Урок . Тема: М.М. Зощенко. «Елка»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас учащихся; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память и чувство юмора.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
—Какие эпитеты вы нашли в тексте? (Грибной воздух, шелест листьев, горные леса, осенний наряд и др.)
—Какие олицетворения вы встретили в тексте? (Эхо — как птица пересмешник, рояль мог петь, клавиши тосковали, смеялись... и др.)
III. Введение в тему. Актуализация знаний
1. Вводная беседа.
— Отгадайте загадку.
Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная,забавная, На Новый год я главная. (Елка.)
— Я даже не буду спрашивать, любите ли вы Новый год. Потому что все дети любят этот праздник, а за что любите его вы?
(Дети рассказывают, как они встречают Новый год.)
— Сегодня мы познакомимся с рассказом М.М. Зощенко «Елка».
2. Слово учителя о писателе.
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 г. в семье художника в Петербурге (по другим сведениям в Полтаве). В 1913 г. после окончания гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся Первой мировой войны добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что был удостоен пяти орденов; командовал батальоном; был трижды ранен, отравлен газами, окончил войну в чине штабс-капитана. Впоследствии опыт военных лет, знание солдатской и офицерской среды так или иначе отражались в его произведениях, в том числе в первой книге «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». После Февральской революции Зощенко служил в Петрограде в должности коменданта Главного почтамта и телеграфа, а с июля 1918 г. — в пограничной охране в Стрельне и Кронштадте, но вскоре перепился в действующую армию и воевал в Красной Армии под 11арвой и Ямбургом. Последствия ранений, однако, давали себя чувствовать. Кроме того, приходилось постоянно искать заработка, Зощенко переменил несколько должностей, перепробовав разные профессии, что так и не дало какой-либо бытоной устроенное и покоя, но зато обогатило массой знаний и жизненных наблюдений. Он был свидетелем крутого переворота, свершавшегося после революции в сфере общественной морали, его болезненно поражала и уязвляла живучесть мещанства, способного подстраиваться под изменяющиеся условия жизни. С 1920 г. Зощенко занялся литературной работой. Именно в литературе он видел свое настоящее призвание.
Среди множества существовавших в те годы литературных групп Зощенко привлекла группа-студия «Серапионовы братья», образовавшаяся в начале 1921 г. В группу входили К. Фет, Be. Иванов, М. Слонимский, Е. Полонская, В. Каверин, И. Никитин, Л. Лунц, И. Груздев. В своих декларациях, как правило, расходившихся с их художественной практикой, эти начинающие писатели делали упор на том, что литература должна прежде всего быть искусством и не подчинять свои искания и формы общественно-политическим интересам. Отшельник Серапион, герой одной из новелл Т. Гофмана, ушедший ) г мира, чтобы познать тайны духовной жизни личности, в этом отношении был им близок, и они демонстративно подчеркивали свою аполитичность. Кроме того, Т. Гофман привлекал
Зощенко антимещанской направленностью своего творчества. Зощенко пришел в эту группу прежде всего потому, что она была студией, где писатели учились друг у друга литературному мастерству. У Зощенко к тому времени уже сложились достаточно определенные и твердые взгляды на литературу. Он был приверженцем реалистических литературных традиций. Об этом свидетельствует его замысел написать своего рода монографию о литературе конца XIX — начала XX в. Судя по обнаруженному в архиве писателя плану книги, Зощенко смотрел на литературу эпохи, названной впоследствии Серебряным веком, или русским Ренессансом, как на некое буржуазное разложение с элементами «реставрации дворянской литературы». В своих оценках он был односторонен и даже явно грешил вульгарным социологизмом. Руководитель студии К. Чуковский тактично указывал на эти «крайности», внимательно читая все его первые сочинения. Зощенко делал исключение в своих негативных оценках едва ли не всей литературы первых двух десятилетий XX в. лишь для М. Горького, А. Блока и В. Маяковского.
Он стоял за искусство, показывающее гармоничного, сильного и красивого человека, пронизанного светлым мироощущением. Его обращение к сатире, к юмористическим рассказам было продиктовано необходимостью борьбы за такого человека.
Идеология новой эпохи была близка ему именно требованием оптимизма, повышенной жизнедеятельности во имя осуществления светлых идеалов.
