Основные части конспекта урока
Введение
Цель пробной практики: выработка у практикантов профессиональных умений и навыков организации воспитательно-образовательного процесса в начальных классах.
Задачи:
- совершенствование умений и навыков наблюдения за воспитательно-образовательным процессом и анализа его результатов;
- вооружение студентов методами и приёмами проведения уроков и навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- обучение творческому применению на практике знаний, полученных при изучении дидактики, частных методик, психологии.
Виды деятельности:
- знакомство с организацией воспитательно-образовательного процесса в классе, с педагогической технологией отдельных учителей;
- проведение пробных уроков по предметам;
- посещение и анализ пробных уроков и занятий практикантов.
Профессиональные умения и навыки:
- планировать уроки по предмету;
- выбирать наиболее эффективные приёмы, методы, формы проведения уроков;
- работать с методической литературой, школьными учебниками, использовать дидактические материалы, наглядные пособия и т.д.;
- разрабатывать и оформлять конспекты уроков;
- разрабатывать и изготовлять наглядные пособия, дидактические материалы к урокам;
- учитывать особенности физического и психического развития детей при выборе форм и методов работы.
Каждый студент должен:
- провести 6 пробных уроков по МДК «Русский язык с методикой преподавания»:
обучение грамоте (чтение) – 1
обучение грамоте (письмо) – 1
русский язык - 2
литературное чтение - 2
- посетить не менее 8 уроков студентов-практикантов и учителей школы с целью изучения опыта, профессионального совершенствования. Анализ уроков, обобщение опыта отражается в дневнике практики;
Режим работы: пробные уроки проводятся по расписанию, анализируются группой студентов совместно с руководителем практики и педагогом. За каждый проведённый пробный урок практиканту выставляется оценка.
Критерии оценки
Уроки и занятия практикантов оцениваются по балльной системе. При оценке каждого занятия учитывается весь комплекс знаний, умений, навыков, эрудиция практиканта, уровень его педагогической, речевой, общей культуры. Определяющим критерием является свободное владение методикой и разнообразными формами учебно - воспитательной работы.
Оценка «отлично» ставится при условии, если:
-урок имеет определенную, последовательно реализованную дидактическую цель, характеризуется логическим, психологическим и организационным единством;
-на уроке сочетаются коллективная и индивидуальная работа учащихся, осуществляется дифференцированный подход;
-на уроке применяется поисковая или частично-поисковая ситуация, которая моделируется с учетом возраста и уровня развития учащихся, применяются разнообразные методы и приемы обучения;
-практикант соблюдает педагогическую этику, обладает грамотной речью, умеет пользоваться средствами ИКТ.
Оценка «хорошо» ставится при условии, если:
-урок отвечает основным требованиям, предъявляемым к отличному уроку, но имеет некоторые недостатки, например:
1)студент не проявил необходимого умения в управлении классом;
2)недостаточно стимулировалась и использовалась активность учащихся;
3)в процессе ведения урока допущена несоразмерность.
Оценка «удовлетворительно» ставится при условии, если:
-студент затрудняется самостоятельно провести урок, но основная дидактическая цель и план урока реализуются без существенных изменений;
-на уроке применяются технические средства обучения, но студент не владеет ими достаточно свободно, нарушает требования к применению технических и наглядных средств обучения, не умеет работать с доской;
-на уроке недостаточно сочетается коллективная и индивидуальная работа, студент, работая с одним учеником, оставляет без внимания класс;
-практикант испытывает затруднения при объяснении материала, не проявляет методической инициативы в процессе ведения урока и не может выйти за рамки конспекта урока;
-имеют место речевые ошибки, не всегда поправляет учащихся, допускающих ошибки. Оценка «неудовлетворительно» ставится при условии, если:
-практикант допускает ошибки в изложении учебного материала, не достигается намеченная дидактическая цель;
-на уроке не решаются воспитательные задачи;
-студент не умеет управлять классом, поддерживать рабочую атмосферу, дисциплину и порядок;
-практикант допустил фактические и методические ошибки,
отрицательно повлиявшие на ход занятия.
