Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка.
Культура речи и словари …………………………………………….................5
Тема 2. Правильность речи и нормы литературного языка. Орфоэпические нормы ……………………………………………………………………………17
Тема 3. Лексические и фразеологические нормы
русского языка…………………………………………………………………...26
Тема 4. Морфологические нормы русского языка ... …………………………35
Тема 5. Синтаксические нормы русского языка ……………………………..43
Темы 6. Коммуникативные качества речи ……………………………..........50
Условные обозначения
Практические задания
Задания по выбору
Творческие задания
Задания на время
Проверим грамотность!
Поработаем со словарем!
Тестовые задания
Самостоятельная работа
Деловые игры
Задания со словарем!
Занимательные задания
МОДУЛЬ 1
Тема 1
Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи. Словари русского языка
Задание 1. Заполните таблицу, ответив на вопросы.
Вопросы | Ответы |
1. Что такое язык? | Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения. |
2. Какие функции выполняет язык? | коммуникативная; когнитивная (познавательная); аккумулятивная; эмоциональная; волюнтативная; эстетическая |
3. Каковы формы существования общенационального русского языка? | 1. просторечие; 2. диалекты; 3. жаргоны; 4. литературный язык. |
4. Что такое литературный язык? | Литературный язык – высшая форма национального языка, используемая в печати, науке, государственных учреждениях, образовании, радио, телевидении. |
5. Какие два значения имеет термин «культура речи»? | 6. владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи; 7. раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры. |
8. Какие аспекты культуры речи выделяются? | нормативный, коммуникативный и этический. |
9. Что предполагает нормативный аспект культуры речи? | предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца |
10. Что предполагает коммуникативный аспект культуры речи? | Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. |
11. Что предполагает этический аспект культуры речи? | Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. |
12. В чем различие энциклопедических и толковых словарей? | В энциклопедических словарях содержится информация о предметах, понятиях, явлениях, т.е. отражаются знания человека об этих предметах, понятиях, явлениях. Лингвистические же словари дают информацию о словах, называющих предметы, понятия, явления и пр. Вот как выглядят словарные статьи в энциклопедических и толковых словарях. |
Задание 2. Дайте развернутую характеристику русского языка:
Русский язык – это национальный язык русского народа, это __язык межнационального общения народов России, один из шести международных языков.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Определите, какая функция языка является ведущей в следующих ситуациях.
a. Идет подготовка научной статьи. | когнитивная |
b. Идет конгресс по проблемам экологии. | коммуникативная |
c. Рассказ о просмотренном фильме. | эстетическая |
d. Агитация за какого-нибудь кандидата. | волюнтативная |
e. Студент слушает лекцию и конспектирует. | аккумулятивная |
Какая функция языка не нашла отражения в данных ситуациях?____коммуникативная______________________________________________________
Задание 4. Вставьте вместо точек необходимое слово или словосочетание.
Высшей формой национального русского языка является…литературный язык……………………..
К свойствам литературного языка относятся… полифункциональность;
наличие системы функциональных стилей;
наличие как устной, так и письменной формы;
наличие нормы, обязательной для всех носителей языка …………………………………. Для языков, не имеющих письменности, единственная форма их существования…устная…………………………………………………………………………...
Задание 5. Отметьте правильное утверждение.
□ Национальный язык как народное достояние существует только в одной форме.
□ Территориальные диалекты служат для обиходно-бытового общения (среди односельчан) и существуют как в устной, так и в письменной форме.
□ Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.
□ Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п. Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии. Кроме того, жаргон имеет свойственные только ему фонетические и грамматические особенности.
__________________________________________________________________
Задание 6. Какие формы существования общенародного языка иллюстрируют следующие примеры?
1) Куриса на улисе яйсо снесла_____диалект________________________________
2) Свободных местов в зале не было.___просторечие____________________________
3) Театр уж полон, ложи блещут.__литературный язык_______________________________
4) Как барановски девцонки
Говорят на букву «Це»:
«Дайте мыльце, полотенце
И цулоцки на пеце»____диалект_________________________________________
5) Мне в лом ехать к тебе и по барабану твои проблемы.__жаргон____________
6) Вода хлестает из крана.._____просторечие__________________________________
7) Все компы зависли._______профессионализмы______________________________________
Задание 7. Отметьте утверждения, не соответствующие действительности.
1. Культура речи – это
Ø владение нормами устного и письменного литературного языка;
Ø соблюдение норм нравственного поведения людей ;
Ø умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;
Ø раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.
2. Под культурой речи понимается
Ø самостоятельная лингвистическая дисциплина;
Ø использование слов в несвойственном им значении;
Ø владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
Ø выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации.
Задание 8. Какой аспект культуры речи нарушается в каждой из данных ситуаций?
1. Лектор читает доклад, но постоянно отвлекается на посторонние темы, не придерживается логики изложения.__коммуникативный________________________________________________
2. В незнакомой обстановке Вас подводят к человеку и говорят: «Знакомьтесь, пожалуйста»._____этический_____________________________
3. В библиотеке Вам предлагают внимательней посмотреть катАлог. ____________________________________________________________
4. Преподаватель во время чтения лекции все время употребляет слово как бы.____коммуникативный__________________________________________________
5. Ваш брат является директором фирмы, и вы на торжественном вечере, посвященном юбилею фирмы, обращаетесь к нему с трибуны: «Дорогой братан! Поздравляю тебя и твою фирму с юбилеем!»____этический_______________________________________________
6. На улице к Вам обращается незнакомый человек: «Мужик, далеко до стадиона?»___этический_______________________________________________
7. Студент читает доклад, и язык его беден, невыразителен.___коммуникативный____________________________________________
8. В разговоре с начальником Вы употребляете жаргонные слова.___этический___________________________________________________
9. Вы обещаете своему другу походотАйствовать за него. _________нормативный___________________________________________________
Задание 9. К каждому из данных ниже определений напишите соответствующий ему словарь.
