Категория числа имен существительных.
Программа: Школа России
Учебник, автор: Русский язык ч.2, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Класс: 2
Тема: «Единственное и множественное число имён существительных»
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: Традиционный урок
Цель урока:
А) предметные – сформировать умение определять число имен существительных; употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных; изменять имена существительные по числам;
Б) метапредметные – способствовать развитию внимания, развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения, развивать эмоциональный и духовный мир учащихся; развивать речь, умение работать со словарём
В) личностные – воспитывать внимание, самостоятельность, умение выслушивать мнения одноклассников, бережное отношение к слову, интерес к получению новых знаний
Оборудование:
1. В.П. Канакина., В.ГГорецкий. «Русский язык», 2класс.,
2. Орфографический словарь,
3. Изображение «Вороны»,
4. Запись слова ворона с окошком
Технологическая карта.
Этап урока | Деятельность учителя и ученика | УУД | ||
1. Организационный момент. | Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Мое внимание растет, Память моя крепка, Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю. - Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место. | Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя) Личностные УУД (правильная посадка за партой) | ||
2. Минутка чистописания | -Начнём урок с минутки чистописания. - Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах: Ворона, вода, слово, ворота. (Звук ) -Правильно ребята, сегодня мы с вами будем совершенствовать навык письма строчной буквы в. - Откройте ваши тетради. Запишите в строчку цепочку букв, соблюдая соединения. Пропишите цепочки до конца строчки, продолжив закономерность. - Прочитайте предложение. Во дворе трава, на траве дрова. -Ребята, как назвается такое предложение? (скороговорка) -Попробуйте произнести ее быстро. -Спишите это предложение, соблюдая соединения. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) | ||
3. Словарная работа а)Предъявление нового слова учащимся Работа над слуховым образом словарного сова Запись слова с окошком Работа над зрительным образом словарного слова Орфографическое проговаривание. Запись однокоренных слов или многократная запись слов с выделением орфограммы. Введение нового слова в активный словарь детей | -Ребята, отгадайте загадку: Серо-чёрная та птица, Говорят, никак, певица. Мол, как каркать прекращает, Птицам певчим подражает (Ворона) -Верно ребята. Это словарное слово. Давайте проговорим это слово вместе. (Дети проговаривают вместе с учителем слово ворона) -Давайте произнесем это слово с ударением (Ворооона) -Ребята, как вы думаете, где в этом слове ошибкоопасное место? Почему вы так решили? (В первом слоге. Так как гласная в этом слоге находится в слабой позиции, она безударная) -Ребята, посмотрите на экран. Спишите это слово к себе в тетрадь. (Дети списывают слово с окошком в тетрадь) в р о н а -Ребята, а теперь давайте узнаем, какую букву мы должны писать в слове «ворона». Для этого откройте орфографический словарь (или словарь в конце учебника). Кто нашел это слово? Какую букву мы должны писать в этом слове? (Букву о) -Ребята, давайте напишем это слово, проговаривая его по слогам вслух. (Во (пишу букву о) – ро (пишу букву о) – на (пишу буква а)) -Пропишите строчку в тетради слова «ворона», выделяя ошибкоопасное место. (Дети прописывают строчку и выделяют орфограмму.) -Ребята, попробуйте подобрать однокоренные слова к слову «ворона» (Ворон, вороненок, вороний, воронье, вороньё, проворонить) -Молодцы, давайте попробуем составить предложения со словом «ворона». (Дети составляют предложения, например: Саша считал ворон.Ворона села на ветку и каркнула. ) -А теперь попробуйте составить мини-рассказ про ворону. (Дети составляют мини-рассказ, например: В нашем дворе живет старая ворона. Я часто выхожу на улицу и беру с собой хлеб. Я люблю кормить ворону.) | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Познавательные УУД (поиск и извлечение нужной информации) Познавательные УУД (умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) | ||
4. Работа над правилом Мотивация Самостоятельная формулировка правила Работа с формулировкой правила Закрепление в практической работе способа действия, описанного в правиле Упражнения на этапе первичного закрепления. Мотивация Самостоятельная формулировка правила Работа с формулировкой правила Закрепление в практической работе способа действия, описанного в правиле Упражнения на этапе первичного закрепления | -Ребята прочитайте слова.