Подготовка к пробному уроку
Система подготовки к пробному уроку предполагает проведение не менее 3-х консультаций. Первую консультацию следует получить у учителя: узнать тему урока, точно определить материал учебника к этому уроку, его место в системе уроков по теме. Следующие консультации для студента по разработке конспекта урока проводит руководитель практики по предмету. Окончательный вариант конспекта урока подписывается учителем и утверждается руководителем практики.
Советы по подготовке пробного урока
1. Тема урока определяется практикантом за неделю до его проведения.
2. Практикант обязан самостоятельно подобрать методическую, педагогическую и другую необходимую литературу.
3. Совместно с учителем и преподавателем колледжа практикант разрабатывает конспект. Конспект должен отвечать требованиям, представленным в данных методических рекомендациях.
4. Конспект подписывается учителем и утверждается преподавателем колледжа – руководителем практики.
5. Практикант не имеет права проводить урок без конспекта.
6. Практикант обязан подготовить к уроку необходимую наглядность, дидактический материал, аудио- и технические средства.
7. Содержанием урока практикант должен владеть свободно.
Памятка практиканту по подготовке к уроку
Каждому учителю понятно: чтобы урок мог стать «педагогическим произведением», он должен быть тщательно обдуман. Вот почему для совершенствования своей методической деятельности учителю нужно хорошо представлять себе полную программу работы над уроком. Попробуем описать ее, сформулировав те вопросы, которые надо иметь в виду на каждом из этапов.
1 ЭТАП - осознание цели, задач и ориентировка в условиях методической деятельности.
1) Ориентировка в предметном содержании урока, т.е. в самом лингвистическом материале.
Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого явления в языке, в речи? Что я сам об этом явлении знаю? Какими признаками оно характеризуется? Как они выявляются? С какими другими лингвистическими понятиями связано изучаемое: с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, для каких служит базой? Почему это понятие вводится именно в данный момент обучения?
2) Ориентировка в конкретных условиях обучения.
Что учащиеся об этом понятии знают, что узнают в будущем? Что должны узнать, отработать на данном уроке, в какой степени, до какого уровня? Какие признаки понятия должны быть в центре внимания? На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опереться? Какие учебные действия необходимы для освоения материала? Какие конкретные трудности должны быть преодолены? Каковы возможные ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия? Какая другая языковая(речевая) работа может быть органично связана с освоением данного понятия, умения? Почему?
3) Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения.
Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средства обучения, отвечающие общему замыслу урока, я знаю? Как предлагает работать учебник? Какова цель каждого из заданий, логика их расположения? Какие способы работы, какой конкретный материал подсказывают другие средства методической помощи (пособия, журнальные статьи и т.д.) Как и по каким критериям оценить, освоили ли ученики понятие, способ действия?
2 ЭТАП - составление плана урока.
1) Какова цель урока, т.е. каким должен быть конечный результат?
2) Как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач?
3) Какие дополнительные задачи обучения следует реализовать на этом уроке? На каких его этапах? Почему?
4) Как организовать урок?
а) Как поставить перед детьми учебную задачу, чтобы включить их в активную деятельность: что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает? как сделать, чтобы это знание или умение оказалось им «нужным», чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть «барьер»?
б) Как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации?(Можно ли организовать, чтобы дети сами « открыли» нужный признак, закон, способ действия; если да, то как этого добиться; если нет, то как поступить: отослать ли школьников к учебнику, сообщить всё в готовом виде или, сообщив часть информации, организовать совместный поиск окончательного ответа?)
в) Как добиться освоения детьми необходимых действий и в целом осознанное овладение материалом?
3 ЭТАП - реализация на практике намеченного плана, т.е. проведение урока.
Умения учителя на данном этапе:
а) организовывать деятельность учащихся на каждом из этапов урока - от постановки учебной задачи до обобщения и подведения итогов, грамотно пользоваться способами обучения, избранными для достижения целей;
б) общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;
в) контролировать ход работы, т.е. сопоставлять замысел с его реализацией и при необходимости вносить возможные коррективы.
