Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание

Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание - student2.ru В высшем учебном заведении студенту приходится выполнять самостоятельную научную работу, проводить опыты, исследования, производить расчеты.

Одной из важных форм научной работы в вузе для студента является курсовая работа.Это студенческое научное исследование. Первыми ступенями

на пути к ней являются практическая работа, с отчетами и выполнением расчетно-графических заданий.

Ее цель – сформировать и закрепить навыки самостоятельной научной работы студента.

Требования к курсовой работе:

§ актуальность тематики,

§ изуче­ние и анализ научной литературы по предмету исследования,

§ изу­чение и анализ истории вопроса,

§ проведение самостоятельного исследования,

§ характеристика различных точек зрения на рассматриваемую проблему,

§ описание анализа опытов,

§ обоб­щение результатов исследований,

§ обоснование выводов и формулировка прак­тических рекомендаций,

§ культура оформления.

Объем курсовой работы – 35-40 печатных страниц. Из этого объема около 10% занимает вводная часть, от 5 до 10% — заклю­чение.

При написании курсовой работы выделяют 3 этапа;

ª подготов­ка к исследованию,

ª проведение опытов,

ª оформление.

Курсовая работа должна содержать глубокое и четкое изложение постав­ленных вопросов простым литературным языком с употреблени­ем терминов. Очень важны ссылки на материал исследований.

Структура курсовой работы:

  • титульный лист,
  • оглавление,
  • вве­дение,
  • главы,
  • заключение,
  • литература,
  • список приложений (воз­можны варианты).

Правила оформления курсовой работы:

  • цитаты указываются со ссылкой на источник и берутся в ка­вычки ;
  • таблицы нумеруют арабскими цифрами;
  • каждая новая глава начинается с новой страницы;
  • текст состоит из трех частей – вводной, основной и заключе­ния.

Самый главный труд, итог всех лет обучения в вузе – это диплом­ная работа, экзамен на зрелость и заявка на будущие профессио­нальные успехи. Ее написание – последний, завершающий этап обучения в вузе. Она является формой итогового контроля знаний и умений студента. Оценка, полученная на защите дипломной работы, рассматривается как окончательный результат всего пе­риода учебы.

Структура дипломной работы следующая:

› титульный лист,

› задание,

› аннотация,

› введение,

› основная часть,

› заключение,

› биб­лиография,

› приложения.

Все виды работ должны быть написаны правильным литера­турным языком, по нему судят об уровне профессиональной и общекультурной подготовки студента. Поэтому важно не только раскрыть тему, но и правильно использовать стилистику, писать логично и грамотно.

Правильно оформить научную работу помогает рубрикация.Рубрикация текста – это его членение на логически самостоятельные составные части. Рубрикация подчинена раскрытию темы и выделяет введение, основную часть, заключение. В свою оче­редь, основная часть тоже, как правило, подвергается рубрика­ции: деление на главы и параграфы значительно облегчает пони­мание, делает текст более логичным.

Рубрикация текста выражается в нумерации. Она может быть различной: с использованием прописных и строчных букв, рим­ских и арабских цифр. В студенческих работах обычно используют­ся римские и арабские цифры:

Ø номера глав обозначаются рим­скими цифрами,

Ø номера параграфов – арабскими.

Порядковые номера часто обозначают словами: часть первая... Современная система нумерации предпочитает нумерацию арабскими цифра­ми, а не буквенную нумерацию. Номера одной большой части состоят из одной цифры, нижеследующей, более мелкой, - из двух, далее – трех цифр (I, 1.1, 1.1.1).

В научной работе принято ссылаться на источник информа­ции, т.е. цитировать. Существует цитирование

{ точное,

{ косвенное,

{ ссылка.

Точное цитирование предусматривает обязательное ука­зание источников с указанием страниц.

Косвенное цитирование – соотношение текста оригинала и косвенной цитаты такое же, как соотношение между прямой и косвенной речью.

Ссылка пред­ставляет собой упоминание автора и источника.

Для введения цитат используются вводные слова: автор под­черкивает, утверждает, считает…

Важное место в научной работе отводится библиографическо­му описанию. Библиография –это список использованной лите­ратуры, он помещается после заключения на отдельном листе. Все источники располагаются в алфавитном порядке, каждый располагается на отдельной строке и значится под своим порядковым номером. Каждый источник должен быть описан согласно установленным ГОСТам.

