Тема: Путешествие по стране Фантазии
Цели: обобщить знания по изученному разделу; развивать память, речь, мышление, творческие способности.
Планируемые результаты: предметные: знание произведений изучаемого раздела, самостоятельное составление фантастических рассказов; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла, К — ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в ее использовании, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
— Как вы думаете, что нужно для того, чтобы попасть в страну чудес? (Предположения учащихся.)
— Попробуйте ответить на вопрос.
Этот рассказ мы с загадки начнем —
Даже Алиса ответит едва ли:
«Что остается от сказки потом —
После того, как ее рассказали?
Где, например, волшебный рожок,
Добрая фея куда улетела?»
А? Э!.. Так-то, дружок,
В этом-то все и дело.
(Ученики отвечают на вопрос.)
Вот как отвечает на него сам же В. Высоцкий. Это его стихи.
Они не испаряются, они не растворяются,
Рассказанные в сказке, промелькнувшие во сне.
В страну чудес волшебную они переселяются,
Мы их, конечно, встретим в этой сказочной стране.
И ведь какие странности в стране чудес встречаются,
В ней нет границ - не нужно плыть, бежать или лететь.
Попасть туда несложно, никому не запрещается,
В ней можно оказаться — стоит только захотеть.
— Как вы думаете, могла ли фантастика возникнуть без сказок?
— Что общего между фантастической литературой и сказкой? А чем они отличаются?
III. Работа по теме урока
Конкурс «Расшифруй фразы»
— Итак, дорогие мои друзья, сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Мы отправимся с вами в страну Фантазию. Но прежде чем отправляться куда-то, необходимо вспомнить народную мудрость. А заключается она в чем, как вы думаете? (Конечно, в пословицах и поговорках.)
Во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованы русские пословицы и поговорки. Вам нужно их узнать и объяснить смысл. Они нам очень пригодятся в пути. Итак, внимание!
• Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики.)
• Скорость движения обратно пропорциональна пройденному расстоянию. (Тише едешь — дальше будешь.)
• Количество настоящих друзей в экстремальных условиях увеличивается в два раза. {Друг в беде — дважды друг.)
• При увеличении числа идущих в два раза расстояние, которое требуется пройти, во столько же раз сокращается. (С хорошим попутчиком — половина дороги.)
Конкурс «Узнай автора»
— Первой научно-фантастической публикацией этого писателя стала повесть «Приключения на дне моря». (Евгений Серафимович Велтистов.)
— Какое его произведение вы читали? («Приключения Электроника».)
— Назовите настоящее имя Кира Булычева. (Игорь Всеволодович Можейко.)
— Какие произведения, написанные им, вы знаете? (Повести и рассказы из цикла «Алиса» о девочке из будущего Алисе Селезневой.)
Викторина «Воплощение в жизнь»
— Что из того, о чем писали Е.С. Велтистов и К. Булычев, уже воплотилось в жизнь?
Конкурс «Обращения»
— Кто из героев произведений мог бы обратиться к нам с такими словами?
• «Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?» (Карлсон.)
• «Простите, сударыня, где я? В Австралии или в Новой Зеландии?» (Алиса. Из произведения «Алиса в Зазеркалье».)
• «Я чувствую себя хорошо. Можно мне выбраться из чемодана?» (Электронике)
• «Огнемета Зеленому не давай. Я постараюсь запереть их в отсеке». (Отец Алисы.)
• «Пожалуйста, нарисуй мне барашка». (Маленький принц.)
Конкурс рисунков
— Вы приготовили рисунки на космическую тему. Рассмотрите их внимательно, выберите тот, который больше всего понравился.
(Подводят итоги.)
Рассказы о любимых произведениях
— Расскажите о своем любимом фантастическом произведении.
IV. Подведение итогов
Наше путешествие подошло к концу. Но если вам не хочется уходить из страны Фантазии, то вы можете продлить это удовольствие, читая книги писателей-фантастов.
Домашнее задание
Придумать небольшую историю о путешествии на другую планету.
Тема: Оценка достижений
Цель: проверить полученные при изучении раздела знания.
Планируемые результаты: знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела.
Оборудование:КИМы или карточки с заданиями, выставка книг по разделу.
Ход урока
Тест
Вариант 1
А1. Кто написал «Приключения Электроника»?
1) Е.С. Велтистов 3) С.Е. Велтистов
2) Кир Булычев 4) Г.Х. Андерсен
А2. Как зовут писателя Велтистова?
1) Серафим Евгеньевич 3) Евгений Серафимович
2) Сергей Евгеньевич 4) Евгений Сергеевич
A3. Определите жанр произведения «Путешествие Алисы».
1) сказка
2) рассказ
3) сказочная повесть
4) фантастическая повесть
А4. Этот отрывок из произведения...
В комнату с шорохом листвы влетел утренний ветерок и запутался в прозрачных шторах. Под окном росли крепкие дубки, солнечные лучи пробивались сквозь их лохматые шапки и ложились светлыми пятнами на землю.
