Обратите внимание на артикуляцию при произнесении труднопроизносимых слов.

Подготовьте его для выразительного чтения.

БУРЯ С БЕРЕГА

Перекидываемые, опрокидываемые,

Разозлились, разбесились белоусые угри.

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые.

Расплетались и сплетались от зари до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие.

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающие, опоясываемые,

Заметались, затерялись в океане корабли,

С неудерживаемостью перебрасываемые,

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете вы не медлительностями ли

Ласк, пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

Задание 3. Используя одно из высказываний известных людей, подготовьте письменный текст для будущего выступления на аудитории.

1. «Что не убивает меня, то делает меня сильнее» (А. Шопенгауэр)

2. «Не стоит бояться смерти» (Сократ)

3. «Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью» (Пифагор)

4. «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений» (В. Гюго)

5. «Человек, не владеющий собственным языком, никогда не овладеет другим»

(Б. Шоу)

6. «Если хочешь, чтобы тебя любили, – люби!» (Сенека)

7. «Чем эпоха интересней для историка, тем она для современника печальней»

(Н. Глазков)

8. «Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык – музыка» (Петр Чайковский)

9. «Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем» ( Оскар Уальд)

10. «Если бы не было Бога, его следовало бы выдумать» (Вольтер)

Задание 4. Подберите материал и подготовьте сообщение (на 5-7 минут) на одну из заданных тем. Продумайте использование во время выступления невербальных средств общения (мимики, жестов, позы).

1. Основные тенденции в развитии современного молодежного жаргона

2. Огрубление русского языка в средствах массовой информации

3. Речевой портрет одного из современных политиков (телеведущих)

4. Иноязычная лексика в современном обществе (СМИ, сфера науки)

5. Соблюдение этики в отношениях «преподаватель-студент» на занятиях в вузе

6. Обращения преподавателей к студентам на занятиях

7. Вербальные и невербальные средства установления и поддержания контакта преподавателя с аудиторией на лекции

8. Проблема нецензурной брани в современном обществе

9. Рекламные тексты с точки зрения эффективности их воздействия

10. Особенности русской национальной речевой культуры

2.2. ТЕСТЫ по стилистике Русского языка

Тренировочный тест [4]

1. Ударение неправильно поставлено в слове:

а) фено’мен

б) ходата’йствовать

в) опто’вый

г) жа’люзи

д) занято’й (человек)

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в примере:

а) тема о гендерных отношениях

б) обосновывать фактами

в) указать на недостатки

г) одержать первенство

д) коснуться проблем

3. Лексическое значение слова неверно указано в примере:

а) Прецедент – случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев подобного рода.

б) Генезис – происхождение, процесс возникновения и развития.

в) Кворум – отсутствие согласия у договаривающихся сторон.

г) Оказия – неприятное происшествие.

д) Инертный – малоподвижный, бездеятельный.

4. Определите стиль приведенного ниже текста. Ответ аргументируйте: укажите использованные в тексте языковые средства, характерные для этого стиля.

ООО «Алина» уведомляет своих клиентов о том, что в связи с повышением закупочных цен на сырье с нового календарного года будут повышены оптовые и розничные цены на продукцию фирмы. Высылаем Вам новый прейскурант, чтобы Вы могли заблаговременно ознакомиться с ним. Искренне надеемся на продолжение нашего сотрудничества и на понимание необходимости предпринятых мер.

а) публицистический

б) научный

в) официально-деловой

г) художественный

д) разговорный

Аргументация[5]:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Укажите синоним к слову «заблаговременно» из текста в задании 4.

Контрольные тесты

Вариант 1

1. Ударение неправильно поставлено в слове:

а) сосредоточе’ние

б) прину’дить

в) асимметри’я

г) диспансе’р

д) катало’г

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в примере:

а) посвятить жизнь на благо Родины

б) оказать воздействие

в) уделить внимание на недостатки

г) предостеречь об опасности

д) пример успеха

3. Лексическое значение слова неверно указано в примере:

а) Консилиум – ежегодное научное собрание членов Академии наук.

б) Петиция – коллективная просьба в письменной форме, обращенная к правительству.

в) Педант – тот, кто отличается преувеличенной аккуратностью, соблюдает порядок до мелочей.

г) Епархия – часть обрядового облачения православного священника.

д) Тривиальный – лишенный своеобразия, новизны.

4. Определите стиль приведенного ниже текста. Ответ аргументируйте: укажите использованные в тексте языковые средства, характерные для этого стиля.

Вчера город Палермо – столица Сицилии и знаменитой «Коза ностры» – опустел, делегаты конференции ООН по борьбе с транснациональной оргпреступностью разъехались по домам. Борцы с мафией из 142 стран уезжали с чувством исполненного долга: впервые в истории они подписали «антимафиозную» конвенцию ООН и два протокола – по борьбе с незаконной миграцией и торговлей людьми. Меры безопасности в Палермо в эти дни были приняты беспрецедентные: полицию и карабинеров согнали со всей Италии.

а) научный

б) разговорный

в) официальный

г) публицистический

д) художественный

Аргументация:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Из текста в задании 4 выпишите слово, имеющее разговорную стилистическую окраску.

________________________________________________________________________

Вариант 2

1. Ударение неправильно поставлено в слове:

а) соцобеспе’чение

б) заключи’т

в) за’видно

г) на’нялся

д) единовре’менный

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в примере:

а) описывать разные стороны проблемы

б) уделить внимание к своим истокам

в) оплатить проезд

г) объяснить роль литературы

д) преимущество над соперником

3. Лексическое значение слова неверно указано в примере:

а) Аншлаг – объявление в театре, цирке о наличии билетов на представление.

