Какие формы взаимодействия педагога и детей будут наиболее эффективны для литературного развития?
1. Ознакомление с текстом. Для грамотной организации работы с детьми при ознакомлении с литературным текстом воспитатель должен быть сам и талантливым читателем, и знающим критиком-литературоведом (Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание) и чутким человеком, и опытным наставником, готовым помочь детям глубоко воспринять художественное произведение, понять и полюбить его.
Подготовка воспитателя к чтению художественного произведения подразумевает прежде всего осознанный, принципиальный, обоснованный выбор книги. Для этого необходимы предварительное знакомство воспитателя с книгой, направленное на то, чтобы осознать ее художественную мысль, понять логику фактов, ее чтение и последующий анализ. После литературного анализа произведения и постановки программных задач можно приступать к методической разработке самой образовательной ситуации. Воспитатель намечает вопросы для обсуждения прочитанного, обдумывает место и меру использования иллюстраций и других средств наглядности, способы объяснения новых для детей или малопонятных слов и выражений, а также другие методические приемы.
В структуре непосредственно организованной образовательной ситуации по литературным произведениям можно условно выделить три части (Л. М. Гурович).
Главная цель первой части образовательной ситуации — познакомить детей с произведением, обеспечив полноценное первоначальное восприятие текста. На данном этапе занятия чтению чаще всего предшествует небольшая беседа с детьми, которая готовит их к предстоящей встрече с произведением, вызывает активный интерес к нему, помогает войти в мир, созданный художником слова. Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть образовательной ситуации очень важна и ответственна — здесь происходит первая встреча ребенка с художественным произведением.
За чтением следует беседа о прочитанном произведении (вторая часть ситуации). Первое восприятие текста вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным событиям и героям, но вместе с тем бывает иногда неполным, поверхностным. Задача воспитателя — в процессе беседы после чтения уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста. Различают следующие группы вопросов, задаваемых детям после прослушивания литературного произведения:
— вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям;
— вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему;
— вопросы причинно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей;
— вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности; — вопросы, направленные на воспроизведение содержания;
— вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам.
Третья часть образовательной ситуации должна возвратить читателя-ребенка непосредственно к тексту художественного произведения. Нужно, чтобы в памяти детей остался сам рассказ или сказка, а не беседа.
2. Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления. Их темы должны быть близки личному и литературному опыту детей, не только давать возможность детям проявить свою «начитанность», подвигаться, посмеяться, действительно «развлечься», но и закрепить знания художественных произведений.
Для детей 3–4 лет наиболее адекватной является форма театрализованного досуга, когда воспитатели и сами дети переодеваются в костюмы, действуют с «ожившими» литературными предметами. В средней и старшей группах детского сада такие мероприятия проводятся раз в месяц. Их тематика зависит от специфики читательских интересов детей и педагогов, связана с датами календаря праздников.
Литературные праздники закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают разные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки, игры и соревнования). Наилучшим праздником будет тематический (например, «Сказки А. С. Пушкина», «Книги про животных», «Сказки К. И. Чуковского» и др.).
3. Организация книжного уголка. Существенную роль в воспитании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее. Малыши любят подолгу рассматривать знакомые книжки, и эту возможность им надо предоставить, разместив помимо литературных текстов подборки картинок и фотографий на сходную тематику, фигурки настольного театра, изображающие любимых литературных героев.
Оборудуя книжный уголок в средней группе детского сада, постоянно пополняя его новыми книгами с яркими иллюстрациями, наборами для театрализации, важно создавать ситуации для проявления детьми стремления к повторным встречам с произведением, книгой, к рассматриванию иллюстраций, к участию в совместных со взрослым театрализованных играх, к исполнению стихов, народных прибауток и песенок, к рассказыванию знакомых сказок и пересказыванию коротких рассказов. Содержание книжного уголка старших групп детского сада определяется тем, что книга для них становится важной частью духовной жизни. Желательно, чтобы местом целенаправленного ознакомления с текстами стал не просто книжный уголок, а центр художественно-творческой деятельности, в котором уголок книги дополняется атрибутами для театрализованной, изобразительной и музыкальной деятельности дошкольников, что обеспечивает развитие творческих проявлений на основе фольклорных и литературных произведений.
Воспитателям старших групп рекомендуется устраивать тематические выставки книг. Цель таких выставок — углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или социально важную тему. Это может быть выставка сказок А. С. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого «Рассказы о детях и для детей», «Что мы знаем о друзьях» по сказкам разных народов, «Лесные истории» на основе природоведческой книги и др. При этом тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т. п.).
4. Углубленное ознакомление дошкольников с писателями и поэтами, художниками-иллюстраторами детских книг. У дошкольников 5–7 лет возникает интерес к авторам любимых произведений (кто написал, зачем, что еще сочинил). Ребенок начинает интуитивно чувствовать авторскую манеру и сравнивать с этих позиций знакомые художественные тексты. Как следствие, важным направлением работы становится ознакомление с писателями и поэтами, художниками-иллюстраторами детских книг. Это предполагает сообщение детям отдельных сведений из их биографии (желательно отбирать факты раннего детства, учебы, детских увлечений, взаимоотношений с детьми, то есть то, что близко и понятно дошкольникам); знакомство и элементарный анализ их произведений (в целях ориентации в художественной манере автора).
В старших группах целесообразно выделять специальное время для рассказывания детям о жизни писателей и их книгах. Методика организации такой работы была разработана Л. М. Гурович.
Все формы совместной деятельности воспитателя и детей расширяют и углубляют читательские интересы детей, способствуют активному использованию литературных текстов в различных видах творческой деятельности, формируют будущего талантливого читателя великой читающей страны.
емых словесно, проявляющееся «…в легкости образования ассоциаций между словом и образами» (А. Г. Ковалев, А. Маслоу); как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности (О. В. Акулова, Н. Д. Молдавская, О. Н. Сомкова).
Основу литературного развития составляет восприятие художественного текста. Проблема восприятия художественного произведения нашла отражение в исследованиях Л. С. Выготского, Л. М. Гурович, А. В. Запорожца, М. Р. Львова, Н. Г. Морозовой, О. И. Никифоровой, Б. М. Теплова, О. С. Ушаковой, Е. А. Флериной и др.
Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям, автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, осваивать идею произведения.
Таким образом, литературное развитие дошкольника можно определить как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.