Конспект урока по литературе.

Конспект урока по литературе.

Класс.

Дата: 29.09.2017г.

Тема урока. В. А. Жуковский. Творческий и жизненный путь Романтизм как литературное направление.

Тип урока:изучение нового материала.

Вид урока:урок-лекция.

Цель:изучить биографию В. А. Жуковского, сформировать представление о романтизме на основе элегического стихотворения «Вечер» и сопоставить его со стихотворением «Соловей» Г. Р. Державина.

Задачи:

  • образовательные:

- познакомить учащихся с творчеством поэта-романтика;

- изучить понятие «романтизм» и его основные черты;

- научить общению с автором через восприятие лирического текста;

-сопоставить стихотворения Жуковского «Вечер» и Державина «Соловей», выявить сходства и различия;

- познакомить учащихся с понятием «элегия».

  • развивающие:

-продолжить умение анализировать и интерпретировать поэтический текст;

- развивать эмоциональное восприятие прекрасного;

- развивать творческое мышление;

  • воспитательные:

-воспитание эстетического вкуса через художественное слово;

-сформировать интерес к поэзии;

- приобщить учащихся к отечественному культурному наследию.

Оборудование:презентация, учебник «Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. 20-е изд. - М: 2017; Ч.1 - 416с.», тетрадь.

Ход урока.

Весь мир в мою

Теснился грудь…

В. А. Жуковский.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть, присаживайтесь. Сегодня мы с вами начинаем изучать литературу 19 века. На прошлых занятиях мы познакомились с русской литературой века восемнадцатого, представителями которой были М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин и с направлениями, представителями которых они были - классицизм и сентиментализм.

Сегодня мы переходим к знакомству с личностью В. А. Жуковского, к романтизму, с которым его творчество неразрывно связано, и на конкретных примерах изучим такой жанр, как элегия.

II. Знакомство с личностью В. А. Жуковского(презентация).

Василий Андреевич Жуковский… Кто же он был? Конечно же он был переводчиком, организатором литературной группы «Арзамас», учителем Пушкина, высоким сановником, ходатайствовал за декабристов, был воином, участником сражения с Наполеоном, и, конечно же, он был поэтом…

Да, все это он. Эпоха вместилась в нем. Но вернее всего, он основатель фундамента, на котором воздвиглось сложное и стройное здание российской поэзии. А теперь обо всём по порядку.

Василий Андреевич Жуковский считается величайшим поэтом допушкинского периода русской литературы. Он родился 29 января 1783 г. и был незаконным сыном тульского помещика, Афанасия Ивановича Бунина. Матерью его была пленная турчанка Сальха, носившая после крещения имя Елизаветы Дементьевны. Свои отчество и фамилию Жуковский получил от бедного дворянина, Андрея Григорьевича Жуковского, которого судьба сделала его крестным отцом (крестной матерью была дочь Афанасия Ивановича, Варвара Афанасьевна). Бунины (из рода которых происходил и знаменитый русский писатель XX столетия И. А. Бунин) взяли на себя воспитание ребенка и окружили его искренним попечением.

Кроткая семейная обстановка, жизнь в барской усадьбе среди деревенского приволья (в селе Мишенском, находящемся в трех верстах от города Белева), по-видимому, должны были делать мальчика счастливым. Но он рано заметил свое ложное положение в доме Бунина, и рано познакомился с грустью. Её влияние на молодую душу было тем сильнее, что от своей матери будущей поэт унаследовал пассивный темперамент, склонность к апатии и мечтательности. Рос Василий Жуковский тихим, задумчивым мальчиком, и на первых порах развивался очень медленно. В школе (в пансионе и народном училище в Туле) он сначала производил даже впечатление совершенно неспособного ученика.

Тогда за воспитание Жуковского принялась крестная мать, Варвара Афанасьевна, по мужу Юшкова. В её доме собирался весь цвет тульской интеллигенции; здесь живо интересовались поэзией и музыкой, и имя Карамзина произносилось с уважением, как имя общепризнанного вождя новой литературной школы.

В этой атмосфере Жуковский как бы переродился и, когда в 1797 г. он поступил в московский Благородный университетский пансион, то ревностно принялся за учение, обнаружив особенную склонность к литературным занятиям.. Во время пансионской жизни (1797 – 1801) его личность уже настолько определяется, что в пансионских произведениях («Мысли при гробнице», 1797; «Майское утро», 1797; «Добродетель», 1798; «К человеку», 1801 г. и пр.) мы находим уже чуть не все основные мотивы последующего творчества Жуковского.

Далее была служба в конторе раздражала и тяготила Жуковского, в одном из писем Мерзлякову он именовал её «гнилой». Большинство сослуживцев было старшего возраста; сразу же не сложились отношения и с непосредственным начальником. Стремление Жуковского покинуть службу наталкивалось на непонимание со стороны матери.Наконец, отношения Жуковского с его начальством приняли форму открытого конфликта, после чего Василий Андреевич был отрешён от должности и помещён под домашний арест, ему угрожало судебное дело за нарушение присяги, вдобавок, он из принципа перестал появляться в конторе. В конце мая 1802 года Жуковский покинул Москву и уехал в Мишенское.