Если книга написана одним автором или авторским коллек­тивом до трех человек, библиографическое описание строится следующим образом: сначала следует фамилия автора, далее его инициалы, затем указывается полное наименование источника, ставятся точка и тире. Далее идет название города, где вышла книга, ставится двоеточие, после него – название издательства, выпустившего книгу, без кавычек, запятая, год издания, точка, тире, количество страниц.

Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание - student2.ru Например: Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для дело­вого человека: Учебное пособие. — М.: Флинта: Московский пси­холого-социальный институт, 2001. — 136 с.

Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание - student2.ru Образец оформления титульного листа научной работы в вузе

Федеральное агентство по образованию Название учебного заведения Название кафедры Реферат на тему: Доклад на тему: Курсовая работа на тему: студента_________________________________ Научный руководитель______________________ Город год

Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание - student2.ru

Использованная литература

Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 86– 89).

Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание - student2.ru ВОПРОСЫ для самопроверки

? Чем курсовая работа отличается от реферата?

? Какие виды цитирования вы знаете?

? Зачем необходима рубрикация текста?

Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание - student2.ru

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Напишите титульный лист курсовой работы, обозначив какую-либо тему по своей специальности.

Задание 2. Напишите введение к курсовой работе по выбранной вами теме: обозначьте цель, тему, определите задачи, укажите методы исследования, выдвиньте гипотезу, укажите возможность практического применения результатов вашего исследования.

Задание 3. Составьте библиографию по своей теме и оформите ее по всем правилам.

ТЕСТЫ

  1. Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание - student2.ru Неуместна на защите дипломного проекта фраза:

a) Вашему вниманию предлагается дипломный проект …

b) Я предлагаю вашему вниманию дипломный проект…

c) Мы предлагаем вашему вниманию дипломный проект …

d) Разрешите представить вашему вниманию дипломный проект…

  1. Цель написания курсовой работы -

a) сформировать навыки самостоятельной научной работы студента

b) проверить трудолюбие студента

c) выявить навыки составления библиографического списка

d) выявить навыки правильной рубрикации текста

  1. Не является требованием к научно-исследовательской работе в вузе

a) четкость и логическая последовательность в раскрытии темы

b) конкретность в изложении материала

c) достоверность и объективность приводимых данных

d) поверхностность выводов

  1. Структура дипломной работы представляет

a) титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть, заключение, библиография, приложение

b) титульный лист, введение, основная часть, заключение, библиография, приложение

c) титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть

d) задание, аннотация, введение, основная часть, заключение, библиография, приложение

  1. Во вводной части курсовой (дипломной) работы отсутствует

a) обоснование актуальности научного исследования

b) обзор литературы по теме исследования

c) изложение целей и задач работы

d) описание основного содержания работы

  1. В заключительной части курсовой (дипломной) работы отсутствует

a) формулировка актуальность, целей и задач исследования

b) окончательная формулировка выводов

c) указание на возможные перспективы развития проведенного исследования

d) подведение общего итога работы

  1. Фраза: В своей работе мы опираемся на труды российских ученых, много сделавших для становления данной науки – является элементом структуры научного текста

a) введение

b) основная часть

c) заключение

d) библиография

  1. Опорная конструкция "слова" на защите научной работы: "Материалом исследования в нашей работе стали статьи, напечатанные в период с 2001 по 2002 в газете …, в которых освещались проблемы …"- соответствует компоненту

a) перечень методов исследования

b) характеристика методологической основы исследования

c) композиция научной работы

d) определение актуальности избранной темы

  1. Рубрикация текста выражается следующим образом

a) оглавление

b) заключение

c) нумерация

d) титульный лист

  1. Для введения цитат используются:

a) подчинительные предложения

b) вводные слова

c) междометия

d) наречия

  1. Правильное оформление цитаты в курсовой работе

a) цитата указывается без ссылок на источник и берется в кавычки

b) цитата указывается без ссылок на источник и не берется в кавычки

c) цитата указывается со ссылками на источник и берется в кавычки

d) цитата указывается со ссылками на источник и не берется в кавычки

  1. Точное цитирование предусматривает

a) обязательное указание источников с указанием страниц

b) соотношение текста оригинала и косвенной цитаты такое же, как соотношение между прямой и косвенной речью

c) упоминание автора и источника

d) упоминание используемой литературы

Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание - student2.ru Глоссарий

Абзац– отрезок письменной речи от одной красной строки до другой, содержащий в себе относительно самостоятельный в содержательном и структурном отношении фрагмент текста.

