Уроки 95-96. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством М. Твена; отра­батывать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям; учить пересказывать текст от имени героя; прививать интерес к зарубежной литературе; развивать память, речь, мыш­ление.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1. Чтение стихотворения.

Я однажды ненароком Задремала за уроком. Мне уютно и приятно: Я на лодочке плыву. И одно мне непонятно, — Что во сне, что наяву. Вдруг неведомо откуда Раздается вдалеке:

—Шура Волкова, к доске!

—Прочитайте (жужжащим чтением, шепотом, громко, с интонацией удивления, с сердитой интонацией, вырази­тельно).

2. Словарная работа.

— Объясните значение слова «ненароком». Подберите си­
нонимы к нему. (Нечаянно, невольно, случайно, неумышленно, не­
преднамеренно, невзначай.)

III. Ознакомлениес жизнью и творчеством М. Твена

1. Вступительная беседа.

—Сегодня мы ознакомимся с отрывком из повести «При­ключения Тома Сойера». Знакомы ли вы с ней?

—Кто герой этого произведения?

—Слышали вы что-нибудь об авторе?

2. Рассказ учителя о писателе.

Марк Твен (псевдоним Самуэля Лангхорна Клеменса) лю­бил говорить, что литературой занялся случайно. Может быть, он шутил, но только Самуэль Лангхорн Клеменс стал писате­лем Марком Твеном действительно достаточно поздно, сме­нив прежде множество занятий.

Родился он в семье провинциального адвоката, детство про­вел в маленьком городке Ганнибал на берегу Миссисипи. Се­мья была бедна, отец умер, когда мальчику было 12 лет. Не окончив школы, Сэм пошел учеником в типографию, работал

наборщиком, потом выучился ремеслу лоцмана на Миссиси­пи. С началом Гражданской войны Клеменс из любви к при­ключениям записался добровольцем в армию южан, но про­служил недолго. Потом он искал серебро в Неваде, но старате­лем оказался неудачливым и в поисках заработка стал писать в местных газетах. Во время «золотой лихорадки» в Калифорнии он уже золота не искал, а только писал для газет и своими рас­сказами начал приобретать некоторую литературную извест­ность. Когда появился писатель Марк Твен, Сэмюэлю Клемен-су исполнилось тридцать.

Затем была репортерская работа, поездки, выступления с «лекциями» — публичными чтениями собственных юмористи­ческих рассказов, первая книга, женитьба на дочери состоя­тельного предпринимателя, большие литературные успехи, путешествия по всему миру, выход в свет одного романа за дру­гим, большой дом в Хартфорде, мировая слава, два десятиле­тия благополучия и богатства. В те годы Твен основал прино­сившее хороший доход издательство, вкладывал немалые день­ги в изобретения — парогенератор, наборную машину Пейджа — отчасти из любви к технике, отчасти стремления стать настоя­щим капиталистом, разбогатеть, надежно обеспечить семью.

А после было банкротство издательства, потеря вложенных в изобретения денег, долги, кругосветное путешествие уж не­молодого писателя с публичными чтениями, новые книги, смерть дочери, острые политические памфлеты, смерть жены, новые памфлеты, смерть другой дочери...

Марк Твен написал очень много книг самых разных жан­ров и самого разного литературного достоинства. Он оставил более 25 томов произведений.

С одним из них мы сегодня ознакомимся.

IV. Физкультминутка

V. Работа над содержанием отрывка

1. Чтение отрывка хорошо читающими учащимися.

2. Первичное восприятие текста.

— Каковы ваши впечатления от прочитанного?

3. Словарная работа.

—Подберите синонимы к словам: бойко (живо, проворно), восседать (сидеть, посиживать (разг.)), любопытство (пытливость, интерес), поразительный (удивительный, дивный, потрясающий, ошеломляющий, разительный, голо­вокружительный, умопомрачительный).

—Подберите антонимы к словам: украдкой (открыто, явно), растерянный (находчивый).

— Объясните выражение «почтительная робость перед но­
вым божеством...». (Он робел перед новенькой девочкой, ко­
торую успел полюбить.)

VII. Итог урока

—С каким писателем мы ознакомились сегодня на уроке?

—Что вы о нем узнали нового?

—Какое произведение начали читать?

Домашнее задание: перечитать отрывок, приготовить вырази­тельное чтение.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II.Речевая разминка

1. Чтение стихотворения.

Вот новый день и новый час, Урок литературы новый. Но старый друг в гостях у нас: Проказник, плут, пират бедовый.

—Прочитайте «птичьим базаром».

—Прочитайте (с вопросительной интонацией, с утверди­тельной, с сердитой, с веселой, шепотом, громко, скоро­говоркой, выразительно).

2. Словарная работа.

— Объясните значение слова «бедовый». (Шустрый, смелый.)

III.Чтение отрывка

1. Выразительное чтение.

2. Чтение по ролям (с. 197-199).

IV. Физкультминутка

V. Работа над содержанием отрывка

1. Анализ отрывка.

—О чем произведение Марка Твена?

—Как можно озаглавить этот отрывок?

—От чьего лица ведется рассказ?

—Какие детали убеждают вас в том, что действие происхо­дило много лет назад и в другой стране?

—Что вас удивило, заинтересовало?

—Что вы узнали о Томе?

—Как можете охарактеризовать его? (Проказник, хитрец, выдумщик, любит приключения, сообразительный, любозна­тельный, настойчивый и т.п.)

—Что вы думаете о Бекки? Почему?

—Какие уловки придумывал Том Сойер, чтобы подружить­ся с Бекки Тэтчер?

2. Работа с иллюстрациями в учебнике.

—Какими изобразил детей художник?

—Совпало ли ваше представление с представлением иллю­стратора?

VI. Итог урока

— Как вы думаете, бывает ли любовь в таком возрасте? Зна­
комо ли вам это чувство?

Домашнее задание:подготовить пересказ текста от имени Тома Сойера.


Наши рекомендации