Тема 7. Упражнения для развития фантазии, воображения в процессе создания имиджа.

воображение – особая форма человеч психики стоящая отдельно от остальных психич процессов и вместе с тем занимающая промежуточное значение между восприятием, мышлением и памятью. воображ характерно только для человека. ни в чем другом кроме вообр. не проявл. идеальный и загадочный хар-р психики.

Воображение– основа наглядно-образного мышления, позв. чел-ку ориентироваться в различных ситуациях и решать задачи без непосредственного вмешательства практич действий. Воображ. во многом помогает чел-ку в тех ситуациях жизни когда практич действия или невозможны или затруднены или просто не целесообразны или нежелательны.

от восприятия вообр. отлич тем, что его образы не всегда соотв. реальности. В них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует такие картины, которых не бывает в действительности - это называется фантазия. Если кроме того вообр. нацелено на будущее – мечта.

виды: 1. активное – пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. 2. пассивное – образы возник. спонтанно, помимо воли и желания чел-ка. 3. продуктивное – действительность сознательно. конструируется человеком, а не просто механически копируется и воссоздается, но при этом в образе она все же творчески преобразуется. 4. репродуктивное – задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть. хотя здесь есть элемент фантазии, такое вообр. больше напоминает восприятие на память, чем творчество.

С феноменом вообр. практической деят-сти прежде всего связан процесс худ. тв-ва. Так с репродуктивным вообр. может быть соотнесено такое напр. в искусстве как натурализм и отчасти реализм. Но в любом случае источником любого напр. в иск. может быть только жизнь. она же выступает в кач-ве первичной базы для фантазии. никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно.

ф-ии вообр: 1. представлять действительность в образах. связана с мышлением и в него включено. 2. регулирование эмоц. сост. – чел. способен хотя бы отчасти удовл. свои потребности, а также снимать напряженность. 3. участие в произвольной регуляции познавательных процессов и сост. чел-ка. с помощью искусно вызываемых образов чел-к может обращать внимание на нужные события, т.е. посредством образов он получает возможность управлять восприятием. 4. формирование внутреннего плана действий, способность выполнить их в уме. 5 планирование и прогнозирование деятельности.

упражнения для развития вообр: шляпа, передать предмет товарищу и сказать что это, он должен показать, чтобы другие отгадали. ставиться стул. задание: что это если не стул? – показать, окруж должны отгадать. картина, я в предлагаемых обстоятельствах; магазины – называется название (направленность), участники изображают товар.

Этапы работы над ролью

методы работы над ролью включ в себя: 1. метод изучения действительности. 2. анализ материала, выбранного для создания образа (анализ роли). созд образа может осуществл. через несколько ролей, поэтому может быть 2-3 роли. 3. метод исполнительской работы на репетициях, дома и в конкретной жизненной ситуации.

в начале работы над ролью:1. необходимо анализировать личные воспоминания, опыт других людей, читать литературные источники, видео. 2. все наблюдения обобщить, сделать выводы и составить характеристику играемого персонажа. 3. формирование художественной идеи или замысла будущего образа.

второй этап: вписываются данные хар-ки персонажа из пьесы: что говорит о себе сам герой, что говорят о нем др действующие лица, как они его описывают.

Товстогановэтот этап разбивает на два подэтапа: 1. разведка умом – исполнитель (имиджмейкер), разбив пьесу на отдельные куски, разрабатывает действенную линию играемого персонажа. для этого выписав из драматич. произвед. роль этого персонажа из пьесы он подробно анализирует действенную линию. для этого нужно ответить на вопрос: что я делаю в данный момент времени. «Выйдете пожалуйста, Вы нам мешаете!» а на самом деле «Выйдете вон!» - это и есть действенная линия (подтекст). в опред предлагаемых обстоятельствах вскрывая подтекст драм произ. На этом же этапе описыв. осн. цели и задачи, которые человек преследует и ради достижения которых он действует опр. способом. Первое, на что обращается внимание – краткосрочн. и долгосрочн. цели. Долгосрочная – сверхзадача, то ради чего берем в работу данный материал (пьесу, прозу). Затем опред. сквозное действие, то как будем достигать сверхзадачу. роль сквозное действие сверх задача. отв на вопрос как? каким образом? Заканчивается разведка умом опред. эскизом будущ. образа.