В 1808 – 1810 гг. Жуковский берет на себя редактирование «Вестника Европы», но журналистом оказывается весьма плохим. С горя он принимает участие в Отечественной войне 1812 и на время увлекается военным патриотизмом. Стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812), «Императору Александру» (1814), «Певец в Кремле» (1814) обратили на Жуковского внимание двора. В 1815 г. он получает место чтеца при императрице Марии Федоровне, император назначает поэту пенсию в 4000 р.; затем в 1817 г. ему поручают давать уроки русского языка великой княгине Александре Федоровне. В 1827 г., уже при новом царе, Николае I, Жуковский становится воспитателем наследника престола Александра Николаевича (будущего императора-освободителя Александра II). В 1820 – 1822 гг. вместе с вел. кн. Александрой Федоровной Жуковский был за границей и совершил путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; в 1837 г. сопровождал наследника в его поездке по России, а в 1838 – 39 гг. по Европе.

Щедро награжденный государем, Жуковский в 1840 г. освобождается от обязанностей воспитателя, едет за границу, в 1841 г. женится на 18-летней девушке, дочери художника Е. А. Рейтерна, Елизавете Алексеевне, и до самой своей смерти, наступившей в Баден-Бадене 12 апреля 1852 г., остается вне России. По повелению императора Николая Павловича, тело Жуковского было перевезено в Россию и погребено в Александро-Невской лавре, рядом с могилой Карамзина.

Последние 12 лет своей жизни, омрачавшиеся то семейными неприятностями, то недугами, то необходимостью спасаться от революции 1848 г., Жуковский провел весьма деятельно, занимаясь главным образом переводом Одиссеи и поэмой «Странствующий жид», которая так и осталась неоконченной.

Общеизвестно, какую благодатную роль сыграл Жуковский в развитии «молодого чудотворца» Пушкина, который позже, став известным поэтом, так об этом будет вспоминать в одном из своих стихотворений, посвященном Жуковскому:

Анализ элегии « Вечер».

Слово учителя.

Продолжаем говорить о романтизме Жуковского. У него очень искренни и душевные переживания, и картины природы. Чтобы понять это, давайте обратимся к элегии «Вечер».

Шедевр ранней лирики Жуковского элегия "Вечер" (1806). Элегия «Вечер» частично положена на музыку П. И. Чайковского в его опере «Пиковая дама».

Утешится безмолвная печаль,

Конспект урока по литературе.

Класс.

Дата: 29.09.2017г.

Тема урока. В. А. Жуковский. Творческий и жизненный путь Романтизм как литературное направление.

Тип урока:изучение нового материала.

Вид урока:урок-лекция.

Цель:изучить биографию В. А. Жуковского, сформировать представление о романтизме на основе элегического стихотворения «Вечер» и сопоставить его со стихотворением «Соловей» Г. Р. Державина.

Задачи:

  • образовательные:

- познакомить учащихся с творчеством поэта-романтика;

- изучить понятие «романтизм» и его основные черты;

- научить общению с автором через восприятие лирического текста;

-сопоставить стихотворения Жуковского «Вечер» и Державина «Соловей», выявить сходства и различия;

- познакомить учащихся с понятием «элегия».

  • развивающие:

-продолжить умение анализировать и интерпретировать поэтический текст;

- развивать эмоциональное восприятие прекрасного;

- развивать творческое мышление;

  • воспитательные:

-воспитание эстетического вкуса через художественное слово;

-сформировать интерес к поэзии;

- приобщить учащихся к отечественному культурному наследию.

Оборудование:презентация, учебник «Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. 20-е изд. - М: 2017; Ч.1 - 416с.», тетрадь.

Ход урока.

Весь мир в мою

Теснился грудь…

В. А. Жуковский.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть, присаживайтесь. Сегодня мы с вами начинаем изучать литературу 19 века. На прошлых занятиях мы познакомились с русской литературой века восемнадцатого, представителями которой были М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин и с направлениями, представителями которых они были - классицизм и сентиментализм.

Сегодня мы переходим к знакомству с личностью В. А. Жуковского, к романтизму, с которым его творчество неразрывно связано, и на конкретных примерах изучим такой жанр, как элегия.

II. Знакомство с личностью В. А. Жуковского(презентация).

Василий Андреевич Жуковский… Кто же он был? Конечно же он был переводчиком, организатором литературной группы «Арзамас», учителем Пушкина, высоким сановником, ходатайствовал за декабристов, был воином, участником сражения с Наполеоном, и, конечно же, он был поэтом…

Да, все это он. Эпоха вместилась в нем. Но вернее всего, он основатель фундамента, на котором воздвиглось сложное и стройное здание российской поэзии. А теперь обо всём по порядку.