Первая книга Зощенко «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» (1922) представляла собой сборник юмористических новелл, где все персонажи — мещане, пытающиеся приспособиться к новым условиям существования. Внутренняя драматичность рассказов писателя, не прочувствованная в 20-е годы ни читателями, ни критикой, более выпукло и едва ли не обнаженно проявилась в его повестях. В первый большой сборник писателя «Веселая жизнь» (1924 г.) наряду с рассказами включены повести «Коза», «Аполлон и Тамара», «Мудрость», «Люди», в книгу «О чем пел соловей» (1927) вошли повести «Страшная ночь», «О чем пел соловей», они же потом появились в сборнике «Нервные люди» (1928). Эти произведения вошли в историю литературы под общим названием «Сентиментальные повести». В них те же проблемы, что и в рассказах, в том числе и главнейшая для Зощенко проблема маленького, простого человека.
В 1935 г. он закончил «Голубую книгу», представляющую 11икл рассказов, состоящий из пяти частей: «Деньги», «Любовь», Коварство», «Неудачи», «Удивительные события». В книге наряду с рассказами о современности есть и новеллы исторического характера, которые, по замыслу писателя, должны были показать, как деньги, корыстолюбие и другие пороки, свойственные людям «старого мира», калечили человеческие души. 5амысел был подсказан Горьким и Зощенко, следуя его советам, старался показать, что социалистическая эпоха представляет собою торжество светлых идеалов и конец старых предрассудков, победу добра над вековечным злом. В «Голубой книге» он собрал, помимо новых, рассказы 1920-х годов, но только те из них, что выглядели как можно безобиднее и «водевиль-пее», во всяком случае, светло и весело — без всяких «заплаканных глаз» и смеха «сквозь слезы». В тех случаях, когда какой-либо рассказ, предназначенный для «Голубой книги», был ему дорог, но не обладал достаточной степенью оптимизма, 5ощенко его редактировал - убирал отдельные, «компрометирующие» концовки, изменял сюжет.
Одновременно с «Голубой книгой» Зощенко писал повести: «История одной жизни», «Черный прини», «Керенский», «Шестая повесть Белкина», «Возмездие», «Тарас Шевченко». )го была хорошая, добротная беллетристика, свидетельствующая о новых гранях таланта писателя, но большого читательского успеха они Зощенко не принесли. Параллельно с «Голубой книгой» и названными произведениями писатель работал над повестями «Возвращенная молодость» и «Перед восходом солнца». Они внутренне тесно связаны с «Голубой книгой». Писатель, страдавший издавна, едва ли не с юности, душевным разладом, приводившим к длительным депрессиям, меланхолии и отчаянию, решил выразить свою боль в исповедально-отстраненном слове и таким образом освободиться от нее. Он внимательно прослеживает истоки своего недуга, спускаясь постепенно к началу жизни, к душевным травмам в младенчестве. Здесь он опирался на учение И.П. Павлова (который, кстати, высоко оценил «Возвращенную молодость»), а 1акже на 3. Фрейда. Как показывают дневниковые записи, Зощенко с юности интересовался сочинениями Ф. Ницше, особенно учением о «сильном человеке», о примате воли, а также его ожесточенной борьбой с собственной болезнью: именно последнее обстоятельство было, по-видимому, наиболее близким и привлекательным для Зощенко. Повесть «Перед восходом солнца» он опубликовал во время Великой Отечественной
войны, полагая, что культ разума и человечности, пронизывающий произведение, особенно необходим воюющему народу. Однако партийная печать резко осудила повесть, увидев в ней мелочное самокопание в тайниках души и отстраненность от! современности. Повесть была опубликована под названием «Повесть о разуме» много лет спустя (1972), уже после смерти писателя.
Резкая критика повести была лишь началом травли писателя. В 1946 г. в известном постановлении ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» он был назван пошляком и врагом советской литературы.
Зощенко писал не только прозу, он автор около двух десятков пьес: «Уважаемый товарищ» (1930), «Преступление и наказание» (1933), «Опавшие листья» (1941), «Под липами Берлина» (совместно с Е. Шварцем, 1941), «Солдатское счастье» (1942), «Пусть неудачник плачет» (1943), «Парусиновый портфель» (1944), «Очень приятно» (1945). Ему принадлежат также переводы: «За спичками» и «Воскресший из мертвых» М. Ласилы, «От Карелии до Карпат» А. Тимонена, «Повесть о колхозном плотнике Саж» М. Цагарева.
Умер Зощенко 22 июля 1958 г. в Ленинграде; похоронен в Сестрорецке.
(Русские писатели XX века. Библиографический словарь. М.: Просвещение, 1998. Т 2. С. 533.)
IV. Физкультминутка