афонин. «Из другого мира»
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (отдельные главы)
Р. Ингпен. «Волшебная карусель»
Е. Велтистов. «Электроник – мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул»
К.Булычев. «Путешествие Алисы», «Алиса в стране загадок»
При необходимости в зависимости от уровня подготовленности обучающихся в перечень включаются другие литературные произведения по выбору учителя, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.
2) Раздел 1. «Аудирование (слушание) и говорение»
Формулирование вопросов для установления причинно-следственных связей, явлений, поступков. Ответы на открытые вопросы. Свободный, краткий, подробный и выборочный пересказ. Творческий пересказ. Прогнозирование по заголовку и заключительной части произведения. Использование пословиц и поговорок/отрывков из стихотворений/басен. Невербальные средства общения. Сопровождение речи иллюстрациями/наглядностью/демонстрацией фотографий/картинами/видеороликом. Высказывание своих идей, чувств, мыслей. Сравнение с похожими событиями из жизни/по материалам прочитанного.
3) Раздел 2. «Чтение»
Чтение вслух, беглое, сознательное и выразительное чтение; чтение по ролям/выборочно. Просмотровое/изучающее/поисковое/аналитическое/чтение с пометками. Чтение схем/диаграмм. Формулирование творческих, интерпретационных, оценочных вопросов; ответы на подобные вопросы. Определение темы и основной мысли произведения. Определение жанровых особенностей мифа, фантастики, легенды, басни, литературной сказки, рассказа, стихотворения, былины, притчи, героического эпоса. Приёмы создания образа (портрет, характер героя, поступки и речь; мимика, жесты). Определение отношение автора к герою. Соотношение своей и авторской оценки/сопоставление поступков героев по аналогии/контрасту. Гипербола, сравнение, олицетворение, эпитет, метафора и их роль. Сравнение событий и чувств героев. Определение и анализ событий, лежащих в основе эпизода. Сравнение эпизода художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мультфильмах/музыке/кинофильме. Извлечение и переработка полученной информации. Формулирование выводов. Представление полученной информации в виде схемы.
4) Раздел 3 «Письмо»
Составление плана на основе выявления последовательности событий. Деление произведения на части. Озаглавливание. Написание творческих работ с добавлением новых героев, нового сюжета. Написание творческих работ в форме иафильма/проспекта/схем/интервью/отзыва/заметки/объявления/постера. Исправление лексических и стилистических неточностей, орфографических и пунктуационных ошибок.
49. В разделе программы «Система целей» для удобства использования учебных целей введена кодировка. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа – раздел и подраздел, четвертое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в кодировке 1.2.1.4 «1» – класс, «2.1.» – раздел и подраздел, «4» – нумерация учебной цели.
50. Система целей обучения:
Обучающийся должен:
Ключевые навыки | Цели обучения | |||
2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Раздел (виды речевой деятельности) – аудирование (слушание) и говорение | ||||
1.1 Понимание содержания аудио/видео информации | 2.1.1.1 - отвечать на простые вопросы по содержанию | 3.1.1.1 - отвечать на открытые вопросы по содержанию для определения ключевых моментов | 4.1.1.1 - формулировать вопросы для установления причинно-следственных связей, явлений, поступков и отвечать на открытые вопросы | |
1.2 Пересказыва-ние произведения | 2.1.2.1 - пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану/инсценирова-ние | 3.1.2.1 - пересказывать подробно/выборочно содержание произведения свободно или по совместно составленному плану/драматизация | 4.1.2.1 - пересказывать произведение свободно или в заданной учителем форме (кратко, подробно, выборочно); творческий пересказ (изменить лицо, добавить ситуацию, придумать разворачивание событий) | |
