Олимпиада по литературе 11 класс

Олимпиада по литературе 11 класс

Гроза» — это

А) рассказ Б) драма В) повесть

2. Эпиграфом к какому произведению является данный фрагмент?
На зеркало неча пенять, коли рожа крива. (Народная пословица)

А) «Мертвые души» Б) «Обыкновенная история»
В) «Дворянское гнездо» Г) «Ревизор» Д) «Идиот»

Кто из русских режиссёров снял фильм по произведению И.А. Гончарова «Обломов»?

А) В. Бортко Б) И. Пырьев В) Э. Рязанов Г) С. Бондарчук Д) Н.С. Михалков

4. Завершите фразу Л. Н. Толстого: «Нет и не может быть величия там, где нет…»:

А) самолюбия Б) великих поступков В) стремления к славе Г) простоты, добра и правды

Природа – не храм, и человек в ней работник» . Кому принадлежат эти слова?

6. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.
А) начало 20 века
Б) конец 19 – начало 20 векаВ) начало-середина 20 векаГ) конец 19 века

7. Назовите героя, автора и произведение. У кого из литературных героев:

А) «Водились книги, большею частию военные, да романы… стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, словно соты пчелиные».
Б) «Вицмундир был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета… И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка…»
В) (Разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом… но всё это не помогало, или вызывало тошноту».

8. Определите по приведённым биографическим фактам фамилию русского писателя.
Родился в семье мелкопоместного казанского дворянина, рано лишился отца. Служил в армии, усмирял пугачёвский бунт. В разное время занимал
высшие государственные должности — сенатора, государственного казначея, министра юстиции.

9.Напишите небольшое сочинение в жанре «Речь на открытие памятника любимому литературному герою»

Ответы. Литература. 11 класс

1.Б) 1балл

2. Г)1 балл

3. Д) 1 балл

4. Г) 1 балл

Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. 11 класс

I.Знание текстов художественных произведений.

В каких произведениях горят эти костры? Напишите название произведения, автора.

1.

1. И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке сада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням.

1.

2. Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, - у камня печального и хмурого. На тот бок его, который обращен к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращенной к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин, бегают тени. Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.

3. Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь.

1.

4. Красный костер окровил таганы,

В хворосте белые веки луны.

Тихо, на корточках, в пятнах зари

Слушают сказ старика косари.

2. Назовите авторов приведенных ниже строк:

А) «И вечный бой! Покой нам только снится!»

Б) «Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают

значит - это кому-нибудь нужно?»

В) «Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду».

Г) «Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф».

3.Назовите литературных героев, которых характеризуют следующие детали:

1. Зеленый драдедамовый платок

2. Этакое богатое тело – хоть сейчас в анатомический театр

3. Старое, ветхое, студенческое пальто

4. Настоящий восточный халат…без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный

Соотнесите литературные маски (или псевдонимы) с фамилиями реальных авторов.

Иван Петрович Белкин А.К. Толстой, братья Жемчужниковы.

Борис Акунин Е. Дмитриева, М. Волошин

Козьма Прутков А. С. Пушкин

Черубина де Габриак Г. Чхартишвили

6. Как И.А. Бунин озаглавил свой дневник 1917-1918 года?

III. Литература и другие виды искусства

Соотнесите имена художников с произведениями, которые они иллюстрировали.

А.Блок. «Двенадцать» А.Родченко

A.Твардовский. «Василий Тёркин» Н.Кузьмин

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» Ю.Анненков

B.В. Маяковский. «Про это» О.Верейский

Ответы

Олимпиада по литературе 11 класс

Тестовые задания

1. Главный герой романа М. Булгакова Мастер вынес много испытаний. В какой-то момент, не выдержав, сжег свою рукопись. Что заслужил Мастер за своё творчество:

А) свет
Б) блаженство
В) покой, тишину
Г) богатство

2. Когда Маяковский это произведение отдал цензору, его спросили: «Вы что, на каторгу захотели?» Эта поэма выражает характер автора. Какая?
А) «Облако в штанах»
Б) «Во весь голос»
В) «Человек»
Г) «Хорошо»