2. разведка телом – в начале проигрываются этюды без текста на тему предложенную автором (я в предлагаемых обстоятельствах роли и пьесы). Когда ухвачена атмосфера, характеристики другого, играемого персонажа в конкретных жизненных ситуациях, можно переходить к репетициям с текстом. Последовательно отрабатывая линию поведения персонажа. Каждое действие которое исполнитель должен оправдать, как если бы этим героем был он сам. Необх. поступить как почему он так поступил. После отработки кусков со словами, человек приобретает некоторые характеристики героя. Вы должны совместно с исполнителем проговорить какова характерность этого персонажа, внешность, прическа, походка, жесты, мимика, костюм, как он держится. Эту хар-ку форм. не имиджмейкер, а сам клиент.

Важным моментом в работе над образом явл. формиров. речи играемого персонажа, т.к. слово явл. самым конкр. выразителем человеч. мысли, то значит говорить – это рисовать зрительные образы, а слушать – видеть то, о чем говорит. Большую роль играет интонация в речи. Ее также необх. отрабатывать. Заканчивается этап разведки телом формированием речевого, кинетич. физиогномич. рисунка роли. Овладение внешней характерностью – это индивидуальная, особенная, то что присуще каждому человеку и осущ. эту работу необх. тоже индивидуально. На заключит. этапе проигрываем эту роль в конкр. сегодняшней жизн. сит-ии.

Тема 9. Режиссёрские упражнения в работе над имиджем на конкретном примере.

1. дневник наблюдений -имиджмейкер как и режиссер описывает наблюдение жизненных характеров, персонажей, событий, мероприятий. А также прочитанную литературу, анализирует образы, которые затем может применить в практике. Описывает наиболее удачные имиджи политиков, телеведущих. Можно описывать зарисовки, образы, заимствованные у телепередач, пьес, худ. произв, у художников.

2. события по картине 1. когда описывается что происходило до того события которое изображено на картине т.е. исходное событие.2 затем описываем событие изображенное на картине, включая действенную линию изображаемых лиц. можно продумать и описать атмосферу события, мизансцену, событие, названное глаголом. (напр: все о прошлом). 3. продумать событие, которое будет происходить после того, как закончится событие изображ. на картине.

3. творческая икебана -необх. на определенной взятой площадке (стол, стул), продумать вещи в определенном порядке события напр: «ушла» - стол, пепельница с горящей запиской. «необратимость» - разбитая банка, рыбка плескается на полу.

4. Обратная связь –один выходит без слов делает действие. Другие без слов показывают отношение к действию.

5. Зеркало 6. окно (общение без слов). 7. разрушение ролевых стереотипов. 8. принадлежность. 9. комплименты 10. ящик с яблоками.

Анализируя все вышеперечисленные подходы, мы приходим к выводу, что в процессе имиджирования можно использовать следующие приѐмы: 1) действие «я в предлагаемых обстоятельствах», применяя магическое «если бы»–по Станиславскому; 2)

использование трѐх слоѐв восприятия: социального, жизненного и театрального, при этом важно придерживаться внутреннего содержания роли; 3) переживание чувств роли,выражающееся во внутреннем оправдании (определении мотивов) всех задач и поступков играемого персонажа через поиск волевого посыла и изменения «темперамента» роли; 4) вначале внутреннее создание образа с последующей имитацией через внешние выразительные средства. Огромное значение в этот период необходимо отдать поиску атмосферы роли–образа; 5) создание образа с использованием театра-маски; 6) путѐм импровизации. При этом пути вхождения в образ у каждого человека будут свои: одни подражают действиям тех, кто их окружает в действительной жизни, другие через игру маской, используя прием театра–отстранение, когда вначале происходит его осмысление, а затем «примерка». Третьи идут через пластическую выразительность, через поиск «мизансценических» выражений роли–походку, отработанные жесты, иную пластику. А кому-то просто удобно быть «я в предлагаемых обстоятельствах».

Наши рекомендации