б) Аннулировать – объявить или признать что-либо юридически недействительным, отменить.

в) Реликт – организм или вещь, явление, сохранившееся как пережиток с древнейших времен.

г) Адекватный – точно соответствующий, равный чему-либо.

д) Эстетика – философское учение об искусстве, системе чьих-либо взглядов на искусство.

4. Определите стиль приведенного ниже текста. Ответ аргументируйте: укажите использованные в тексте языковые средства, характерные для этого стиля.

Такие языки, как английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, имеют некоторое сходство с русским и другими славянскими языками. Все эти языки имеют общее происхождение и входят в семью индоевропейских языков. Индоевропейские языки не похожи на такие языки, как венгерский и турецкий, поскольку последние принадлежат совсем другим языковым семьям.

а) научный

б) разговорный

в) официально-деловой

г) художественный

д) публицистический

Аргументация:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Из текста в задании 4 выпишите многозначное слово, употребленное в терминологическом значении.

________________________________________________________________________

Вариант 3

1. Ударение неправильно поставлено в слове:

а) ку’хонный

б) вклю’чит

в) свёкла

г) экспе’ртный

д) прида’ное

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в примере:

а) поставить пьесу

б) дать отпор для врага

в) совершить нападение

г) тосковать по семье

д) поднять тост

3. Лексическое значение слова неверно указано в примере:

а) Абонент – лицо или учреждение, обладающее абонементом.

б) Фантом – призрак, приведение.

в) Каверза – интрига, проделка, затеваемая с целью запутать чего-либо, повредить кому-либо.

г) Кириллица – одна из систем художественной росписи православных храмов.

д) Фолиант – старинная монета.

4. Определить стиль приведенного ниже текста. Ответ аргументируйте: укажите использованные в тексте языковые средства, характерные для этого стиля.

Мы прошли в зал с камином, миновали старинные двери, и, видя мою заинтересованность, Ильин соблазнительно поманил меня пальцем внутрь. Мой спутник раздвинул портьеры, и мы оказались в маленьком зрительном зале мест на триста. Под потолком тускло горело две лампы в люстре, занавес был открыт, и сцена зияла. Она была торжественна, загадочна и пуста.

а) публицистический

б) научный

в) официально-деловой

г) художественный

д) разговорный

Аргументация:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Укажите стилистическую окраску глагола зиять из текста в задании 4.

________________________________________________________________________
Вариант 4

1. Ударение неправильно поставлено в слове:

а) сливо’вый

б) ана’лог

в) заня’лся

г) то’рты

д) зарáзит

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в примере:

а) делать привилегии кому-либо

б) добиться успеха

в) отдавать отчет о своих действиях

г) не скрывать юмора

д) принимать меры

3. Лексическое значение слова неверно указано в примере:

а) Дислокация – размещение вооруженных сил или каких-либо других объектов.

б) Скрупулезный – предельно тщательный, точный до мелочей.

в) Третировать – обращаться с кем-либо свысока, пренебрежительно.

г) Этика – философское учение об искусстве, система чьих-либо взглядов на искусство.

д) Триптих – стихотворение из трех строчек.

4. Определить стиль приведенного ниже текста. Ответ аргументируйте: укажите использованные в тексте языковые средства, характерные для этого стиля.

Многозадачные операционные системы позволяют загру­жать в ОЗУ несколько задач и быстро переключаться с одной программы на другую. Работа в многозадачном режиме дос­тигается разделением времени центрального процессора меж­ду задачами, что называется квантованием времени. Кванто­вание времени может быть либо с прерыванием обслужива­ния, либо без прерывания обслуживания. При использовании квантования с прерыванием обслуживания каждая задача получает доступ к центральному процессору с регулярными интервалами. В случае квантования без прерывания обслу­живания одна из задач использует центральный процессор в течение более длительного промежутка времени, чем обычно, пока остальные задачи находятся в состоянии ожидания (этот способ квантования времени называется приоритетным кван­тованием).

а) публицистический

б) разговорный

в) официально-деловой

г) художественный

д) научный

Аргументация:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выпишите из текста в задании 4 производные предлоги.

________________________________________________________________________
Вариант 5

1. Ударение неправильно поставлено в слове.

а) а’вгустовский

б) закупо’рил

в) ржа’веть

г) флюрогра’фия

д) ква’ртал

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в примере:

а) оказывать знаки внимания

б) обмануть в ожиданиях

в) играть первостепенное значение

г) оказать воздействие

д) разочароваться в жизни

3. Лексическое значение слова неверно указано в примере:

а) Ареал – среда обитания определенных видов животных, растений.

б) Директива – совещание директоров.

в) Династия – ряд монархов из одного и того же рода, сменяющих друг друга на престоле по праву наследования.

г) Дискредитировать – ограничивать в правах, лишать равноправия какие-либо группы населения.

д) Вещий – пророческий, предвидящий будущее, мудрый.

4. Определить стиль приведенного ниже текста. Ответ аргументируйте: укажите использованные в тексте языковые средства, характерные для этого стиля.

Довожу до Вашего сведения, что студенты группы ПТЭ 11 вверенного Вам факультета 05.01.02 не явились на зачет по курсу «История Отечества».

В течение всего семестра студенты указанной группы проявляли несерьезное отношение к проводимым практическим занятиям: систематически не готовились к ним, не отчитались ни по одной запланированной письменной работе.

Считаю подобное, беспрецедентное отношение к занятиям недопустимым. Прошу принять соответствующие меры.

а) публицистический

б) научный

в) официально-деловой

г) художественный

д) разговорный

Аргументация:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите речевой жанр текста в задании 4.

_____________________________________________________________________________
2.3. Контрольные работы

ВАРИАНТ 1

Наши рекомендации