1.3 Прогнозирова-ние событий в произведении | 2.1.3.1 - прогнозировать конец произведения по заголовку и началу | 3.1.3.1 - прогнозировать развитие сюжета произведения по поступкам, характеристике героев и событиям | 4.1.3.1 - прогнозировать развитие сюжета по заголовку и заключительной части произведения, объяснять причину своего выбора | |
1.4 Привлечение внимания слушателей | 2.1.4.1 - использовать в речи пословицы и поговорки, невербальные средства речи (с помощью учителя) | 3.1.4.1 - использовать в речи пословицы и поговорки/ выражения из сказок, невербальные средства речи | 4.1.4.1 - использовать в речи пословицы и поговорки/ отрывки из стихотворений/ басен, невербальные средства речи | |
3.1.4.2 - сопровождать речь иллюстрациями/наглядностью/демонстрацией фотографий/картин/ | 4.1.4.2 - сопровождать речь иллюстрациями/наглядно-стью/демонстрацией фотографий/картин/презен-тацией/видеороликом | |||
1.5 Высказывание мнения по аудио/видео информации | 2.1.5.1 - строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации | 3.1.5.1 - строить высказывание для объяснения своих идей, чувств, мыслей, используя художественно-выразительные средства | 4.1.5.1 - строить высказывание для объяснения своих идей, чувств, взглядов, сравнивая с похожими событиями, которые были в жизни/по материалам прочитанного | |
Раздел (виды речевой деятельности) – чтение | ||||
2.1 Использование видов чтения | 2.2.1.1 - читать вслух правильно, осознанно и выразительно; по ролям | 3.2.1.1 - читать вслух бегло, осознанно и выразительно; читать по ролям/выборочно | 4.2.1.1 - читать вслух бегло, осознанно и выразительно; читать по ролям/ выборочно | |
2.2.1.2 - читать про себя, используя поисковое/ ознакомительное чтение | 3.2.1.2 - читать про себя текст или его части, используя различные виды чтения (просмотровое/изучаю-щее/чтение с пометками) | 4.2.1.2 - читать про себя текст или его части, используя различные виды чтения (просмотровое/изучающее/ поисковое/аналитическое/ чтение с пометками/чтение схем/диаграмм) | ||
2.2 Формулирова-ние вопросов и ответов по содержанию литературного произведения | 2.2.2.1 - формулировать простые, уточняющие вопросы (с помощью учителя) по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные, уметь находить ответы из текста/отрывка | 3.2.2.1 - формулировать творческие, оценочные вопросы по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные вопросы | 4.2.2.1 - формулировать творческие, интерпретационные, оценочные вопросы по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные вопросы | |
2.3 Определение темы и основной мысли литературного произведения | 2.2.3.1 - определять, о чем хотел сказать автор, используя опорные слова, и понимать, в чем он хотел убедить читателей | 3.2.3.1 - определять тему и находить предложение, в котором заключена основная мысль произведения | 4.2.3.1 - определять тему и основную мысль, доказывая фактами из произведения | |
2.4 Определение жанра литературного произведения | 2.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения (с помощью учителя) | 3.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни | 4.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности мифа, фантастики, легенды, басни, литературной сказки, рассказа, стихотворения, былины, притчи, героического эпоса | |
2.5 Оценивание поступков героев литературного произведения | 2.2.5.1 - описывать внешний вид героя, оценивать его поступки простыми фразами | 3.2.5.1 - определять приемы создания образа автором произведения (портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь; мимика, жесты), оценивать его поступки, доказывая свое мнение словами и выражениями из текста | 4.2.5.1 - определять приемы создания образа автором произведения, определять отношение автора к герою, соотносить свою и авторскую оценку/сопоставлять поступки героев по аналогии/контрасту | |
2.6 Понимание использования автором изобразитель-но-выразительных средств в тексте литературного произведения | 2.2.6.1 - находить сравнение, олицетворение, эпитет и определять их роль с помощью учителя | 3.2.6.1 - находить сравнение, олицетворение, эпитет и определять их роль | 4.2.6.1 - находить гиперболу, сравнение, олицетворение, эпитет, метафору и определять их роль | |