-Что общего между этими словами? (Эти слова имена существительные, неодушевленные, являются формой одного слова) -Ребята, а в чем различие между этими словами? Что означает каждое слово? (конфета – одна, конфеты – много) -Что обозначают слова в первом столбике? (слова означают один предмет) -Что обозначают слова во втором столбике? (слова означают предметы) -Давайте сделаем вывод: что мы можем сказать о числе предметов? (Может обозначать один предмет и несколько предметов) -А теперь давайте прочитаем правило в учебнике, на странице 61 (Чтение правила учащимися) -Давайте теперь разделим правило на части. (Деление правила на части учащимися: 1. Единственное и множественное число 2. Имена существительные в единственном числе 3.Имена существительные во множественном числе -Теперь давайте поработаем с каждой частью. Ответьте мне на вопросы: 1.В каких числах может употребляться имя существительное? (В единственном или во множественном числе) 2.Что обозначают имена существительные в единственном числе? Приведите свои примеры? (Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет; книга, ива) 3.Что обозначают имена существительные во множественном числе? Приведите свои примеры. (Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов; книги, ивы) -Ребята, а сейчас еще раз внимательно прочитайте правило и попробуйте рассказать его своему соседу по парте. -Давайте закрепим изученное правило. На доске написаны слова, разделите слова на две группы: в первую группу относим слова, которые обозначают единственное число, во вторую – множественное число). Объясните, почему вы так распределили слова. Палец, книга, тетради, дети, учитель, доска, цветы. (Дети объясняют, как они распределяют слова, опираясь на правило: обозначает один предмет – единственное число; обозначают два или несколько предметов – множественное число.) -Откройте учебник на странице 61 упражнение № 105. Прочитайте. Объясните написание слов с пропущенными буквами. (Учащиеся выполняют задание) -Как узнать, в каком числе употреблены имена существительные? (Нужно узнать что они обозначают: один предмет или несколько предметов) -Выпишите сначала имена существительные, которые стоят в единственном числе. Прочитайте их. (Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва) -А теперь на новой строчке выпишите имена существительные, которые стоят во множественном числе. Прочитайте их. (друзья, машины, москвичи, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята) -Ребята, а в какие еще группы можно объединить слова? (Ответы детей: имена собственные, нарицательные) -Выполняем следующее упражнение № 106 на странице 62. Прочитайте. Измените число каждого имени существительного. -Ребята, давайте выполним первую строчку вместе. (Туфля – туфли, ягода – ягоды, море – моря, облако – облака.) -Запишите эти пары слов. Над каждым словом укажите его число. Подчеркните в каждом слове ту часть, которая указывает на то, что имя существительное изменилось по числам. -Выполните вторую строчку самостоятельно. Давайте с вами проверим. (Простыни – простыня, улицы – улица, блюдца – блюдце, одеяла – одеяло) -Ребята, что вы заметили? Что изменилось в словах? (При изменении числа имени существительного изменяется его форма) -А теперь давайте прочитаем правило в учебнике, на странице 62 (Чтение правила учащимися) -Давайте теперь разделим правило на части. (Деление правила на части учащимися) 1. Изменение имен существительных. Примеры. 2. При изменении имени существительного меняется его форма. -Теперь давайте поработаем с каждой частью. Ответьте мне на вопросы: 1.Как изменяются имена существительные? (Изменяются по числам) Докажите мне это? (книга – обозначает один предмет, книги – несколько предметов) 2.Что меняется при изменении по числам в именах существительных? (Меняется его форма: книга - книги) -Ребята, а сейчас еще раз внимательно прочитайте правило и попробуйте рассказать его своему соседу по парте. -Давайте закрепим изученное правило. На доске написаны слова. Докажите, что данные слова изменяются по числам, измените их. Выделите измененную форму имени существительного. Цветок - … (цветы) Стул - … (стулья) Дом - … (дома) (Дети объясняют изменение слов, опираясь на правило.) -1) -Откройте учебник на странице 62 упражнение № 107. Прочитайте. (Учащиеся выполняют задание) -Измените число имён существительных. (1. Воробей – воробьи, дерево – деревья, крыло – крылья, стул – стулья, ручей – ручьи; 2. Чиж – чижи, малыш – малыши, ерш – ерши, стриж - стрижи) Запишите эти пары слов. Над каждым словом укажите число. -Какие правила надо знать, чтобы без ошибок написать эти слова? (Правильное написание словарных слов, правописание безударных гласных в корне слова, правописание разделительного мягкого знака) -Подчеркните орфограммы на эти правила. (Учащиеся выполняют задание) | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками, умение работать в паре) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками, умение работать в паре) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации) | ||
5. Обобщающая беседа | - О каком признаке имени существительного вы узнали? (Имена существительные бывают единственного и множественного числа) -Что обозначают имена существительные в единственном числе? Приведите свои примеры? (Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет; книга, ива) -Что обозначают имена существительные во множественном числе? Приведите свои примеры. (Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов; книги, ивы) -Что меняется при изменении по числам в именах существительных? (Меняется его форма: книга - книги) | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) | ||
6. Рефлексия | - Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Сейчас я буду говорить вам слова, если будет встречаться имя существительное в ед.ч., то хлопаем один раз в ладоши, а если мн.ч - два хлопка. (Дождь, воробьи, цветок, лопата, зеркало, парты, ученики, рыбка, аквариум) - Молодцы! А теперь оцените свою работу с помощью светофора! (красный - справился с работой, жёлтый – работал хорошо, но не в полную силу, зелёный – были сложности ) Спасибо за работу! -На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке. | Регулятивные УУД (осознание качества и уровня освоения) |
ЛИТЕРАТУРА
1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2003
2. Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009
3. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/С.П.Казачкова, М.С.Умнова. - М.: Планета, 2013
4. Организация практики пробных уроков: Методические рекомендации / сост. Грек С.В., Питкевич С.Г. – Анжеро-Судженск: ГОУ СПО Анжеро-Судженский педагогический колледж», 2010
5. Педагогическая практика в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010
7. Чернобай.С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам"). - М.: Просвещение, 2012
Для заметок