V. Работа над стихотворением «Листопад»
1. Выразительное чтение стихотворения учителем.
— Что вы представили, когда слушали стихотворение?
2. Словарно-лексическая работа.
—Объясните значение слова завороженный — очарованный, околдованный.
—Подберите синонимы к словам: лиловый (фиолетовый, сиреневый), золотой (желтый, изумительный), багряный (красный).
—Подберите антонимы к слову замирает (возрождается).
—Объясните слова поэта: «И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой».
—Почему слово «Осень» поэт пишет с большой буквы? Чего он достигает необычным изображением осени?
3. Работа над содержанием стихотворения.
—Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, что напомнил осенний лес Бунину? Как подчеркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема? А какие эпитеты использует для этого автор?
—Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины?
—Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
—Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово «сегодня»? что хотел сказать Бунин своим читателям?
4. Выразительное чтение произведения учащимися.
— Какое настроение передадите при чтении? Почему?
VI. Итог урока
— Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
Домашнее задание:найти и прочитать другие стихи Бунина; под
готовить выразительное чтение одного их них, подобрать иллюстрации к нему.
Урок 31 (обобщающий) Развивающий час по разделу «Поэтическая тетрадь»
Цели: обобщить знания детей по данному разделу; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей; формировать умение работать в группах.
Подготовка к уроку.Класс делится на 3 команды. На столах каждой команды лежат сборники стихов поэтов, творчество которых изучали на предыдущих уроках. На доске — иллюстрации, которые дети приносили в качестве выполненного домашнего задания.
Ход урока I. Разминка
(Вопросы задаются быстро по очереди каждой команде. За правильный ответ — жетон.)
1. В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. Кто он? (Ф.И. Тютчев.)
2. Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство. (Это АЛ. Фет.)
3. Пушкин сказал о нем: «...оригинален — ибо мыслит». (ЕЛ. Баратынский.)
4. Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. (А.Н. Плещеев.)
5. Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (И. С. Никитин)
6. От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. (НЛ. Некрасов.)
7. Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А.П. Чехове. (ИЛ. Бунин.)
— Молодцы! Вы были внимательны на уроках и быстро уз
нали поэтов, творчество которых мы изучали. Отправля
емся дальше.
II. Конкурс «Вспомни стихотворение»
— Ребята, вы иллюстрировали стихи к нашим урокам, ваши
иллюстрации перед нами, не доске. Предлагаю вспомнить
эти замечательные произведения. Приготовьтесь читать
выразительно, показав свою иллюстрацию.
(Участвуют по 3 человека от каждой команды.)
III. Конкурс «Литературные исследователи»
(Учитель готовит 3 задания на карточках. Капитаны вытягивают по одной. Дается время на подготовку.)
1. Олицетворение — наделение предметов, явлений приро
ды чувствами, настроением, способностями, характером
человека.
Задание: найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение. Что помогает оно почувствовать и понять?
2. Части стихотворения, отличающиеся одинаковым коли
чеством строк в каждой из них, одинаковым расположе
нием рифм и относительной законченностью, называются
строфами. Строфа помогает выделить каждую описывае
мую картинку.
Задание: найдите примеры таких стихотворений.
3. Вспомните, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дайте определение своими словами.
Задание: приведите примеры из стихотворений.
(Ритм — равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении). Рифма — созвучие концов стихотворных строк.)
IV. Игра «Акростих»
Акростих — это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Напишите по вертикали выбранное слово. Затем каждый играющий пишет по строчке или же свой акростих. Это была любимая игра в России в XIX в.
(Можно предложить каждому ученику попробовать свои силы. Затем в команде выбираются лучшие и зачитываются вслух.)
V. Подведение итогов
(Подсчитываются жетоны.)
— Какие еще произведения вы бы включили в раздел «По
этическая тетрадь»? Объясните свой выбор.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