1) С.Е. Велтистов «Приключения Электроника»
2) Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
3) Кир Булычев «Путешествие Алисы»
4) Кир Булычев «Путешествие Алины»
А5. Найдите значение слова «контрабас».
1) струнный смычковый музыкальный инструмент
2) наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе
3) человек, который занимается контрабандой
4) договор, соглашение
В1. Найдите героев одного произведения.
1) Зеленый 3) профессор
2) кустики 4) Аписа
В2. Найдите причину нападения кустиков.
1) Они были агрессивны.
2) Их забыли полить.
3) Они питались людьми.
4) Надвигалась песчаная буря.
В3. В данный отрывок вставьте пропущенные слова.
В следующее мгновение профессор был.... Он увидел, как мелькает между деревьями....
1) у двери, синяя кофточка
2) у окна, синяя курточка
3) у экрана, зеленая курточка
4) у ворот, зеленая кофточка
В4. Электроник прыгнул с ... этажа.
1) с первого 3) со второго
2) с третьего 4) с пятого
С1. Мы можем сказать об Алисе, что она:
1) из будущего 3) обычная девочка
2) любит животных 4) девочка-робот
С2. Подберите синонимы к слову «сюрприз».
1) приз 3) нечаянность
2) неожиданность 4) мечта
СЗ. О каком писателе идет речь в этом отрывке?
Это звучное имя знают и читатели, и зрители. Кто не смотрел мультфильм «Тайна третьей планеты» или кинофильм «Через тернии к звездам», снятые по его сценариям? Это он придумал и создал город Великий Гусляр, который любят почему-то посещать пришельцы из других миров.
1) о Е.С. Велтистове 3) о В.И. Можейко
2) о Кире Булычеве 4) об И.В. Можейко
Вариант 2
А1. Кто написал произведение «Путешествие Алисы»?
1) Е.С. Велтистов 3) С.Е. Велтистов
2) Кир Булычев 4) Г.Х. Андерсен
А2. В этом произведении рассказывается об удивительных приключениях мальчика-робота.
1) «Путешествие Алисы»
2) «Приключения мальчика Электроника»
3) «Приключения робота Электроника»
4) «Приключения Электроника»
A3. Определите жанр произведения Е.С. Велтистова.
1) сказка
2) рассказ
3) фантастическая повесть
4) сказочная повесть
А4. Из какого произведения этот отрывок?
Кусты были невысоки, мне по пояс, у них были длинные, серебристые с изнанки листья и довольно короткие, толстые корни, которые легко выходили из песка.
1) Кир Булычев «Приключения Алисы»
2) Кир Булычев «Приключения Алины»
3) Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
4) Кир Булычев «Путешествие Алисы»
А5. Кто такой кибернетик?
1) специалист по кибернетике
2) человек, изучающий фантастику
3) тот, кто перевозит контрабанду
4) крытый экипаж, кибитка
В1. Найдите героев одного произведения.
1) профессор 3) Громов
2) Алиса 4) Электроник
В2. Когда поют кустики?
1) когда им хорошо
2) когда хотят петь
3) когда хотят пить
4) когда надвигается песчаная буря
В3. Вставьте пропущенные слова в отрывок.
Сбегая по ..., профессор заметил удивленное лицо директора и ... помахал ему рукой. Сейчас было не до ....
1) дорожке, дружески, улыбок
2) лестнице, успокаивающе, объяснений
3) лестнице, доброжелательно, объяснений
4) дорожке, успокаивающе, приветствий
В4. С помощью чего Алиса успокоила кустики?
1) швабры 3) душа
2) шланга 4) лейки
С1. Кем был папа Алисы?
1) космобиологом
2) кибернетиком
3) директором космического зоопарка
4)доктором
С2. Подберите синонимы к слову «прозрачный».
1) мутный 3) чистый
2) грязный 4) кристальный
СЗ. О каком писателе идет речь в этом отрывке?
Родился он в Москве. Окончил МГУ им. Ломоносова, факультет журналистики. Первой научно-фантастической публикацией стала повесть «Приключения на дне моря».
1) о Е.С. Велтистове 3) о Кире Булычеве
2) о СЕ. Велтистове 4) об И.В. Можейко
Тема: Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных)
Цели: познакомить с произведениями, которые посвящены путешествиям, с открытиями, например, Антарктиды; выявить, какими чертами характера должны обладать путешественники и первооткрыватели; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, определение особенностей фантастических рассказов, таланта читателя, читательского воображения в процессе чтения фантастических произведений, самостоятельное составление фантастических рассказов; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки героев литературных произведений, сравнивать их со своими собственными поступками.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей.
Предварительная подготовка: учащимся предлагается найти и прочитать книги по теме; учитель ориентирует их, где они могут найти необходимый материал (не следует забывать и о справочной литературе). Несколько учеников можно подготовить целенаправленно: например, дать задание подготовить рассказ о Христофоре Колумбе, Н.Н. Миклухо-Маклае, Федоре Конюхове. Сам учитель может подготовить материал о Сельме Лагерлеф и ее книге «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», а также один из диафильмов: «Открытие Антарктиды» или «Сундучок Беринга».
Ход урока
I. Организационный момент