v В этих словарях описывается, как в языке того или иного народа отражаются особенности его культуры__лингвастрановедческий_________________________
v Эти словари содержат словосочетания и выражения, которые функционируют в речи как цельные, неразложимые на части единицы_____фразеологический________________________________________________
v В эти словари включаются слова с совпадающими или близкими значениями___синонимов
v В этих словарях рассказывается история слов русского языка, устанавливаются родственные связи между ними, реконструируется их исходная структура_____этимологический____________________________________
v Эти словари строятся на особом принципе подачи материала – вначале указываются конечные морфемы слова. ______________обратный_______________________________________________
v В этих словарях на основе учета повторяемости слова в разных текстах приведены лексемы, наиболее употребительные в настоящее время_______частотный_________________________________________________
Задание 10. Определите соответствующий каждому определению словарь.
1. Имена собственные объясняются в словаре __личных имен________________________
2. Недавно появившиеся в языке слова описываются в словаре________неологизмов_________________________________________________
3. Слова с совпадающими или близкими значениями описываются в словаре_____синонимов ____________________________________________________
4. Определение того или иного понятия можно узнать в словаре____толковом_____________________________________________________
5. Разграничение слов, близких по звучанию, но не совпадающих по значению, дается в словаре __паронимов______________________________________
6. Трудности управления объясняются в словаре _________словарь трудностей_______________________________________________________
7. Значение слова можно узнать в словаре ___ толковом________________________
8. Ударение и произношение описываются в словаре___орфоэпическом__________________
9. Правильное написание слова можно проверить по словарю _орфографическом____________
10. Способ образования слова можно узнать в словаре ___словообразовательном_________________
Задание 11. Определите словарь, из которого выписана каждая из данных ниже словарных статей.
Словарная статья | Словарь |
1. Новелла. заимств. в начале XVIII из итал. яз , где novella «повесть» → «повествование новостей →»новость»; суф. производного от nova «новая», того же корня, что новый. | этимологический |
2. НовЕлла (итал. Novella), повествоват. жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психол. рефлексии, необыденностью события, элементами символики («Пиковая дама» А.С.Пушкина, «Легкое дыхание» И.А.Бунина) | энциклопедический |
3. НовЕлла (допуст. в); допуст. Л), новЕллы., о новЕлле. | орфоэпический |
4. НовЕлла, -ы, ж. 1.Рассказ с необыденным и строгим сюжетом, с ясной композицией. 2. Нечто новое, новое добавление к чему-нибудь (книж.) // прилаг. новеллистИческий, -ая, -ое (к 1 знач.) | толковый |
5. Гейзер (исл. geysir от geysa – хлынуть), источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара до выс. 20-40 м и более. Г. распространены в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Известны в Исландии, США, Н.Зеландии, России (на Камчатке). | энциклопедический |
6. Экспонат-экспонент. Различаются значением. Экспонат. Предмет, выставленный для обозрения на выставке, в музее и т.д. Экспонат, отобранный для международной выставки. Экспонент. Лицо или организация, выставляющие на выставке | паронимов |
7. Привилегия. Исключительное право, льгота. Получить привилегию. Преимущество. Льгота. Прерогатива.(книжн.). Исключительное право. | синонимов |
Задание 12. Опишите, какую информацию о слове вы можете получить в толковом словаре и какую – в словаре иноязычных слов.
Толковый словарь.
a. Алиби,нескл., ср. (спец.) Нахождение обвиняемого или подозреваемого в момент, когда совершалось преступление, в другом месте как доказательство непричастности его к преступлению.
b. Мораторий,-я, м. (спец.).Устанавливаемая правительством отсрочка выполнения обязательств на определенный срок или на время действия каких-н. чрезвычайных обстоятельств.// прилаг. Мораторный, -ая, -ое.
c. ОколЕсица, -ы, и Околёсица, -ы, ж. (разг.) Бессмыслица, вздор.
d. Акция 1,и, ж. Ценная бумага, свидетельствующая о взносе определенного пая в предприятие, дающая ее владельцу право участия в прибылях.
e. Акция 2,и, ж., (книжн.) Действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели.
f. Гондола,ы, ж. 1. Венецианская длинная лодка с каютой или тентом. 2. Корзина для пассажиров воздушного шара, а также помещение для людей, оборудования в аэростате.//прилаг. гондольерный, -ая, -ое.
Словарь иноязычных слов.
a. Алиби (от латинского alibi в другом месте) – нахождение обвиняемого в момент, когда совершалось преступление, в другом месте как доказательство непричастности его к преступлению.
b. Мораторий(от латинского moratouius задерживающий, замедляющий) – отсрочка платежей, устанавливаемая правительством на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств – стихийных бедствий, войн, эпидемий, финансового кризиса и т.п.
c. Акция 1 (лат. actio) действие, выступление, предпринимаемое для достижения экономической, дипломатической, художественной или иной цели.
d. Акция 2фр.action , нидер.aktie, нем. Aktie <. др.-греч. ( ценность) ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества; дает ее обладателю право наполучение части прибыли в форме дивиденда, на участие в управлении делами акционерного общества и др.
В толковом словаре:____________________________________________-
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
В словаре иноязычных слов:_______________________________________
________________________________________________________________
Самостоятельная работа
Поработаем со словами! Соотнесите слова с соответствующими им значениями.