Урок . Тема: М.М. Зощенко. «Елка»

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас учащихся; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память и чувство юмора.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

—Какие эпитеты вы нашли в тексте? (Грибной воздух, ше­лест листьев, горные леса, осенний наряд и др.)

—Какие олицетворения вы встретили в тексте? (Эхо — как птица пересмешник, рояль мог петь, клавиши тосковали, смеялись... и др.)

III. Введение в тему. Актуализация знаний
1. Вводная беседа.

— Отгадайте загадку.

Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная,забавная, На Новый год я главная. (Елка.)

— Я даже не буду спрашивать, любите ли вы Новый год. Потому что все дети любят этот праздник, а за что любите его вы?

(Дети рассказывают, как они встречают Новый год.)

— Сегодня мы познакомимся с рассказом М.М. Зощенко «Елка».

2. Слово учителя о писателе.

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 г. в семье художника в Петербурге (по другим сведениям в Полта­ве). В 1913 г. после окончания гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся Первой мировой войны добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что был удостоен пяти орденов; командовал бата­льоном; был трижды ранен, отравлен газами, окончил войну в чине штабс-капитана. Впоследствии опыт военных лет, зна­ние солдатской и офицерской среды так или иначе отражались в его произведениях, в том числе в первой книге «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». После Февральской революции Зощенко служил в Петрограде в должности комен­данта Главного почтамта и телеграфа, а с июля 1918 г. — в пограничной охране в Стрельне и Кронштадте, но вскоре пере­пился в действующую армию и воевал в Красной Армии под 11арвой и Ямбургом. Последствия ранений, однако, давали себя чувствовать. Кроме того, приходилось постоянно искать зара­ботка, Зощенко переменил несколько должностей, перепробовав разные профессии, что так и не дало какой-либо бытоной устроенное и покоя, но зато обогатило массой знаний и жизненных наблюдений. Он был свидетелем крутого перево­рота, свершавшегося после революции в сфере общественной морали, его болезненно поражала и уязвляла живучесть мещан­ства, способного подстраиваться под изменяющиеся условия жизни. С 1920 г. Зощенко занялся литературной работой. Имен­но в литературе он видел свое настоящее призвание.

Среди множества существовавших в те годы литературных групп Зощенко привлекла группа-студия «Серапионовы братья», образовавшаяся в начале 1921 г. В группу входили К. Фет, Be. Иванов, М. Слонимский, Е. Полонская, В. Каверин, И. Никитин, Л. Лунц, И. Груздев. В своих декларациях, как правило, расходившихся с их художественной практикой, эти начинающие писатели делали упор на том, что литература дол­жна прежде всего быть искусством и не подчинять свои иска­ния и формы общественно-политическим интересам. Отшель­ник Серапион, герой одной из новелл Т. Гофмана, ушедший ) г мира, чтобы познать тайны духовной жизни личности, в этом отношении был им близок, и они демонстративно подчерки­вали свою аполитичность. Кроме того, Т. Гофман привлекал

Зощенко антимещанской направленностью своего творчества. Зощенко пришел в эту группу прежде всего потому, что она была студией, где писатели учились друг у друга литературно­му мастерству. У Зощенко к тому времени уже сложились дос­таточно определенные и твердые взгляды на литературу. Он был приверженцем реалистических литературных традиций. Об этом свидетельствует его замысел написать своего рода моно­графию о литературе конца XIX — начала XX в. Судя по обна­руженному в архиве писателя плану книги, Зощенко смотрел на литературу эпохи, названной впоследствии Серебряным веком, или русским Ренессансом, как на некое буржуазное раз­ложение с элементами «реставрации дворянской литературы». В своих оценках он был односторонен и даже явно грешил вуль­гарным социологизмом. Руководитель студии К. Чуковский тактично указывал на эти «крайности», внимательно читая все его первые сочинения. Зощенко делал исключение в своих не­гативных оценках едва ли не всей литературы первых двух де­сятилетий XX в. лишь для М. Горького, А. Блока и В. Маяков­ского.

Он стоял за искусство, показывающее гармоничного, силь­ного и красивого человека, пронизанного светлым мироощу­щением. Его обращение к сатире, к юмористическим расска­зам было продиктовано необходимостью борьбы за такого че­ловека.

Идеология новой эпохи была близка ему именно требова­нием оптимизма, повышенной жизнедеятельности во имя осу­ществления светлых идеалов.

