III. Деление сказки на части
—Сегодня мы с вами разделим сказку на части, составим план к ней. Будем учиться пересказывать.
—Вы дома разделили текст на части. Посмотрим, что у вас получилось.
/ часть
—Найдите и прочитайте ее. (До слов: «— Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок ? Как бы мне хотелось!», с. 159.)
—Как вы озаглавите эту часть? (Например, «Удивительная табакерка».)
II часть
—Прочитайте II часть сказки. (До слов: «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого», с. 160.)
—Предложите название этой части. («Нельзя ли войти в этот городок ?»)
III часть
До слов: «Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом...», с. 162.
— Озаглавьте. О чем эта часть? («Приглашение принято» или
«провожатый — мальчик-колокольчик».)
IV часть
До слов: «Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил...», с. 163. Возможное название — «Вдали все кажется маленьким, а подойдешь — большое».
V часть
До слов: «Вот перед ними еще дверцы», с. 164. Возможное название — «Маленькая размолвка».
VI часть
До слов: «Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали», с. 165. Возможное название - «Очутились на улице».
VII часть
До слов: «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тонких ножках...», с. 166.
Возможное название — «Встреча с колокольчиками».
VIII часть
До слов: «Миша — к надзирателю», с. 167.
Возможное название — «Господа — дядьки-молоточки».
IX часть
До слов: «Между тем Миша пошел далее — и остановился», с. 168. Возможное название - «Знакомство с надзирателем».
X часть
До слов: «— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька», с. 169. Возможное название — «Сударыня-царевна».
XI часть
От слов: «— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька», с. 169, идо конца.)
Возможное название — «Миша проснулся».
— Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.
IV. Физкультминутка
V. Пересказ сказки
— Расскажите о путешествии в городок Динь-Динь от лица
Миши. Постарайтесь при пересказе передать чувства, на
строение мальчика, его отношение к жителям городка в
табакерке.
(Дается несколько минут на подготовку. Затем слушаются пересказы.)
VI. Итог урока
—Что хотел сказать читателям Одоевский в своем произведении?
Домашнее задание:подготовить ответы на вопросы 3 и 4 на с. 170.
Уроки 1-2. В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»
Цели: пополнять словарный запас учащихся; воспитывать чувство сострадания к другим; расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; учить анализировать поступки и характер героев.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
—Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-динь?
—Что ты думаешь о мальчике? Используй опорные слова и расскажи о Мише: осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, любопытный, находчивый, добрый, безответственный, равнодушный.
—Объясни свой выбор опорных слов примерами из текста. Подбери другие слова.
III. Введение в тему
1.Разгадывание загадок.
Глаза бычьи, а сама с кулак. (Жаба, лягушка.) (Если не отгадают, то загадать следующую загадку.)
Скачет зверушка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка.) Я пышно красуюсь на клумбе в саду, Захочешь — поставь меня в вазу... Но с буквою А в огород я пойду И, если капусту на грядке найду, Капусте достанется сразу.
(Роза-коза.)
2. Литературная игра «Сходство-различие».
— Берем два слова: жаба и роза. Вам нужно в стихотворной или в прозаической форме объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы (любимая игра В.А. Жуковского). Итак, поиграем!
(Детям дается время на подготовку. Например: 1. Роза и жаба жили в саду. 2. Розе и жабе нужно питание, солнце, прохлада, вода. 3. Роза — красавица, жаба — уродлива.)
IV. Физкультминутка
V. Ознакомление со сказкой
1. Вводная беседа.
—Прочитайте название сказки.
—Как вы думаете, о чем она?
2. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.
— По ходу чтения отмечайте карандашом непонятные слова.
3. Беседа после чтения.
(После чтения учитель выдерживает паузу, затем задает вопрос.)
— Ваши впечатления? Что вы испытали при чтении?
4. Словарно-лексическая работа.
— Какие слова и выражения непонятны?
КОЛ — толстая заостренная палка. ПИКА — колющее оружие, род копья. БАРБОС — большая дворовая собака. ПОВИЛИКА - сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим нитевидным стеблем другие растения.
КОРОВЯК — род трав и полукустарников семейства норичниковых. Коровяк обыкновенный или медвежье ухо. Коровяк лекарственный. Некоторые виды декоративны.
ПРОНИЗАТЬ — резко проникнуть внутрь кого-/чего-нибудь, сквозь кого-/что-нибудь.
VI. Итог урока
—О чем и о ком рассказывается в сказке?
—Кто ее автор? Что вы знаете о нем?
Домашнее задание:найти сведения об авторе.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку жужжащим чтением.
Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.
—Найдите однокоренные слова.
—Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом слова «ежик», «ежа», «ежат», с утвердительной интонацией на этих же словах.
—Прочитайте (с ускорением, с замедлением, скороговоркой, на скорость).
III. Проверка домашнего задания
— На прошлой неделе мы ознакомились с замечательной
сказкой. Кто же написал ее и что вы узнали об авторе?
(Дети рассказывают об авторе.)