V. Анализ поэтического текста.

Произведите сопоставительный анализ двух стихотворений.

А. С. Пушкин

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! уж не бывать!

Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты ...

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты.

М. Ю. Лермонтов

Я не люблю тебя; страстей

И мук умчался прежний сон;

Но образ твой в душе моей

Всѐ жив, хотя бессилен он;

Другим предавшимся мечтам

Я всѐ забыть его не мог;

Так храм оставленный - всѐ храм,

Кумир поверженный — всѐ бог!

Раскрыть сходство и различие по следующим уровням:

1. Идейно-тематический 5 баллов

2. Композиционный 5 баллов

3. Мотивы и образы 5 баллов

4. Особенности стиха (размер, ритм,

рифма, звуковая организация и т.д.) 5 баллов

Всего 20 баллов

Ответы

Олимпиада по литературе 11 класс

I. Знание текстов художественных произведений.

1. (4 балла)

1.1 И. Бунин. «Антоновские яблоки»

1.2 М. Горький. «Макар Чудра»

1.3 А. Блок. «На поле Куликовом»

1.4 С. Есенин. «Черная, потом пропахшая выть!»

2. (4 балла)

А) А. Блок «На поле Куликовом».

Б) В. Маяковский «Послушайте!»

В) С. Есенин «Собаке Качалова».

Г) Н. Гумилев «Озеро Чад».

.

3. (4 балла)

1) Катерина Ивановна 2) Одинцова 3) Раскольников 4) Обломов

4.Лужин, «Преступление и наказание»: летний светло-коричневый пиджак светло-коричневого оттенка, сиреневые жувеневские перчатки, круглая щегольская шляпа.

Захар, «Обломов»: серый сюртук с прорехой под мышкой, серый жилет с медными пуговицами.

Павел Петрович «Отцы и дети»: пестрая рубашка с тугими воротничками, утренний в английском вкусе костюм, небрежно повязанный галстучек, маленькая феска.

Оставшееся: фрак брусничного цвета с искрой, шинель на больших медведях, шерстяная радужных цветов косынка.

За каждое соответствие– 0,5 балла.(Максимум- 6 б.)

5. За каждый правильный ответ - 1 балл, всего – 8 баллов.

«Бахчисарайский фонтан», А.С. Пушкин

«Самоотверженный заяц», М.Е. Салтыков-Щедрин

«Первая любовь», И.С. Тургенев

«Доходное место», А. Островский

«Бедные люди», Ф.М. Достоевский

«Тупейный художник», Н.С. Лесков

«Каменный гость», А.С. Пушкин

«Обыкновенная история», И. Гончаров

6. (6 баллов). Мечтатели:

· о своём Тулоне (князь Андрей, из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)

· изобрести перпетуум-мобиле (мещанин Кулигин из пьесы А.Н. Островского «Гроза»)

· «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…» (Манилов из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)

· «мне только бы досталось в генералы» (полковник Скалозуб из комедии А.С. Грибоедова «горе от ума»)

· «в Европу прорубить окно» (царь Пётр 1 из поэмы А.С. Пушкина «медный всадник»)

· «на Руси жить хорошо» (7 мужиков из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

II. Историко-литературные задания.

1.Футуризм. «Слово как таковое» 1913 год (1 балл)

2.И.А. Бунин (1 балл)

3. М.Горький «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль». Возможны иные авторы и произведения: Л. Андреев и др.) 1 балл – автор, 1 балл – рассказ.

4. (Максимально – 5,5 баллов. За каждое имя по 0,5б.). С жизнью каких писателей связаны следующие места:

· Карабиха (Н.А. Некрасов)

· Спасское-Лутовиново (И.С. Тургенев)

· Тарханы (М.Ю. Лермонтов)

· Курск (К.Д. Воробьёв, Е.И. Носов)

· Мелихово (А.П. Чехов)

· Тригорское (А.С. Пушкин)

· Орёл (И.С. Тургенев, Л. Андреев)

· Тула (Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой)

5.4 балла

6.(1 балл) «Окаянные дни»

III. Литература и другие виды искусства(4 балла)

А. Блок «Двенадцать» - Ю. Анненков

А. Твардовский «Василий Тёркин» - О. Верейский

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - Н. Кузьмин

В. Маяковский «Про это» - А. Родченко

IV. Знание теории литературы

1. (4 балла) Ошибки в определении термина эпиграмма таковы: эпиграмма– поэтическаяфигура торжественного содержания, прославляющая царей и государственных деятелей. Возникла в ХХ веке и нашла отражение в творчестве А. Блока и А. Ахматовой.

Исправленный вариант определения термина:эпиграмма – это короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь лицо, ярко проявилась в творчестве А.С. Пушкина.

2.(0,5 балла за каждый пример) . Метафора: дыхание зари, гость благодатный, жемчуг росы
Эпитет: приятным, благодатным, туманный, крылатый, бледный, живое, светлокрылый
Олицетворение: сманила сон, взлетел, задернулась пеленой
Сравнение: блистал младым огнем лучей, как гений светлокрылый
Оксюморон: влажная пустыня
Рефрен: я восходил
Асидентон: густел, редел, тянулся
Антитеза: густел, редел, тянулся и клубился

3. (3 балла)1) аллитерация; 2) лирический герой; 3) сатира.

Наши рекомендации