Коммуникативные качества хорошей речи
Задание 1. Ответьте на вопросы
1. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументировано оформлять выражаемое содержание?____Логичность
2. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение?______Уместность
3. Какое коммуникативное качество речи предполагает отсутствие в ней языковых элементов, которые чужды литературному языку, а также тех слов и оборотов, которые отвергаются нормами нравственности? Чистота
Задание 2. Дайте дефиниции данных терминов
1. Выразительность речи – Присутствие в речи художественных элементов
2. Богатство речи- Большой запас речевых средст
3. Уместность речи- Соответствие содержанию выражения
4. Уместность речи бывает:
Задание 3. Какие коммуникативные качества хорошей речи нарушены в данных предложениях?
1. Я просмотрела этот сериал.___Точность _
2. Вадим, ничего не говоря, сразу стал рассказывать свою историю_____Логичность
3. Учитель отобрал несколько книг.___Точность
4. Э..э..э..я, как говорится, имел ввиду…э..э..э.. совсем другое, как говорится, так что…э..э..э..необижайтесь.___Чистота
5. Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт.____Точность
6. Директор сказал своему заместителю оставить документы у себя._____Точность
7. Ваша честь, я не виноват и не буду выплачивать деньги ее мамаше. _____Уместность
8. Мы взяли с собой на рыбалку удочки и меньшого брата.___Логичность
9. Террористов надо мочить без жалости.___Чистота
10. Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ.___Логичность
11. Невнимательное отношение администрации рождает текучесть кадров. Логичность
12. Я, конечно, в последнее время ограничиваю себя в трапезе. ______Уместноть
Задание 4. Укажите, какие логические ошибки допущены в данных доказательствах и утверждениях.
1. Порядок проведения студенческих научных конференций необходимо изменить по следующим причинам:
· конференции должны готовиться заранее;
· доклады, представляемые на конференцию, должны тщательно просматриваться научными руководителями;
· следует назначать ответственных за проведение заседаний секции.___ сопоставление логически неоднородных понятий
2. Победителями этой олимпиады будут, конечно, тольяттинцы: во-первых, у них лучшие шансы на победу, к тому же они выступают у себя дома, а дома, как известно, побеждать легче.__ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия
3. По состоянию здоровья прошу предоставить мне отпуск за свой счет с 1 по 25 июня, так как профсоюз мне выделил горящую путевку в дом отдыха. объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия
4. Я думаю, мы придем к консенсусу, хотя это решение окончательное и обсуждению не подлежит.__ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности
5. Умерев, он завещал продолжить начатое им дело._ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности
6. С тех пор этот сувенир стоит на пустой полке с игрушками.__ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности
7. Он учился на тройки, и поэтому его рекомендовали в аспирантуру.____ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности
Задание 5. Что является причиной нарушения логичности речи в данных предложениях?
1. В марафоне приняли участие школьники, студенты и рабочий класс.____ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия
2. Я никогда не видела жирафа, только в зоопарке. утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности
3. Отец облокотился спиной к стене и тяжело дышал. __ сопоставление логически неоднородных понятий
4. В этом отделе продавались крупы, макаронные изделия и бакалея.____ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия
5. Сюжеты многих восточных сказок перекликаются со сказками европейскими.__ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия
6. Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души.__ сопоставление логически неоднородных понятий
7. Он вернулся домой с ребенком и насморком. ___ сопоставление логически неоднородных понятий
8. Плохо, когда во всех кинотеатрах демонстрируется одно и то же название фильма.___ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности
9. В самолете одни русские и сибиряки. сопоставление логически неоднородных понятий
10. В нашем кафе можно провести все виды торжеств: юбилеи, свадьбы, панихиды. ____ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия
Задание 6. Определите причину нарушения точности речи в данных предложениях.
1. Атом неделим. ___ употребление слова в несвойственном ему значении
2. Затмение месяца происходит периодически.___ неустраненная контекстом многозначность или омонимия, порождающая двусмысленность
3. Он является председателем комитета по защите здоровья Госдумы РФ. __ употребление слова в несвойственном ему значении
4. Я хочу продолжить семейную династию и стать офицером.___ употребление слова в несвойственном ему значении
5. Это была очень длинная коса._____ неустраненная контекстом многозначность или омонимия, порождающая двусмысленность
6. Большинство времени он проводил в разъездах.___ нарушение лексической сочетаемости
7. Фривольное толкование закона является необходимым условием судопроизводства. употребление слова в несвойственном ему значении
8. И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване.____ употребление слова в несвойственном ему значении
9. Участники митинга строго обсудили террористов.___ смешение паронимов
10. В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца. ____ речевая избыточность (плеоназм, тавтология) или речевая недостаточность
11. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею._____ употребление слова в несвойственном ему значении
12. Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели.___ нарушение лексической сочетаемости
Задание 8. В каждом словосочетании замените слово «много» синонимичным существительным, передающим это значение множества. Постарайтесь не повторять одно и то же слово.
Много книг – куча книг
много дел – уйма дел
много комаров - туча комаров
много мыслей - наплыв мыслей
много улыбок - море улыбок
много счастья - океан счастья
много флагов - множество флагов
много рук - лес рук
много предложений – масса предложений
Задание 9. Определите причину нарушения чистоты речи в данных предложениях.