2.7 Сравнение элементов художествен-ного произведения | 2.2.7.1 - определять изменения в поступках героя/в пейзаже в процессе развития сюжета с помощью учителя | 3.2.7.1 - сравнивать чувства, поведение главных героев в различных ситуациях | 4.2.7.1 - сравнивать события и чувства героев, подтверждая свое мнение примерами из произведения; находить и анализировать событие, лежащее в основе эпизода | |
2.2.7.2 - сравнивать эпизод художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мультфильмах с помощью учителя | 3.2.7.2 - сравнивать эпизод художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мульт-фильмах/музыке с помощью учителя | 4.2.7.2 - сравнивать эпизод художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мультфиль-мах/музыке/кинофильме | ||
2.8 Извлечение информации из различных источников | 2.2.8.1 - извлекать дополнительную информацию из сборников/справоч-ной литературы и представлять полученную информацию в предложенном шаблоне таблицы (с помощью учителя) | 3.2.8.1 - извлекать конкретную информацию по содержанию произведения из различных источников: иллюстрации/художест-венной литературы и представлять информацию в виде схем | 4.2.8.1 - извлекать, перерабатывать полученную информацию, делать выводы и представлять полученные сведения в виде схемы причинно-следственных связей | |
Раздел (виды речевой деятельности) – письмо | ||||
3.1 Составление плана | 2.3.1.1 - составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части с помощью вопросов учителя | 3.3.1.1 - составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть (с помощью учителя) | 4.3.1.1 - составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть | |
3.2 Создание творческих работ разных жанров | 2.3.2.1 - писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/ сказки – или по готовым рифмовкам – считалочки/стихи (с помощью учителя) | 3.3.2.1 - писать творческие работы разных жанров: письмо герою/сказки/рассказы | 4.3.2.1 - писать творческие работы разных жанров на основе прочитанного (с добавлением новых героев, нового сюжета) | |
3.3 Написание текстов с использовани-ем различных форм представления | 2.3.3.1 - писать творческие работы с использованием рисунков/апплика-ций/фотографий (с помощью учителя) | 3.3.3.1 - писать творческие работы в форме постера/проекта/рекламы/заметки/ | 4.3.3.1 - писать творческие работы в форме диафильма/проспекта/схем/интервью/отзыва/заметки/ объявления/постера | |
3.4 Нахождение и исправление ошибок | 2.3.4.1 - исправлять лексические и стилистические неточности, ошибки (с помощью учителя) | 3.3.4.1 - совершенствовать работу, исправляя лексические и стилистические неточности, исправлять орфографические (при помощи словаря) и пунктуационные ошибки | 4.3.4.1 - совершенствовать работу, исправляя лексические и стилистические неточности, исправлять орфографические и пунктуационные ошибки | |
51. Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения, понимания и выразительности. Из этого складывается полноценный навык чтения.
52. Ориентировочные нормы сформированности навыка чтения:
1) Обязательный уровень сформированности навыка чтения по классам: во 2 классе в первом полугодии – 40-50 слов, во втором полугодии – 50-60 слов; в 3 классе в первом полугодии – 60-70 слов, во втором полугодии – 70-80 слов; в 4 классе в первом полугодии – 80-90 слов, во втором полугодии – 90-105 слов.
2) Возможный уровень сформированности навыка чтения по классам: во 2 классе в первом полугодии – 50-60 слов, во втором полугодии – 60-70 слов; в 3 классе в первом полугодии – 70-80 слов, во втором полугодии – 80-90 слов; в 4 классе в первом полугодии – 90-100 слов, во втором полугодии – 100-120 слов.
Предлоги, союзы, частицы, междометия считаются как слова.
Приложение
к Типовой учебной программе
по учебному предмету «Литературное чтение»
для 2-4 классов уровня
начального образования по
обновленному содержанию
Долгосрочный план