Факторы, вызывающие изменение климата
Антропогенное воздействие на климат может быть преднамеренным, то есть сознательно совершаемым, и непреднамеренным, то есть непроизвольным, связанным с человеческой деятельностью, преследующей совсем иные цели.
Природные факторы воздействия на климат можно разбить на несколько групп: астрономические, геофизические, метеорологические. Группа астрономических факторов включает светимость (радиацию) Солнца, положение и движение Земли в Солнечной системе, наклон ее оси вращения к плоскости орбиты и скорость вращения. Это все внешние климатообразующие факторы, связанные с влиянием на движение Земли других тел Солнечной системы и определяющие инсоляцию (облучение солнечной радиацией) и гравитационные воздействия (создающие приливы-отливы и колебания в движении Земли по ее орбите и вокруг собственной оси). Вполне возможно, что глобальные колебания климата в далеком прошлом нашей планеты были связаны с изменениями параметров земной орбиты и наклона земной оси. Этой точки зрения придерживается группа ученых – последователей югославского астрофизика Миланковича.
Группа геофизических факторов связана со свойствами Земли как планеты: ее размерами и массой, внутренними источниками тепла, собственными магнитными и гравитационными полями, особенностями земной поверхности и ее взаимодействия с атмосферой. Влияние факторов этой группы на значительном отрезке времени, в течение которого поверхность нашей планеты сохраняет ее современный вид, можно считать стабильным. Однако в более отдаленном прошлом оно могло существенно изменять земной климат. Достаточно указать на подвижность материков, изменения в распределении участков суши и морей, конфигурации и высоте горных хребтов и т.п.
Наконец, группа метеорологических факторов охватывает основные характеристики атмосферы и гидросферы, их массуи химический состав. Содержание в атмосфере термодинамическиактивных примесей, таких, как вода и углекислый газ, а также аэрозолей имеет решающее значение для формирования земного климата, и колебания их количества, возможно, являются причиной колебаний климата нашей планеты как в прошлом, так и в будущем.
Задание 8. Прочитайте научную статью.
а) Выделите структурно-смысловые компоненты текста (введение, основная часть, заключение).
б) Сформулируйте тезис статьи.
в) Напишите реферат-конспект и реферат-резюме. (Используйте приложение 3)
А.Г. Гусева, Я. Г. Манион
Уральский университет
Локальный социально-возрастной жаргон
(Дано в сокращении)
Отклонения от литературной нормы в речи городского населения – тема объемная: сюда входят явления, присущие просторечию, связанные с попаданием в город диалектоносителей или носителей арго, явления жаргонные, отклонения индивидуального характера и т.д. В данной статье анализируется лексический жаргонный материал, полученный в результате работы в детском клубе, специализирующемся на работе с трудновоспитуемыми подростками в возрасте от 12 до 18 лет. Тесный контакт с группой подростков, связанных постоянным общением, дал возможность в течение пяти лет наблюдать в действии и развитии интересное языковое явление, представляющее собой корпоративный жаргон, существование которого ограничено рамками одного микрорайона. В ходе работы возникли трудности с терминологией, которые были разрешены введением терминов «социально-возрастная группа» и «локальный социально-возрастной жаргон» (сокращенно ЛСВЖ).
Изучение ЛСВЖ имеет важный социальный смысл. Оздоровление морального климата общества требует, в частности, борьбы с негативными явлениями в речевом общении, а она может осуществляться по-настоящему лишь на базе точного знания особенностей таких явлений. В собственно лингвистическом отношении жаргоны, как известно, представляют собой интереснейший феномен, дающий возможность наблюдать взаимодействие разных пластов лексики национального русского языка (общерусских лексических элементов, лексики диалектов, арго и просторечия). В советской лингвистике до последнего времени изучению явлений, подобных ЛСВЖ, уделялось гораздо меньше внимания, чем изучению просторечия, профессиональных жаргонов и т. д.