1. Профицит бюджета позволит увеличить ассигнования в виде субвенций и трансфертов дотируемым территориям.___избыток иностранных слов
2. Целиком и полностью одобряю ваш план перепланировки квартиры.___включение концеляризмов
3. Малява должна дойти вовремя.___Жаргон
4. В семье я никак не достигну консенсуса. Иностранное слово
5. Нам не нужно ни перед кем, то есть, значит, как бы расшаркиваться.____слова сорняки
6. Это что: разборки в берлоге или решение конституционных вопросов?____Жаргон
7. Он владеет бритишовым языком в совершенстве.___ Жаргон
8. Те продукты, которые ложат на стол, входят в понятие «продуктовая корзина».____ Просторечие
9. Баз находится на самом юру. ____Диалект
Задание 10. Проверьте богатство вашего словарного запаса: за 10 минут подберите и запишите как можно больше слов с корнями «добро» и «благо», а потом подсчитайте их количество. Оцените, насколько разнообразны подобранные вами слова (по составу, по частям речи, по суффиксам и т.д.)
Добро_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Благо_______________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Проверьте богатство вашего словарного запаса: за 5 минут подберите синонимы к данным словам:
Консалтинговый - консультативный
Эксклюзивный - единственный в своем роде
Компетентный – умеющий, знающий
Интеллигентный - образованный
Консенсус - согласие
Презентация - представление
Коалиция – союз, объединение
Коммивояжёр – торговый агент
Конфронтация – вражда, противостояние
Ратифицировать – утвердить официальный документ
Адаптировать - приспособить
Завуалировать - скрыть
Регламентировать – установить порядок проведения мероприятий
Задание 12. Укажите, какая уместность речи (стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая) нарушена в данных ситуациях.
1. Выступая перед учениками первых классов с лекцией о необходимости охраны окружающей среды, лектор использует такие научные термины, как «техногенный риск», «человеческий фактор», «озоновая дыра» и т.д.___ ситуативно-контекстуальная
2. Вы пишете отчет о командировке и используете разговорные или жаргонные слова.___ стилевая
3. Вы встречаете коллегу, у которого недавно случилось несчастье, и начинаете восторженно рассказывать о своих радостях.____ личностно-психологическая
4. Вы – преподаватель, приходите с лекцией к студентам и, вместо лекции, рассказываете им веселые истории из своей жизни.____ ситуативно-контекстуальная
5. Вы – начальник, и, приходя домой, разговариваете со своими родными так же, как на работе.____ ситуативно-контекстуальная
6. Научный руководитель объясняет Вам, как работать над курсовой работой, и сыплет терминами, не объясняя их значения. ситуативно-контекстуальная
7. Вы пишете письмо другу и обращаетесь к нему: «Уважаемый друг! Выражаю благодарность за то, что ответил мне. Довожу до твоего сведения…»____стилевая
8. Вы знаете, что Ваша подруга сильно переживает из-за своей фигуры, однако Вы любой разговор обязательно переводите на эту тему. личностно-психологическая
Задание 13. Определите, какие коммуникативные качества хорошей речи нарушены в данных текстах, представляющих официально-деловой стиль.
1. Текст заявления руководителю администрации поселка. Прошу обеспечить моих родителей сеном и кормами.___Логичность
2. Текст поздравления юбиляру. Уважаемая Ирина Николаевна! Поздравляем Вас с юбилеем! 50 лет – это не возраст. Желаем Вам расти и дальше!_____Уместность
3. Текст приглашения. Уважаемый Семен Яковлевич! Приглашаем Вас на конференцию, посвященную юбилею нашего университета! В конференции принимают участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Будет классная тусовка! Оргкомитет.___Стилевая уместность
4. Текст объяснительной записки студента декану. Я пропустил неделю занятий. Прошу меня извинить, но на это были причины личного характера, о которых я, к сожалению, Вам сказать не могу, но клянусь, что это очень уважительная причина, и, если бы я мог сказать, Вы бы меня извинили. Студент Прохоров Б.Ю. ____Стилевая
5. Текст доверенности. Прошу выдать мою заработную плату моему другу Петрову И.В., так как он мой друг и я ему доверяю. Я уверен, что он меня не обманет. Сидоров Т.Б.____Стилевая
6. Текст выступления на защите дипломной работы. Я выношу благодарность своему научному руководителю, Сан Санычу, чьи советы и замечания помогли мне выполнить данную работу на должном уровне._____ ______________________стилевая
Задание 14. Определите по словарю, какие значения имеют данные префиксы. Приведите слова с этими префиксами.
Префикс | Значение | Слово |
Анти- | против | антирадар |
Би- | двойная | Биквадратное уравнение |
Де- | Движение назад | дефолт, деформация |
Инфра- | на краю | инфраструктура |
Контр- | против | контратака |
Нео- | новый | неологизм |
Поли- | много | полимер |
Ре- | пере | реконструкция |
Квази- | Мнимый, ложный | квазимода |
Макро- | Большая величина | макросъемка |
Микро- | маленький | микросхема |
Суб- | под | субмарина |
Уни- | одинаковость | унификация |
Экстра- | Выхождение за пределы | экстралингвистические |
Самостоятельная работа
Проверим грамотность! Вставьте, где необходимо, вторую согласную.
Дис...танция, диссидент, диссертация, диссонанс, гал...ерея, дес...ерт, дес...ант, кор...онация, кор...нишон.
Поработаем со словами! Отнесите слова с соответствующими им значениями. Внимание! Среди данных слов есть многозначные!