Урок. Тема: Кир Булычев. «Путешествие Алисы»

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством писателя-фан­таста К. Булычева; заинтересовать учащихся его произведени­ями; читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»; учить анализировать поступки героев, составлять картинный план к произведению, пересказывать по нему текст; отрабатывать на­выки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверкадомашнего задания

Пересказ отрывка об Электронике.

III.Введение втему. Актуализация знаний

1. Просмотр видеоматериалов из мультфильма «Тайна тре­тьей планеты».

2. Вступительная беседа.

—Ребята, кто из вас знаком с этим мультфильмом?

—Как зовут его героиню? (Алиса Селезнева.)

—Что вы о ней знаете? (Она из будущего, любит животных, ее папа — космобиолог, директор космического зоопарка — изучает и собирает животных по всей галактике.)

—Кто из вас смотрел о ней кинофильм?

—Кто написал историю об Алисе Селезневой? (Кир Булы­чев.)

3. Рассказ учителя о писателе.

Имя писателя-фантаста Кира Булычева знакомо, пожалуй, даже тем, кто фантастикой не интересуется. Это звучное имя знают и читатели, и зрители. Кто не смотрел мультфильма «Тайна третьей планеты» или кинофильм «Через терник к звез­дам», снятые по его сценариям? Это он придумал и создал го­род Великий Гусляр, который почему-то любят посещать при­шельцы из других миров.

Кир Булычев (настоящее имя — Игорь Всеволодович Можейко) родился 18 октября 1934 г. в Москве. В 1957 г. окончил Московский Государственный педагогический институт ино­странных языков им. Мориса Тореза. Работал переводчиком и корреспондентом АПН в Бирме, корреспондентом в журнале «Вокруг света». В 1962 г. окончил аспирантуру Института вос­токоведения АН СССР. С 1963 г. работает в Институте восто-

коведения АН СССР. В 1965 г. защитил кандидатскую диссер­тацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)». В 1981 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме».

Начал писать фантастику в 1965 г. Переводил на русский язык фантастические произведения американских писателей.

Экранизировано более 20 произведений, написанных Ки­ром Булычевым. Лауреат Государственной премии СССР 1982 г. за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и полномет­ражному мультфильму «Тайна третьей планеты». Лауреат пре­мии фантастики «Аэлита-97».

Умер Кир Булычев в 5 сентября 2003 г. в возрасте 69 лет.

IV. Физкультминутка

V. Чтение и анализ отрывка из повести «Путешествие Алисы»

— О каком приключении Алисы вы прочитали?

— В чем заключается фантастичность, необычность произо­шедшего в повести?

VII. Итог урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Захотелось ли прочитать книгу целиком?

Домашнее задание:перечитать отрывок, нарисовать иллюстра­ции кнему.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1. Чтение стихотворения.
I В чудной стране,

В одной стране,
В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране...

Ты почему не веришь мне? (И. Токмакова)

— Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

2. Словарная работа.

—Назовите имена существительные, которые действуют, как живые. (Язычок, глазок, горлышко, стул.)

—Найдите многозначное слово. (Язычок.)

—Почему поэтессе удалось создать такое шуточное стихот­ворение?

3. Заучивание стихотворения за 2 минуты.

4. Проверка.

III. Работа над повестью «Путешествие Алисы»

1. Беседа по содержанию повести.

—Сегодня мы продолжим работу над фантастическим про­изведением К. Булычева «Путешествие Алисы».

—От чьего имени ведется рассказ? Докажите.

—Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?

—Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Из­менилось ли их отношение потом? Объясните.

—Охарактеризуйте Алису. Какой она была?

2. Работа над вопросом 6 на с. 157 учебника.

— Прочитайте и подумайте, какие слова пропущены в тек­сте?

(Дети читают текст и дополняют его.)

—Какой прием использует автор? Как ему в этом помогают сравнения?

—Подумайте, изменилось бы что-нибудь в произведении, если бы автор не использовал прием олицетворения?

IV. Физкультминутка

V. Составление картинного плана

— Ребята, дома вы должны были нарисовать иллюстрации к тексту. Рассмотрим их и подберем подходящие для кар­тинного плана к произведению.

(Выбираются иллюстрации, вывешиваются на доску.)

VI. Пересказ текста по картинному плану от имени Алисы

VII. Итог урока

— Нравится ли вам фантастическая литература?

— Произведения каких писателей-фантастов вы читали?
Домашнее задание:подготовить рассказ о самом любимом фан­тастическом произведении, нарисовать иллюстрацию на кос­мическую тему.

Урок. Тема: Кир Булычев. «Путешествие Алисы» - student2.ru Урок 87 (обобщающий) Путешествие по «Стране Фантазии»

Цели: обобщить знания по изученному разделу; развивать память, речь, мышление, творческие способности учащихся.

Ход урока

I. Организационныймомент

II. Вступительнаябеседа

— Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы по­
пасть в страну чудес?

(Предположения детей.)

— Попробуйте ответить на вопрос:

Этот рассказ мы с загадки начнем -Даже Алиса ответит едва ли: «Что остается от сказки потом -После того, как ее рассказали? Где, например, волшебный рожок, Добрая фея куда улетела?» А? Э!.. Так-то, дружок, В этом-то все и дело. (Ребята отвечают на вопрос.)

— Вот как отвечает на него сам же В. Высоцкий. Это его
стихи.

Они не испаряются, они не растворяются, Рассказанные в сказке, промелькнувшие во сне. В страну чудес волшебную они переселяются, Мы их, конечно, встретим в этой сказочной стране. И ведь какие странности в стране чудес встречаются, В ней нет границ - не нужно плыть, бежать или лететь. Попасть туда несложно, никому не запрещается, В ней можно оказаться - стоит только захотеть.

—Ребята, как вы думаете, могла ли фантастика возникнуть без сказок?

—Что общего между фантастической литературой исказ­кой? А чем они отличаются?

Наши рекомендации