Анализ поэтического произведения

Анализ - это прежде всего вдумчивое прочтение, которое привело бы к проникновению в мысль и чувства, выраженные писателем.

1. Вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на то, какие строки вызвали эмоциональный отклик, какие - вопрос и недоумение.

2. Определить, если можно, место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.

3. Раскрыть тему, идею, композицию (или движение поэтической мысли), строфику стихотворения.

4. Выделить ключевые слова и фразы, несущие смысловую, эмоциональную нагрузку.

5. Составить план, подборку цитат по теме.

6. Излагая содержание каждой части стиха (близко к тексту, цитируя), показать мысли, чувства, душевное состояние лирического героя. Какими художественными средствами передаются мысли и чувства (эпитеты, сравнения, метафоры, прием контраста, приемы авторского стиля: пафос возвышенная лексика, риторические вопросы).

7. Лексика, синтаксические конструкции, фонетика стиха, художественные образы и звукообразы, рифмовка.

8. Есть ли поэтическое обобщения, литературные традиции.

Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Как следует его читать?

9. Рассказать о личном восприятии произведения, истолковании, ассоциациях и раздумьях.

Требования к оформлению сочинения

1. Работа должна быть написана чисто, четким, понятным подчерком, без исправлений и помарок.

2. Желательно подобрать эпиграф, соответствующей теме. Эпиграф пишется без кавычек, с середины страницы вправо. Под эпиграфом указываются инициалы и фамилия автора слов (без скобок).

3. Каждая новая мысль пишется с нового абзаца.

4. Цитаты в сочинении берутся в кавычки, если оформлены прямой речью, т.е. с указанием автора с соответствующим глаголом (сказал, отметил, утверждает, говорит...). 5. Фамилия автора в скобки не берется. Если цитата оформлена через косвенную речь или с помощью вводного слова, в кавычки берется только черная речь (т.е. собственно цитата) и пишется с маленькой буквы.

6. Стихи в кавычки не берутся, если этого не требует конструкция предложения (например, Пушкин писал: «Нет, весь я не умру...»), они записываются столбиком посередине страницы. Если в цитате делается пропуск, то отмечайте его многоточием.

Критерии оценки сочинения

1. Соответствие сочинения теме.

2. Полнота раскрытия темы.

3. Правильность фактического материала.

4. Содержательность и лаконичность, глубина раскрытия темы.

5. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.

6. План и логичность, последовательность изложения.

7. Самостоятельность мышления.

8. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.

9. Смысловая точность эпиграфов и цитат.

10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

Критерии оценивания:

«5» (2 балла) – соответствует указанным критериям.

«4» (1,6-1,2 балла) – допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

«3» (1,2-0,8 балла) – допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

«2» (0,7-0 баллов) – допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Тема: «Творчество Л.Н. Толстого»

Самостоятельная работа № 1

Цель:расширение литературно-образовательного пространства.

Рекомендуемое время для выполнения: 1 час.

Задание: составить библиографическую карту по творчеству Л.Н. Толстого и подготовить ее защиту (методические рекомендации смотри на стр.9 и приложение 1).

Самостоятельная работа № 2

Цель:развитие способности выделять главные литературоведческие понятия и формулировать их; умение ориентироваться в литературном пространстве.

Рекомендуемое время для выполнения:30 мин.

Задание:составить глоссарий литературоведческих терминов: роман-эпопея.

Методические рекомендации по составлению глоссария смотри на стр. 9-10

Самостоятельная работа № 3

Характеристика семей, изображенных в романе «Война и мир»

Цель:совершенствование навыков устной и письменной речи; закрепление полученных знаний.

Рекомендуемое время для выполнения:2 часа.

Задание: написать характеристику семей Болконских, Ростовых, Курагиных (по выбору студента).

Тема: «Творчество А.П. Чехова»

Самостоятельная работа № 1

Цель:расширение литературно-образовательного пространства.

Рекомендуемое время для выполнения: 1 час.

Задание: составить библиографическую карту по творчеству А.П. Чехова и подготовить ее защиту (методические рекомендации смотри на стр.9 и приложение 1).

Самостоятельная работа № 2

Цель:развитие способности выделять главные литературоведческие понятия и формулировать их; умение ориентироваться в литературном пространстве.

Рекомендуемое время для выполнения:30 мин.

Задание:составить глоссарий литературоведческих терминов: драматургия, драма.

Методические рекомендации по составлению глоссария смотри на стр. 9-10

Самостоятельная работа № 3

Цель:совершенствование навыков устной и письменной речи; закрепление полученных знаний.

Рекомендуемое время для выполнения:3 часа.

Задание: написать сочинение на предложенные темы по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» (по выбору студента):

1. Чего заслуживает Раневская — осуждения или жалости?

2. Путь России в будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад».

3. Драматичны или комичны герои «Вишневого сада»?

(Методические рекомендации по написанию сочинения смотри на стр. 24-27).

Наши рекомендации