Урок . Тема: Ф.И. Тютчев. Стихи

Цели: расширить знания детей о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Владислава Бахревского медленно, а затем как скороговорку.

У чибиса — чудеса:

Чьи леса? Чья лиса?

Чьи вы сами?

Чьи вы сами?

С лисами,

С весной,

С лесами?

С чибисами?

С чудесами? (После самостоятельной подготовки учащиеся читают ин­дивидуально, по желанию. Определяется, кто быстрее всех смог проговорить.)

III. Введение в тему

1. Первичное понимание стихотворения.

—Ребята, мы сейчас читали стихотворение Владислава Бах­ревского. Как вы поняли, о чем оно?

—Где мы можем встретить чудеса?

2. Первичное ознакомление с разделом «Поэтическая тет­радь».

— Сегодня мы открываем новый раздел — «Поэтическая тет­радь». Перед нами стихи замечательного поэта Федора
Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем?

3. Слово учителя о поэте.

Тютчев Федор Иванович родился 5 декабря 1803 г. в усадь­бе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первона­чальное образование получил дома, учителем русского языка был поэт и переводчик СЕ. Галич.

В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, вли­яние которого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819 г. поступил в Московский университет, который окончил за два года.

В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную колле­гию иностранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного коми­тета и оставался на ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.

IV. Работа над стихотворением «Еще земли печален вид...»

1. Самостоятельное чтение стихотворения.

2. Чтение стихотворения вслух.

3. Беседа после чтения.

—Объясните выражения «а воздух уж весною дышит», «сквозь редеющий сон».

—Подберите синоним к слову «невольно». (Нечаянно, не­произвольно.)

—Подберите антоним к слову «печален». (Весел.)

—Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они от­носятся. Объясните их значение. (Мертвый стебель, ре­деющий сон, печальный вид.)

—Как Тютчеву удается показать раннюю весну?

—Какие выразительные средства выбраны автором для изоб­ражения унылой картины природы?

—А как поэт создает образ пробуждающейся природы? Что необычного в ее изображении?

—Каково настроение автора, какие чувства он испытывает?

—Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

4. Выразительное чтение стихотворения.

V. Физкультминутка

VI. Работа над стихотворением «Как неожиданно и ярко...»

1. Самостоятельное чтение стихотворения.

2. Беседа после чтения.

— Объясните значение слов:

ВОЗДВИНУТЬСЯ — соорудиться, построиться. ИЗНЕМОЧЬ — потерять силы, ослабеть. НЕГА — блаженство.

—Подберите синонимы к словам: влажный (сырой); мгно­вение (миг, момент).

—Подберите антоним к слову побледнел. (Покраснел.)

—Какие еще слова и выражения были непонятны?

3. Творческие задания.

—Как Тютчев описывает радугу? Как ему удается показать красоту и мгновенность радужного видения?

—О чем просит читателя автор? Почему?

—Как вы думаете, зачем в стихотворении дважды повторя­ется слово «лови»?

—Каким настроением проникнуто произведение? Объяс­ните, почему в стихотворении три восклицательных пред­ложения?

—Придумайте название стихотворению.

—Подготовьтесь к выразительному чтению.

4. Выразительное чтение стихотворения.

VII. Итог урока

— Какова главная мысль стихотворений?

Домашнее задание:выучить любое стихотворение Ф.И. Тютчева.

Урок 25. А.А. Фет. Стихи

Цели: расширить знания учащихся о творчестве А.А. Фета; учить видеть и замечать прекрасное в природе; обогащать сло­варный запас; развивать память, речь, воображение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворений Ф.И. Тютчева.

III. Введение в тему

1. Первичное ознакомление с жизнью и творчеством поэта.

—Прочитайте имя поэта (с. 143 учебника).

—Что вы о нем знаете? Какие стихи помните?

2. Слово учителя о поэте.

Фет Афанасий Афанасьевич родился 5 декабря 1820 г. в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Мать —

Шарлотта Фет, подданная Гессен-Дармштадта. Отцом счита­ется помещик А.Н. Шеншин, в чьей усадьбе Фет и родился. Воспитывался в Новоселках, потом в пансионе Крюммера в Лифляндии и в погодинском пансионе в Москве.

В 1838 г. поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. вышел первый поэтический сборник под инициалами А.Ф. Вскоре в журналах стали появляться са­мобытные стихотворения, подписанные «А. Фет».

В начале 40-х годов стихотворение «На заре ты ее не буди...», положенное на музыку А.Е. Варламова, стало «почти народ­ной песней».

В 1844 г. Фет окончил университет, в следующем году по­ступил на службу в Кирасирский Военного ордена полк. В 1850 г. в журнале «Москвитянин» было напечатано стихотво­рение «Шепот сердца, уст дыханье...», с которого началась громкая слава Фета.

С 1853 г. поэт активно сотрудничал с некрасовским журна­лом «Современник», но к концу 50-х годов прекратил обще­ние с Н.А. Некрасовым.

Выйдя в 1858 г. в отставку, Фет решил стать профессиональ­ным литератором и занялся переводами. Однако резкое изме­нение «общего воздуха жизни» и разрыв с «Современником» привели поэта в состояние тяжелейшей депрессии. Он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. Фет ку­пил в Мценском уезде хутор Степановка, который за 17 лет превратил в образцовое доходное хозяйство. В 60—70-х годах в лирике поэта прежде скрытая «Тоска по совершенству» пре­вратилась в ясно различимую «боль от красоты», зазвучав «пла­чем» и «рыданием» в его поздних стихах. Последний взлет твор­ческой активности совпал с покупкой в 1877 г. усадьбы Воро­бьевка, которую Фет сделал «обителью поэта». Именно здесь появились один за другим четыре выпуска его лирических стихотворений под общим названием «Вечерние огни».

Умер А.А. Фет 3 декабря 1892 г. в Москве.

IV. Физкультминутка

Наши рекомендации