Алогизм– речевая ошибка, проявляющаяся в нарушении логики мышления или изложения.

Аналогия– умозаключение на основе сопоставления предметов или явлений.

Анафорический – отсылающий к ранее сказанному, указывающий на предшествующее слово.

Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, рукописи и т.д.

Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по значению.

Арго – язык, применяемый какой-либо социальной или профессиональной группой людей, главным образом, в целях маскировки, тайного обмена информацией, обособления от непосвященных.

Аргумент – довод, который служит для утверждения или опровержения какой-либо мысли, для доказательства какого-либо положения (тезиса).

Архаизмы – слова или выражения, вытесненные из широкого употребления более поздними синонимами.

Богатство речи – одно из коммуникативных качеств речи, выделяющее соотношение речи и языковой компетенции говорящего: количество и разнообразие языковых средств, которые находятся в употреблении.

Вторичный текст – текст, созданный на базе другого текста и сохраняющий основное содержание.

Вульгарная лексика – сниженные, грубые слова и выражения, в том числе бранные.

Выразительность речи – одно из коммуникативных качеств речи, акцентированное на эстетическом качестве речевых произведений.

Гипотеза– предположительное суждение, которое делается при недостатке аргументов и фактов или предваряет аргументацию.

Дедукция – один из общих методов научного исследования, а именно, путь от общего к частному, от обобщающего положения, закономерности, теоретической гипотезы к определению и демонстрации набора фактов, подтверждающих это положение, закономерность, гипотезу.

Диалект– разновидность общенародного языка, которая служит средством общения людей на определенной территории, много меньшей, чем вся территория распространения этого языка.

Жаргон – разновидность языка, характерная для устного общения в определенной социальной или профессиональной группе.

Жесты– различные телодвижения, особенно движения рук, в качестве средств общения

Знак – в языке: носитель языковой информации; язык представляет собой знаковую систему.

Индукция – один из общих методов научного исследования: путь от частного к общему, от конкретных наблюдений и опытов к их систематизации, обобщению, выявлению закономерностей.

Искусственные языки – языки, целенаправленно создаваемые на базе естественных языков для межнационального общения или общения в специальной среде.

Канцеляризмы – характерные для распространенных деловых документов слова и обороты за пределами официально-делового стиля.

Клише – устойчивые обороты, часто воспроизводимые в определенных типичных условиях речевого пользования.

Кодификация – систематическое научное описание норм литературного языка в специальной литературе.

Коммуникативные качества речи - свойства речи, обеспечивающие оптимальное общение сторон: относительное единство замысла адресанта и восприятия адресата речевого произведения.

Конспект– письменный вторичный текст, целью которого является сохранение ценной для конспектирующего информации исходного текста, письменного или устного.

Контаминация – соединение, смешение двух языковых единиц, близких друг другу по значению и структуре.

Культура речи – область духовной культуры, связанная с применением языка, а именно качества речи, обеспечивающие эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок.

Литературный язык – основная разновидность национального языка: общий, исторически сложившийся язык, обработанный мастерами слова и потому принимаемый за образцовый.

Логичность речи– одно из коммуникативных качеств речи, выделяющее соотношение речи и мышления, а именно соответствие общего логического строения текста замыслу автора.

Мимика –движения лицевых мышц как способ выражения душевного состояния или коммуникативной цели говорящего.

Многозначность (полисемия) – свойство слова иметь несколько значений, т.е. обозначать различные предметы и явления действительности.

Научный стиль – функциональный стиль речи, связанный с научной деятельностью и отражающий особенности теоретического мышления.

Национальный язык – наиболее широкое понятие при обозначении языка как социально-исторического явления: общий язык всей нации, формирующийся вместе с ее становлением и в значительной мере обусловливающий ее становление, существование и развитие.

Неологизмы – номинативные единицы (слова, отдельные значения слов, словосочетания) в начальный период их существования, когда они выделяются своей новиной.

Общеупотребительная лексика – наиболее распространенные, известные, всеми применяемые слова.

Омонимия – формальное тождество однотипных языковых единиц, в первую очередь звуковое совпадение языковых единиц различного значения.