4 ЭТАП - итоговая самооценка урока:
1) решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу;
2) анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов;
3) внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме.
Технологическая карта
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. -Здравствуйте, ребята. Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Зовут меня Мария Михайловна. | Учащиеся проверяют, готовы ли к уроку. Садятся за парты. | Регулятивные УУД: организовать свое рабочее место под руководством учителя. |
Аналитическая часть – самоанализ урока. Записи фиксируются в дневнике.
Примерная схема анализа урока чтения в период обучения грамоте
1. Как сформулированы тема и цели урока?
2. Какое оборудование используется на уроке, насколько целесообразно его применение?
3. На какие усвоенные ранее знания и умения опирается объяснение новой темы?
4. Как проводится звуковая работа? Какие приемы используются при знакомстве с новым фонетическим явлением?
5. Каким образом осуществляется знакомство с буквой (буквами)?
6. Как происходит обучение основному механизму чтения?
7. Какая лексическая работа проводится?
8. Как организована работа над текстом, как связаны текст и иллюстрации?
9. Решались ли задачи развития речи учащихся? Какие приемы для этого использовались?
10. Осуществляется ли на уроке грамматико-орфографическая пропедевтика?
11. Какие игровые материалы использованы? С какой целью? Оцените их целесообразность.
12. С помощью каких методических приемов активизировалась деятельность учащихся? Как проводилось обобщение по уроку?
13. Выводы и предложения.
Примерная структура урока письма
1. Организационный момент. Упражнения для разогрева пальцев. Выполнение подготовительных упражнений для написания новой буквы (рисование узоров, штриховка, раскрашивание и др.)
2. Рассматривание образца письменной буквы на доске и в прописи; анализ составляющих её элементов, сравнение с другими буквами.
3. Показ учителем с одновременным объяснением написания буквы, анализ двигательных элементов.
4. Практическое воссоздание детьми формы буквы: конструирование с помощью элементов-шаблонов, воображаемое письмо, ощупывание букв из наждачной бумаги, выкладывание из бусинок, шнурка и т.д.
5. Письмо детьми буквы в прописи; зрительный контроль путем сличения написанных букв с образом. При необходимости анализ учителем типичных ошибок в написании букв (нарушение наклона, пропорций, пропуск элементов или их искажение).
6. Чтение и звуко-буквенный анализ слогов-слияний с новой буквой, анализ соединений (верхнее, нижнее, среднее); показ наиболее трудных соединений учителем на доске. Письмо детьми соединений с соблюдением зрительного контроля.
7. Чтение и звуко-буквенный анализ слов и предложений. Моделирование слов и предложений. Наблюдение над значением, произношением и написанием слов.
8. Списывание и письмо под диктовку слов и небольших предложений с проговариванием и проверкой написанного. Выполнение творческих заданий: дописать слог к имеющемуся, чтобы получить слово; написать название предмета, изображенного на рисунке; вставить в предложение слова, написать.
Образец конспекта урока обучения грамоте по теме " Письмо заглавной буквы Т ". (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Примерная схема анализа урока письма в период обучения грамоте
1. Как формулируется тема урока? Какие намечаются группы целей урока?
2. Какая подготовительная работа проводится перед знакомством с начертанием изучаемой
буквы (изучаемых букв)?
3. Какие методические приемы использованы для ознакомления детей с написанием буквы?
4. Какие методы применяются при обучении письму букв (копировальный метод, списывание с образца и т. д.)?
5. Применяется ли материал для слого-звукового анализа? С какой целью?
6. Какая работа над предложением проводится на уроке? Предусмотрено ли проведение грамматико-орфографической пропедевтики? Проводятся ли творческие работы?
7. Использовались ли дидактические игры? Какова их роль в активизации учебной деятельности учащихся?
8. Привлечены ли учителем наглядные пособия? Насколько целесообразно их использование?
9. Какие приемы помогали снять утомление, предотвратить отвлекаемость внимания?
УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Предмет «Литературное чтение» в начальной школе с русским (родным) языком обучения ориентирован на реализацию следующих целей:
· формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности;
· формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);
· знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.
Структура урока литературного чтения в начальной школе.
1. Организационный этап.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения.
4. Этап первичного восприятия.
5. Этап выявления специфики восприятия (проверка первичного восприятия).
6. Этап постановки учебной задачи.
7. Этап перечитывания и анализа художественного произведения. Устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета, выясняются мотивы поведения действующих лиц и черты их характера, раскрывается композиция произведения, проводится анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героя.
8. Этап вторичного синтеза. Обобщаются черты действующих лиц, сопоставляются герои и дается оценка их поступкам, выясняется идейная направленность произведения, дается оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведение искусства.
9. Этап рефлексии.
В круг чтения младших школьников входят произведения разных жанров, представляющие практически все области литературного творчества. На основе чтения и осмысления литературных произведений разных жанров у младших школьников расширяется читательский кругозор. Законы литературы предполагают анализ произведения в единстве его содержания и формы на основе учета жанровой специфики его.
Модель изучения рассказа повествовательного характера может быть следующей:
1) выяснение конкретного содержания;
2) выделение рассказчика (кто ведет рассказ, присутствует ли он сам в рассказе);
3) выделение действующего лица, его поступка, причины поступка;
4) выяснение чувств, состояния действующего лица, нахождение слов, называющих это состояние;
5) определение характерных черт героя на основании его поведения, переживаний, поступка;
6) словесное описание (по воображению) действующего лица;
7) выяснение авторского отношения к поступку, герою;
8) определение личного отношения к поступку, герою, высказывание оценочных суждений;
9) выяснение основной мысли произведения.
Методическая модель изучения басни может быть следующей:
1) раскрытие конкретного содержания басни;
2) выяснение характерных черт действующих лиц на основе их поведения, поступка;
3) сравнение героев басни: нахождение сходства и различия в поступках, характере;
4) словесное описание по воображению действующих лиц басни либо ситуации;
5) оценка поступков, выражение личностного отношения к ним;
6) определения отношения баснописца к героям;
7) раскрытие иносказательного (аллегорического) смысла басни (встречаются ли такие черты характера у людей);
8) определение основной мысли басни (она заключена в морали);
9) наблюдение над языком басни (диалогическая речь, крылатые выражения);
10) наблюдение над жанровыми особенностями басни (действующие лица – животные; иносказательный смысл, насмешка, ирония автора, мораль);
11) наблюдение над структурными элементами басни (основное содержание, заключение либо развитие действия, мораль).
Методическая модель изучениясказки может быть следующей:
1) выяснение конкретного содержания сказки:
- выделение персонажей сказки, разграничение их ролей;
- определение места действия (обычный мир или иной), последовательности событий;
- определение характерных черт на основании поведения и поступка героя (персонажа);
- выяснение причин поведения;
- обсуждение взаимоотношений героев;
2) словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;
3) сравнение персонажей;
4) определение основной мысли сказки (что одобряется или осуждается в сказке);
5) определение личного отношения к персонажам сказки, событиям, высказывание оценочных суждений;
6) наблюдения над жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями, яркими изобразительными средствами);
7) чтение в лицах либо инсценирование эпизодов (какая-либо творческая работа).
Методическая модель изучения стихотворений-описаний может быть следующей:
1) определение общего эмоционального настроения стихотворения;
2) нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы;
3) чтение словосочетаний и строчек поэтического текста, в которых передаются звуки, краски, запахи, содержатся яркие красочные детали, образные слова и выражения;
4) воссоздание живописных картин путём словесного рисования;
5) наблюдение за словами, которые выражают настроение, чувства, переживания поэта, вызванные живописными картинами;
6) наблюдение за словами, которые передают отношение автора к картинам природы;
7) определение основной мысли стихотворения;
8) высказывание личностного отношения читателя к изображённому;
9) наблюдение за построением стихотворения: сколько строк в столбике (употребление термина «строфа» не предполагается), какие слова рифмуются.