В словарный запас носителей ЛСВЖ входит лексика, принадлежащая различным формам русского национального языка. Здесь мы обнаруживаем нейтральные общеупотребительные слова, просторечную лексику, диалектизмы и арготизмы, а также жаргонную лексику. Лексика ЛСВЖ отражает увлечения подростков, такие, как рыбалка, радиолюбительство и др. Наиболее интересна лексика, связанная с увлечением техникой: увлечение техникой – мотоманство, мотоцикл – тача, тачанка, тачана, тачила, тачка, телега, телеграф. <…>
<…> По мнению авторов, описанное явление (так называемый мотоманский язык) представляет собой яркий пример языковой игры. В групповых, корпоративных жаргонах, как правильно отмечает В. Стратен, сказывается не столько деловая потребность, сколько стремление к экспрессии и игра словами. Современные исследователи русской разговорной речи отмечают, что «диапазон явлений языковой игры широк. Играя, говорящий может не ставить перед собой никаких содержательных задач, кроме одной: не быть скучным, усилить непринужденность общения, развлечь себя и собеседника, а для этого выразиться необычно».
Обращает на себя внимание вариативность ЛСВЖ. Будучи в употреблении, жаргонная лексика быстро «приедается», теряет свою оригинальность, а значит, и особую экспрессивность. Появлению новых жаргонизмов в значительной степени способствует языковая игра и рассмотренные способы образования жаргонизмов. Следует также отметить, что вытеснение старых жаргонизмов новыми происходит постепенно. Сосуществованием этих форм объясняется наличие целых синонимических рядов: быстрее – керче, по-бырому, резче, рогоче; компания – банда, контора, мафия, толпа, куча; курить – базить, джибасить, дзобать, чинарить; хороший – барский, классный, мазевый, чёткий, чинный и т.п. Итак, будучи средством общения ограниченной социально-возрастной группы (т.е. группы, объединенной возрастным критерием, образом и местом жизни), ЛСВЖ является корпоративным жаргоном и представляет собой языковую систему, постоянно развивающуюся, обладающую сложной структурой и всеми присущими языковой системе качествами. Эта система включает в себя общенародные и просторечные элементы, элементы арго и диалектов и собственно жаргонную лексику, анализу которой посвящена данная статья. ЛСВЖ находится во взаимодействии со всеми остальными формами языка и постоянно за счет этого взаимодействия пополняется (ср.: соотношение составных пластов в лексике исследуемого ЛСВЖ, за исключением общенародных лексических единиц: 1) просторечная лексика; 2) общежаргонная лексика; 3) жаргонная лексика (с диалектной или арготической основой), встречаемая только в данном локальном социально-возрастном жаргоне; 4) арготизмы; 5) диалектизмы).
Изменяемость ЛСВЖ во времени связана и с постоянным изменением состава, возраста и духовной развитости носителей жаргона, которые вырастают, учатся, попадают в другие коллективы, в большей или меньшей степени овладевают литературным языком. Общение с интересными, много знающими и много умеющими людьми, влияние чтения, радио, телевидения, служба в армии приводят к тому, что повышается уровень культуры речи бывших носителей ЛСВЖ. А в жаргонный коллектив включаются новые подростки, достигающие возраста 13–14 лет, принося с собой новые формы ЛСВЖ, что требует постоянной, целенаправленной системы воспитательной работы с ними и, как следствие, нейтрализации ЛСВЖ, воспитания умения выражать свои мысли ясно, точно, пользуясь средствами богатого русского литературного языка.
III. Риторика
Задание 1. Выучите и произнесите на время (три раза подряд) следующие скороговорки:
1. Купи кипу пик.
2. Корабли лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали…
3. Шит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать…
4. Скороговорун скороговорил да выскороговаривал, что все скороговорки не скороговоришь да не выскороговоришь, а все скороговорки не перескороговорить, перевыскороговорить…
5. На мели мы лениво налима ловили,
Для меня Вы ловили линя.
О любви не меня ли Вы мило молили
И в туманы лимана манили меня.
6. На дворе траве, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
Задание 2. Прочитайте без подготовки. Обратите внимание на артикуляцию при произнесении «трудных» имен.
«На празднике также присутствовали: Александр Вячеславович, Лариса Джумабековна, Виктор Леонидович, Владимир Георгиевич, Игорь Кево’ркович, Венера Габдельмази’товна, Евгений Евгеньевич, Альберт Абуязе’тович, Александра Ро’бертовна, Генриетта Севастьяновна, Аэлита Олеговна, Всеволод Все’володович, Георгий Ричардович и многие другие».
Задание 3. Прочитайте стихотворение Валерия Брюсова.