Василий Андреевич Жуковский считается величайшим поэтом допушкинского периода русской литературы. Он родился 29 января 1783 г. и был незаконным сыном тульского помещика, Афанасия Ивановича Бунина. Матерью его была пленная турчанка Сальха, носившая после крещения имя Елизаветы Дементьевны. Свои отчество и фамилию Жуковский получил от бедного дворянина, Андрея Григорьевича Жуковского, которого судьба сделала его крестным отцом (крестной матерью была дочь Афанасия Ивановича, Варвара Афанасьевна). Бунины (из рода которых происходил и знаменитый русский писатель XX столетия И. А. Бунин) взяли на себя воспитание ребенка и окружили его искренним попечением.

Кроткая семейная обстановка, жизнь в барской усадьбе среди деревенского приволья (в селе Мишенском, находящемся в трех верстах от города Белева), по-видимому, должны были делать мальчика счастливым. Но он рано заметил свое ложное положение в доме Бунина, и рано познакомился с грустью. Её влияние на молодую душу было тем сильнее, что от своей матери будущей поэт унаследовал пассивный темперамент, склонность к апатии и мечтательности. Рос Василий Жуковский тихим, задумчивым мальчиком, и на первых порах развивался очень медленно. В школе (в пансионе и народном училище в Туле) он сначала производил даже впечатление совершенно неспособного ученика.

Тогда за воспитание Жуковского принялась крестная мать, Варвара Афанасьевна, по мужу Юшкова. В её доме собирался весь цвет тульской интеллигенции; здесь живо интересовались поэзией и музыкой, и имя Карамзина произносилось с уважением, как имя общепризнанного вождя новой литературной школы.

В этой атмосфере Жуковский как бы переродился и, когда в 1797 г. он поступил в московский Благородный университетский пансион, то ревностно принялся за учение, обнаружив особенную склонность к литературным занятиям.. Во время пансионской жизни (1797 – 1801) его личность уже настолько определяется, что в пансионских произведениях («Мысли при гробнице», 1797; «Майское утро», 1797; «Добродетель», 1798; «К человеку», 1801 г. и пр.) мы находим уже чуть не все основные мотивы последующего творчества Жуковского.

Далее была служба в конторе раздражала и тяготила Жуковского, в одном из писем Мерзлякову он именовал её «гнилой». Большинство сослуживцев было старшего возраста; сразу же не сложились отношения и с непосредственным начальником. Стремление Жуковского покинуть службу наталкивалось на непонимание со стороны матери.Наконец, отношения Жуковского с его начальством приняли форму открытого конфликта, после чего Василий Андреевич был отрешён от должности и помещён под домашний арест, ему угрожало судебное дело за нарушение присяги, вдобавок, он из принципа перестал появляться в конторе. В конце мая 1802 года Жуковский покинул Москву и уехал в Мишенское.

В 1808 – 1810 гг. Жуковский берет на себя редактирование «Вестника Европы», но журналистом оказывается весьма плохим. С горя он принимает участие в Отечественной войне 1812 и на время увлекается военным патриотизмом. Стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812), «Императору Александру» (1814), «Певец в Кремле» (1814) обратили на Жуковского внимание двора. В 1815 г. он получает место чтеца при императрице Марии Федоровне, император назначает поэту пенсию в 4000 р.; затем в 1817 г. ему поручают давать уроки русского языка великой княгине Александре Федоровне. В 1827 г., уже при новом царе, Николае I, Жуковский становится воспитателем наследника престола Александра Николаевича (будущего императора-освободителя Александра II). В 1820 – 1822 гг. вместе с вел. кн. Александрой Федоровной Жуковский был за границей и совершил путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; в 1837 г. сопровождал наследника в его поездке по России, а в 1838 – 39 гг. по Европе.

Щедро награжденный государем, Жуковский в 1840 г. освобождается от обязанностей воспитателя, едет за границу, в 1841 г. женится на 18-летней девушке, дочери художника Е. А. Рейтерна, Елизавете Алексеевне, и до самой своей смерти, наступившей в Баден-Бадене 12 апреля 1852 г., остается вне России. По повелению императора Николая Павловича, тело Жуковского было перевезено в Россию и погребено в Александро-Невской лавре, рядом с могилой Карамзина.

Последние 12 лет своей жизни, омрачавшиеся то семейными неприятностями, то недугами, то необходимостью спасаться от революции 1848 г., Жуковский провел весьма деятельно, занимаясь главным образом переводом Одиссеи и поэмой «Странствующий жид», которая так и осталась неоконченной.

Общеизвестно, какую благодатную роль сыграл Жуковский в развитии «молодого чудотворца» Пушкина, который позже, став известным поэтом, так об этом будет вспоминать в одном из своих стихотворений, посвященном Жуковскому:

Наши рекомендации