План работы над осознанием средств художественной выразительности:
1) обнаружение в тексте образных слов и выражений;
2) объяснение их значений, смысла;
3) воссоздание художественной картины путём словесного рисования (описание картины, которая возникает при восприятии ярких красочных слов);
4) побуждение учащихся к употреблению образных средств языка в пересказе, в собственной речи.
Построение анализа произведения по предъявленным методическим моделям будет способствовать восприятию и осознанию младшими школьниками художественного произведения как явления искусства слова.
Последовательность работы учителя с научно-популярными текстами.
1. Подготовка к восприятию. Задачи: а) возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи; б)дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи. Приемы: рассказ учителя, беседа, показ кинофильма, экскурсия, словарная работа. Продолжительность: до 8 минут. Если статья короткая, а тема общеизвестная, то от подготовки к восприятию можно отказаться.
2. Первичное чтение. Самостоятельное чтение про себя учащимися по частям (если статья объемная), целиком (если короткая). Чтобы дети читали сознательно, дается несложное задание.
3. Повторное чтение и анализ. После первичного чтения дети перечитывают вслух. Учитель организует беседу по каждой части и завершает ее озаглавливанием. Постепенно на доске появляется план статьи. Приемы: выделение основной мысли в каждой части, рассматривание доказательств, сравнение излагаемого материала с тем, что было изучено ранее, наблюдение над языком, формулировка вывода, решение проблемы. Завершается работа целостным чтением и подготовкой к пересказу по плану или к выразительному чтению.
4. Обобщающая беседа. Цель: объединить знания, имеющиеся у учащихся до чтения статьи и полученные во время чтения.
Работа с малыми фольклорными жанрами.
Чистоговорка предназначена для тренировки произнесения одного звука в окружении других. Например, Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. Скороговорка служит для произнесения сочетаний звуков, близких или далеких по способу и месту образования. (Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке). В силу своей функциональной особенности их целесообразно использовать для совершенствования артикуляционного аппарата, отработки дикции и скорости чтения. Формированию скорости чтения способствует троекратное, каждый раз более быстрое чтение. Можно проводить игры-соревнования, игры-эстафеты.
Анализируяпословицу на уроке, учитель должен помочь детям совершить три шага:
- уяснить прямой смысл пословицы, т.е. тот конкретный факт, который лежит в ее основе;
- уяснить ее переносное значение, ее подтекст, тот иносказательный смысл, который позволяет употреблять ее в других конкретных ситуациях;
- соотнести пословицу с определенным жизненными обстоятельствами из собственного опыта или описанными в художественном произведении.
Работая над загадками, дети приобретают умения выделять существенные признаки, сравнивать его с другими, находить наиболее точные словесные средства.
Методика работы с загадкой.
1этап. Отгадывание загадок с целью понять, как строится произведение этого жанра, в чем заключается его специфика. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадки: а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него; б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых эти черты жанра проявляются достаточно отчетливо.
2 этап. Рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.
3 этап. Сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное.
Примерная схема анализа урока литературного чтения
1. Насколько глубоко разбирается будущий учитель в особенностях изучаемого на уроке текста: в природе данного литературного материала (научно-познавательный текст или художественное произведение) в его жанровой специфике, в особенностях композиции, в языковой организации текста. В какой мере специфика данного текста соответствует избранным на уроке приёмам первоначального чтения, системе вопросов учителя, видам пересказов и творческих заданий, характеру подготовительной работы.
2. Как организуется на уроке многочтение: стимулирование интереса к перечитыванию текста, выборочное чтение, выразительное чтение отдельных отрывков и всего текста, чтение по ролям, самостоятельное чтение. Насколько каждый из этих видов чтения мотивирован самой логикой анализа данного текста.
3. Продумана ли система вопросов и заданий при анализе художественного текста: в какой мере эти вопросы помогают детям понять фактическое содержание произведения, вскрыть подтекст, понять идейный смысл, оценить художественные достоинства.