3. Образ Евгения Онегина неоднозначный, как определил критик, «страдающий эгоист». Какая болезнь одолела Е. Онегина в молодости:
А) головная боль
Б) хандра
В) простуда
Г) дифтерия

4. Марина Цветаева – великий поэт, самобытная поэтесса. Одна из особенностей её лирики:
А) недосказанность, многоточия
Б) много пауз, выраженных с помощью тире
В) восторженность и восклицательные знаки
Г) вопросительные предложения

5. Один из приемов, который использует в своем романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский для выражения характера главного героя, – сны. О чем последний описанный в романе сон Родиона Раскольникова:
А) О смерти лошали
Б) О моровой язве
В) О “тварях дрожащих” и “право имеющих”
Г) О Порфирии Петровиче

6. Павел Петрович, оппонент Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева, был сибарит. Каково значение этого слова:
А) человек, постоянно спорящий кем-то
Б) влюбленный человек
В) тот, кто любит все иностранное
Г) человек избалованный

7. В бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» очень много афоризмов, крылатых выражений. Каково продолжение одного из них: «Шел в комнату…
А) зашел в палаты
Б) попал в другую
В) попал на бал
Г) зашел он в зал

8. В романе Пастернака «Доктор Живаго» главный герой был не только врачом, но и поэтом. Какое из стихотворений, по мысли автора, принадлежит главному герою:
А) “Свеча горела на столе, свеча горела…”
Б) “Любить иных — тяжелый крест…”
В) “По дому бродит привиденье…”
Г) “Никого не будет в доме…”

9. В романе Гончарова «Обломов» Илья Ильич большую часть жизни проводит на диване. Его образ жизни и мировосприятие – из детства, из Обломовки. Обломовцы очень любили поспать, поесть. Они «соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, чем…»
А) обидеть человека
Б) жить в удобствах
В) тратить деньги
Г) отказаться от обеда

10. Четвертое действие «Грозы» Островского происходит на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески. Что на ней изображено?
А) образ мадонны
Б) геенна огненная
В) девять кругов ада
Г) Петровская баталия

Открытые вопросы

Вопрос 1
По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идёт речь.

А)…- один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий» — М.Ю. Лермонтова – вместо лодки – парус); единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил» — «Евгений Онегин» А.С Пушкина; «Но старость ходит осторожно / И подозрительно глядит». – А.С. Пушкин, «Полтава», песнь 1-я; «Отсель грозить мы будем шведу» — А.С. Пушкин, «Медный всадник»); целое берётся вместо части («Его зарыли в шар земной,/А был он лишь солдат» — С. Орлов).

Б)…- вымышленная картина идеального жизненного устройства. Термин связан с названием произведения английского писателя Томаcа Мора (1478-1535), который, критикуя в своём произведении эксплуатарское общество, рисовал мир, где все трудятся и счастливы. Его последователь — великий итальянский гуманист Т. Кампанелла. («Город солнца»), английский писатель – социалист В. Моррис («Вести ниоткуда») и д. р.

Вопрос 2
Определите размер стихотворения:
И гордый Демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять не станет
Лучом чудесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
М. Ю. Лермонтов

Вопрос 3
Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом С. А. Есениным для создания образа:
А) Рассвет рукой прохлады ровно
Сшибает яблоки зари.
Б)Синь то дремлет, то вздыхает.
В) Как серёжки зазвенит девичий смех.
Г)В водах ложных звенящая борозда
Д)Звонко чахнут тополя

Вопрос 4
Принесли мы Смоленской Заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце в муках погасшее, –
Александра, лебедя чистого.

По ком этот плач и почему упоминается Смоленская Богородица?

Вопрос 5
Как называется вводная часть литературного произведения, в которой изображаются события, начинающие развертывание сюжетного повествования, а также задаются расстановка и взаимоотношения персонажей.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ В А Б Б Б
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ Г Б А В Б

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: А — Синекдоха, Б — утопия
Ответ на вопрос 2: Ямб
Ответ на вопрос 3: А) Олицетворение, Б) Метафора, В) Сравнение, Г) Эпитет, Д) Звукопись.
Ответ на вопрос 4: А. Блок, Смоленское кладбище
Ответ на вопрос 5: Экспозиция

Наши рекомендации