Первая книга Зощенко «Рассказы Назара Ильича, господи­на Синебрюхова» (1922) представляла собой сборник юморис­тических новелл, где все персонажи — мещане, пытающиеся приспособиться к новым условиям существования. Внутрен­няя драматичность рассказов писателя, не прочувствованная в 20-е годы ни читателями, ни критикой, более выпукло и едва ли не обнаженно проявилась в его повестях. В первый боль­шой сборник писателя «Веселая жизнь» (1924 г.) наряду с рас­сказами включены повести «Коза», «Аполлон и Тамара», «Муд­рость», «Люди», в книгу «О чем пел соловей» (1927) вошли по­вести «Страшная ночь», «О чем пел соловей», они же потом появились в сборнике «Нервные люди» (1928). Эти произведе­ния вошли в историю литературы под общим названием «Сен­тиментальные повести». В них те же проблемы, что и в расска­зах, в том числе и главнейшая для Зощенко проблема малень­кого, простого человека.

В 1935 г. он закончил «Голубую книгу», представляющую 11икл рассказов, состоящий из пяти частей: «Деньги», «Любовь», Коварство», «Неудачи», «Удивительные события». В книге наряду с рассказами о современности есть и новеллы истори­ческого характера, которые, по замыслу писателя, должны были показать, как деньги, корыстолюбие и другие пороки, свой­ственные людям «старого мира», калечили человеческие души. 5амысел был подсказан Горьким и Зощенко, следуя его сове­там, старался показать, что социалистическая эпоха представ­ляет собою торжество светлых идеалов и конец старых пред­рассудков, победу добра над вековечным злом. В «Голубой кни­ге» он собрал, помимо новых, рассказы 1920-х годов, но только те из них, что выглядели как можно безобиднее и «водевиль-пее», во всяком случае, светло и весело — без всяких «запла­канных глаз» и смеха «сквозь слезы». В тех случаях, когда ка­кой-либо рассказ, предназначенный для «Голубой книги», был ему дорог, но не обладал достаточной степенью оптимизма, 5ощенко его редактировал - убирал отдельные, «компромети­рующие» концовки, изменял сюжет.

Одновременно с «Голубой книгой» Зощенко писал повес­ти: «История одной жизни», «Черный прини», «Керенский», «Шестая повесть Белкина», «Возмездие», «Тарас Шевченко». )го была хорошая, добротная беллетристика, свидетельству­ющая о новых гранях таланта писателя, но большого читатель­ского успеха они Зощенко не принесли. Параллельно с «Голу­бой книгой» и названными произведениями писатель работал над повестями «Возвращенная молодость» и «Перед восходом солнца». Они внутренне тесно связаны с «Голубой книгой». Писатель, страдавший издавна, едва ли не с юности, душев­ным разладом, приводившим к длительным депрессиям, ме­ланхолии и отчаянию, решил выразить свою боль в исповедаль­но-отстраненном слове и таким образом освободиться от нее. Он внимательно прослеживает истоки своего недуга, спуска­ясь постепенно к началу жизни, к душевным травмам в мла­денчестве. Здесь он опирался на учение И.П. Павлова (кото­рый, кстати, высоко оценил «Возвращенную молодость»), а 1акже на 3. Фрейда. Как показывают дневниковые записи, Зо­щенко с юности интересовался сочинениями Ф. Ницше, осо­бенно учением о «сильном человеке», о примате воли, а также его ожесточенной борьбой с собственной болезнью: именно последнее обстоятельство было, по-видимому, наиболее близ­ким и привлекательным для Зощенко. Повесть «Перед восходом солнца» он опубликовал во время Великой Отечественной

войны, полагая, что культ разума и человечности, пронизывающий произведение, особенно необходим воюющему народу. Однако партийная печать резко осудила повесть, увидев в ней мелочное самокопание в тайниках души и отстраненность от! современности. Повесть была опубликована под названием «Повесть о разуме» много лет спустя (1972), уже после смерти писателя.

Резкая критика повести была лишь началом травли писате­ля. В 1946 г. в известном постановлении ЦК ВКП(б) «О жур­налах «Звезда» и «Ленинград»» он был назван пошляком и вра­гом советской литературы.

Зощенко писал не только прозу, он автор около двух десят­ков пьес: «Уважаемый товарищ» (1930), «Преступление и на­казание» (1933), «Опавшие листья» (1941), «Под липами Бер­лина» (совместно с Е. Шварцем, 1941), «Солдатское счастье» (1942), «Пусть неудачник плачет» (1943), «Парусиновый порт­фель» (1944), «Очень приятно» (1945). Ему принадлежат также переводы: «За спичками» и «Воскресший из мертвых» М. Ласилы, «От Карелии до Карпат» А. Тимонена, «Повесть о кол­хозном плотнике Саж» М. Цагарева.

Умер Зощенко 22 июля 1958 г. в Ленинграде; похоронен в Сестрорецке.

(Русские писатели XX века. Библиографический словарь. М.: Просвещение, 1998. Т 2. С. 533.)

IV. Физкультминутка

Наши рекомендации