4. В какой мере на уроке анализируется читательский опыт обучающихся, используются наблюдения детей за окружающей действительностью, природой родного края; как расширяются и углубляются знания детей, уточняются их представления по темам предусмотренным программой и учебными книгами по чтению.
5. Умеет ли будущий учитель работать с иллюстрациями учебника; владеет ли методикой работы с иллюстрацией на этапе подготовки к восприятию текста, в процессе анализа литературного материала, при обобщении знаний учащихся; как использует иллюстрации для формирования навыков чтения, для развития творческого воображения и речи детей.
6. Эффективно ли используются на уроке различные виды наглядности.
7. В какой мере удалось на уроке реализовать планируемые результаты.
8. Наличие, объём, характер домашних заданий и их целесообразность.
9. Выводы и предложения.
Образец урока литературного чтения по теме С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
· овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; овладение основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
· развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Структура урока русского языка
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Минутка чистописания.
4. Словарная работа.
5. Актуализация темы. Это подготовка к новому материалу с целью заинтересовать детей, создать положительную мотивацию – стихи-загадка, грамматическая сказка, создание проблемной ситуации, плакат, схема.
6. Наблюдение над языковым материалом – это упражнение в ходе которого повторяются пропедевтические знания по теме и обобщаются все признаки грамматического понятия.
7. Самостоятельная формулировка правила учащимися.
8. Введение нового термина учителем.
9. Работа с правилом в учебнике.
10. Закрепление нового материала в упражнениях (не менее 4-х) на основе дидактических принципов:
а) от простого к сложному;
б) от конкретного к абстрактному и с использованием дополнительных факторов: СЛУХОВОГО (диктант); ЗРИТЕЛЬНОГО (списывание с учебника, с доски); РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО (проговаривание, комментирование); РУКОДВИГАТЕЛЬНОГО (письмо не менее 2/3 урока)
Рекомендации к проведению урока русского языка.
I. Минутка чистописания.
Виды заданий:
1) на доске записан образец каллиграфическим почерком (во 2 кл. – две строки, в 3-4 – 3 строки: на первой образцы букв, слогов, на второй – слова; на третьей– короткое предложение с этими буквами/словами);
2) этапы проведения минутки чистописания:
а) самостоятельное выявление школьником буквы, предназначенной для письма,
б) формулирование темы минутки чистописания,
в) определение закономерности в предложенной цепочке( или составление цепочки),
г) комментирование учителем специфики написания буквы(элемента, соединения),
д) написание цепочки букв, слогов, слов, предложений.
Образец проведения минутки чистописания.
Найдите одинаковый звук в словах: лимон, ива, индюк, иней.
Какая буква обозначает этот звук? Сформулируйте тему минутки чистописания.
Рассмотрите цепочку букв: и ии и ии. Из чего она состоит? Определите закономерность.
Из каких элементов состоит буква? Соблюдайте наклон при письме и одинаковое расстояние между буквами.
Спишите, продолжив закономерность: и ии и ии
Важно помнить!
1. Во время записи необходимо следить за соблюдением гигиенических требований (правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку).
2. Минутка чистописания по возможности связывается с последующими этапами урока, в первую очередь со словарно-орфографической работой. В ней используются буквы из словарного слова (слов), с которым (которыми) учащиеся знакомятся на уроке.
II. Словарная работа.
1. Объём словарных диктантов (по четвертям):
2класс — 4-6-6-8 слов;
3класс — 8-8-10-10 слов;
4класс— 10-10-12-12слов.
2.Словарная работа проводится на каждом уроке как отдельный этап урока (5–8 минут урока) или как дополнительный компонент в процессе работы по каллиграфии (для отработки графических навыков берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности.
3. Классический вариант работы – вводится 1 новое слово в неделю: первый урок – знакомство с новым словом, на двух последующих –закрепление, слово обязательно включается в упражнения, выполняемые на уроках. Возможно введение слов группами (методика та же).
