Тема 2.19 Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад».

А.П. Чехов оказал колоссальное влияние на развитие мировой драматургии. Вместе с К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко он стоял у истоков Московского Художественного театра, основу репертуара которого составили новаторские чеховские пьесы: «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901) и «Вишневый сад» (1903). Новаторство чеховской драматургии заключалось в том, что автор лишил действие привычного внешнего драматизма событий и ввел необычный прием так называемого подтекста — глубинного, внутреннего драматизма. Как говорил об этом сам драматург, на сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы.

Новаторство чеховской драматургии

· «Стертый» характер конфликта. Решается внешняя сторона конфликта, но не решается конфликт внутренний.

· Характеры героев раскрываются не в деятельности, а в переживаниях.

· Нет главных и второстепенных героев (полифония драматургии).

· Отсутствует деление героев на положительных и отрицательных.

· «Подводное течение». За всеми понятными словами скрывается неясное, глубинное содержание.

· Атмосфера всеобщего неблагополучия. Среди героев нет счастливых людей.

«Вишнёвый сад» - итог творческого пути Чехова, последнее его слово, обращённое к читателю, слово о том, как незаметно ни для кого свершается внутренняя драма человека, неспособного «пристроиться» в жизни.

Внешний конфликт пьесы – продажа родового имения за долги. Любимый сад, символ детства, безмятежной юности, красоты продаётся купцу, и он начинает вырубать его, уничтожать красоту ради практической выгоды.

Глубинный конфликт пьесы – человек в уходящем времени, что превращает комедию «Вишнёвый сад» в пьесу о жизни и смерти. Конфликт человека со временем неизбежен, и здесь равны все – и победители, и побеждённые.

Время в пьесе Чехова становится не только сюжетообразующим фактором, но и главным действующим лицом, заключающим в себе глубокий философский подтекст.

Ø Задание. Внимательно прочитайте комедию «Вишнёвый сад». Составьте психологические портреты героев пьесы. Сделать это вам поможет приложение №4

Заключение

XIX в. справедливо называют «золотым веком» русской литературы. Уже в первой половине столетия литература сделала гигантский шаг вперед. В начале XIX в. на смену классицизму и сентиментализму пришел романтизм. В литературе это наиболее ярко отразилось в творчестве поэта В. А. Жуковского, а также в ранних стихотворениях А. С. Пушкина. Романтики в своих произведениях обращались к историческим событиям, легендам, устной народной поэзии.

На рубеже 20-30-х гг. начинает развиваться новое направление - реализм. Одним из первых реалистических произведений была комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Но подлинным основоположником реализма в отечественной литературе следует считать А. С. Пушкина, он же был и родоначальником русского литературного языка. Автор лирических стихотворений и язвительных эпиграмм, романа в стихах «Евгений Онегин», поэм «Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др. А. С. Пушкин не только проявил себя как великий поэт, но и сумел постичь суть важнейших явлений русской истории и действительности, изображенных им во всем многообразии, сложности и противоречивости. Реализм в значительной мере присущ роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Н. В. Гоголь развивал критический реализм, целью которого было обнаружение пошлостей жизни, а также социальная критика («Ревизор», «Мертвые души»). Гоголь углубил тему «маленького человека» («Шинель»), введенную в русскую литературу А. С. Пушкиным («Станционный смотритель»).

В 40-х гг. формируется школа писателей-реалистов («натуральная школа»). К лучшим произведениям того времени относятся «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Сорока-воровка» А. И. Герцена, «Обыкновенная история» И. А. Гончарова.

Вокруг крестьянской реформы 1861 г. разгорелась идейно-политическая и литературная борьба. В этой атмосфере напряженной борьбы создаются такие шедевры русской литературы, как «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Былое и думы» А. И. Герцена, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского, «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Обломов» И. А. Гончарова, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина. В этих, в полном смысле слова, классических произведениях наиболее ярко выразились высокая гражданственность, глубина изображения жизни, присущие русской литературе.

В последние десятилетия XIX в. проявились таланты А. П. Чехова, В. Г. Короленко,

В. М. Гаршина. В своих произведениях они сумели показать, что недовольство самодержавной действительностью становится общенародным, что протест зреет даже в душах самых забитых и униженных «маленьких» людей. Мировой смысл приобрела тоска чеховских героев, характерное для них ощущение странности и неразумности жизни. В 1890-е гг. «старая» литература, по выражению поэтессы З. Н. Гиппиус, «была на кончике», на ее смену шла литература «серебряного века» (эпохи модерна).

Приложения

Приложение №1

Наши рекомендации