Официально деловой стиль – один из функциональных стилей речи, связанный с административно-правовой сферой деятельности и правовыми отношениями между людьми, гражданами и государством, разными государствами.

Пантомима– представление средствами мимики и жестов, без слов.

Парадокс– мнение, которое идет вразрез с общепринятым, привычным, кажется или является противоречащим логике и здравому смыслу.

Паронимы – слова одной и той же части речи, связанные отношениями паронимии, т.е. значительного внешнего сходства, как правило, родства корней.

Плеоназм– речевой оборот с близкими по семантике, но разными по форме словами, создающими речевую избыточность.

Правильность речи – одно из коммуникативных качеств речи, выделяющее соотношение речи и действующих в литературном языке норм.

Публицистический стиль – один из функциональных стилей речи, связанный с широким спектром общественных занятий и интересов, политико-идеологическими и культурными общественными отношениями, с осмыслением всего происходящего в мире с позиций общественного блага, истины и справедливости (в идеале), а также с позиций новизны и увлекательности, познавательного и внешнего интереса текста для читателя, слушателя, зрителя.

Разговорный стиль – один из функциональных стилей речи, выделившийся из разговорной речи как ее литературная разновидность.

Редукция – изменение гласных звуков в безударной позиции (позиционное изменение).

Реферат – письменный вторичный текст, цель которого состоит в изложении и осмыслении первичного текста или группы текстов.

Рецензия – письменный текст, содержащий в себе интерпретацию (чаще всего критический разбор) научного, художественного произведения или другого информационного явления: спектакля, кинофильма и т.д.

Речевой этикет – часть этикета как совокупности правил цивилизованного поведения людей, общепринятый порядок культурного речевого общения.

Речевые штампы– слова и обороты, которые из-за частой употребительности превратились в ходовую и надоевшую стандартную языковую единицу.

Риторика– наука о красноречии, комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая закономерности создания и преподнесения коммуникативно совершенного текста.

Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа, но рассчитанный на эмоциональный отклик адресата.

Синонимия– отношения тождества или близости значений между однотипными языковыми единицами.

Система – множество элементов, закономерно связанных друг с другом и способных функционировать как одно целое.

Статья – аналитический жанр научного и публицистического стиля.

Тавтология– неоправданная избыточность выражения, возникающая за счет использования однокоренных слов.

Текст – результат целенаправленного речевого творчества, целостное речевое произведение, коммуникативно обусловленная речевая реализация авторского замысла.

Термины– слова или словосочетания, обозначающие специальные понятия в определенной области знания или профессиональной деятельности.

Точность речи – одно из коммуникативных качеств речи, характеристика содержания речи на основе соотношения речи и действительности (фактическая, предметная точность), речи и мышления (понятийная, смысловая точность).

Уместность речи – одно из коммуникативных качеств речи, выделяющее соотношение речи и цели общения, речи и ситуации общения, речи и адресата, а именно содержательная и внешняя согласованность речи с целью и условиями общения.

Уровни языка – основные подсистемы языка¸ каждая из которых характеризуется набором взаимосвязанных однотипных единиц и правилами их группировки и сочетаемости в линейном ряду (парадигматическими и синтагматическими отношениями).

Функциональные стили – наиболее крупные речевые разновидности литературного языка, исторически сложившиеся в зависимости от вида человеческой деятельности и формы общественного сознания, а также целей, адресованности, содержания и условий общения.

Чистота речи – одно из коммуникативных качеств речи, а именно характеристика речи на основе ее соотношения с требованиями нравственности и эстетики. Чистой является речь, в которой нет элементов, чуждых литературному языку по нравственным и эстетическим соображениям.

Штамп – стилистически окрашенное речевое средство, за счет высокой употребительности превратившееся в ходовую и надоевшую стандартную единицу, что вызывает ее отторжение адресатом.

Экспрессивность – свойство языковых и речевых единиц выражать эмоционально-оценочное состояние автора и его небезразличное отношение к означаемому, речевому партнеру, коммуникативному событию в целом, себе самому.

Экстралингвистический– связанный со словом, с языком извне.

Этикет– правила хорошего тона; принятый порядок поведения, обеспечивающий установление контакта, а также поддержание уважительного и доброжелательного общения собеседников в различных ситуациях.

Язык – естественно сложившаяся знаковая система, которая служит для формирования и передачи мыслей, выражения чувств, общения людей

Наши рекомендации