4. Алгоритм введения нового словарного слова:
1)осознание лексического значения слова (с помощью картинки, загадки, устного выделения из предложения);
2) слуховой образ слова (произносим – выделяем слоги – ставим ударение – интонируем все звуки);
3) зрительный образ слова (демонстрация правильного начертания слова – на доске, карточке с выделением букв, написание которых необходимо запомнить);
4)орфографическое чтение;
5)установление разницы в произношении и написании;
6) решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?» (ученики пробуют подобрать проверочные слова – очень полезное задание для осознания общего способа действия. работают с орфографическим словарем);
7)запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;
8)подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;
9)определение лексического значения однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений (1–2 можно записать).
5. На этапе словарной работы можно проводить повторение изученных слов. Способы повторения изученных слов:
- можно продиктовать (показать картинки, дать загадки), потом проверить по карточкам (вывешиваются на доске после диктовки),
- можно устроить взаимопроверку;
- можно вставлять пропущенные орфограммы в пробелы на карточках в презентации;
- письмо по памяти;
- обязательно подвести итог (рефлексию) проверки, спросить о результате выполнения (кто написал без ошибок? сколько ошибок, проговорить правильный вариант и т.д.)
III.Этапы работы над упражнением:
1. Постановка цели.
2. Определение способа решения поставленной задачи.
3. Образец выполнения.
4. Коллективное или самостоятельное выполнение упражнения.
5. Проверка.
6. Вывод: чему научились?
IV. Если встречается текст, то обязательно провести анализ содержания:
- чтение текста хорошо читающим учеником,
- беседа по содержанию (о ком? о чем? что говорится...– определить тему, основную мысль)
- задание к тексту по теме.
V. Слово рефлексияпроисходит от латинского reflexio – обращение назад. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Приемы рефлексии в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
VI. Не забывайте об оценке работы конкретных учащихся и класса в целом. Учителем или детьми называются конкретные ученики, кто активно работал, ставятся оценки с комментарием, Последнее слово за учителем.
Примерная схема анализа урока русского языка
1. В какой мере структура и содержание урока соответствует типу уроков по грамматике и орфографии, основным этапам в формировании грамматического понятия, орфографического навыка в развитии речи обучающихся, правильно ли подобраны дидактический материал, наглядные пособия, ТСО.
2. Умеет ли будущий учитель при проведении на уроке упражнений, направленных на совершенствование каллиграфического навыка, чётко объяснить способ написания буквы, показать типы соединений с учётом характера написания предыдущей и последующей букв для осуществления безотрывного письма, связь упражнений по каллиграфии с темой и задачами урока.
3. Владеет ли учитель методикой словарной работы: как вводится новое слово, какие признаки первичного закрепления используются на уроке, какими видами знаний, способствующими лучшему запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами, владеет будущий учитель и умеет ли он выбрать те из них, которые позволяют наиболее успешно включить словарно- орфографические упражнения в общую систему работы по грамматике, орфографии и развитию речи на данном уроке.
4. Чем обоснован выбор метода объяснения нового грамматического понятия или орфографического правила, правильно ли отобран языковой материал: позволяет ли он максимально чётко выявить признаки нового понятия, орфограммы, подвести ученика к необходимым выводам, реализовать обучающие, воспитывающие и развивающие задачи.
5. Насколько полно учитывается при подборе упражнений специфика изучаемого материала, возрастающая доля самостоятельности детей, необходимость проведения работ творческого характера, упражнений, связанных с развитием устной и письменной речи обучающихся, с повышением её культуры. При проведении нового упражнения необходимо чётко уметь разъяснить задание, вооружить учеников необходимыми приёмами его выполнения. Какие приёмы использованы для проверки выполнения упражнения, как контролируется работа слабоуспевающих школьников, какая помощь на уроке им оказывается.
6. Как организована работа с учебником для получения новых знаний, их обобщения и закрепления. Владеет ли будущий учитель методикой работы над определением грамматического понятия и орфографического правила, как учит детей ориентироваться в их содержании. 7. Культура работы учителя на уроке: владение речью, умение работать на классной доске, внимание к детям, заинтересованность в успехе обучающихся
8. Выводы и предложения.
Образец урока русского языка по теме &