Как оформлять результат проекта?
Оформление собранной детьми коллекции – творческая задача проектного коллектива. Можно использовать любые материалы: бумагу, пластик, глину, текстиль и т.д. Кроме коллекции, необходимо представить краткую «этикетку» с указанием названия работы и ее авторов, а также пояснительную записку (не более 1 стр.) с описанием смыслов коллекции.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ МУЗЕЕВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
УЧАСТНИКАМ ПРОЕКТА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАГАЖ»
Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области предлагают участникам проекта программы, посвященные следующим литературным текстам[1]:
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
1. Блок А.А. Стихи для детей («Зайчик», «Ворона» и т.д.). 2-5 кл. Музей-квартира А.А.Блока
2. Бродский И.А. «Баллада о маленьком буксире». 4 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
3. Мандельштам О.Э.Стихи («Кухня», «Два трамвая» и др.). 1-4 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
4. Маршак С.Я.«Вот какой рассеянный!». 2-4 кл.Музей Ф.М.Достоевского
5. Пушкин А.С.Лирика. 2-4 кл. Музей А.С.Пушкина (литературная экспозиция на Мойке, 12).
6. Пушкин А.С. Лирика («Зимняя дорога», «Зима. Крестьянин, торжествуя…»). 4 кл. Музей «Дом станционного смотрителя» ( п. Выра)
7. Толстой Л.Н. Рассказы для детей. 1-4 кл. Российский этнографический музей
8. Шварц Е.«Сказка о потерянном времени». 4 кл. Музей-усадьба Г.Р.Державина
9. Хармс Д., Маршак С.Я. «Веселые чижи». 1-4 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
10. Русская былина «Вольга и Микула». 4 кл.Российский этнографический музей.
ОСНОВНАЯ ШКОЛА
11. Ахматова А. А. «Привольем пахнет дикий мёд…» и другие стихи. 8-9 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
12. Ахматова А.А.«Тот город, мной любимый с детства» («петербургские» стихи). 6-8 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
13. Блок А.А.«Возмездие» и лирика, посвященная родным поэта. 6-9 кл. Музей-квартира А.А.Блока
14. Бродский И.А. «Баллада о маленьком буксире». 5-6 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
15. Бродский И.А. «13 очков, или стихи о том, кто открыл Америку». 6-9 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
16. Державин Г.Р. «Евгению. Жизнь Званская», «Река времен…». 9 кл. Музей-усадьба Г.Р.Державина
17. Крылов И.А. Басни. 5-6 класс. Музей Г.Р. Державина.
18. Некрасов Н.А. «Размышления у парадного подъезда». 7-8 кл. Музей-квартира Н.А.Некрасова.
19. Некрасов Н.А. «Последние песни». 7-8 кл. Музей-квартира Н.А.Некрасова.
20. Пушкин А.С. «Евгений Онегин». 9 кл. Музей А.С.Пушкина (литературная экспозиция на Мойке, 12).
21. Пушкин А.С. Лирика. 8-9 кл. Музей-усадьба «Приютино» (Всеволожский район, п. Приютино)
22. Пушкин А.С. Петербургские тексты: «Медный всадник», «Пиковая дама». 8-9 кл. Музей А.С.Пушкина (литературная экспозиция на Мойке, 12).
23. Пушкин А.С. «Станционный смотритель». 6-7 кл. Музей «Дом станционного смотрителя» (п. Выра)
24. Пушкин А.С. Станционный смотритель. 7 кл. Музей А.С.Пушкина (литературная экспозиция на Мойке, 12).
25. Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы». 7-8 кл. Музей-квартира Н.А.Некрасова
26. Тургенев И.С.«Бежин луг». 6-7 кл. Музей-квартира Н.А.Некрасова
27. Фонвизин Д.И.«Недоросль». 7-8 кл. Музей-усадьба Г.Р. Державина.
28. Шварц Е.«Сказка о потерянном времени». 5 класс. Музей-усадьба Г.Р.Державина
СТАРШАЯ ШКОЛА
1. Ахматова А. А. «Привольем пахнет дикий мёд…» и другие стихи. 10-11 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
2. Ахматова А.А. «Реквием». 9-11кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
3. Блок А.А. «Двенадцать». 10-11 кл. Музей-квартира А.А.Блока.
4. Бродский И.А.«Все чуждо в доме новому жильцу…» и другие стихи. 10-11 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
5. Бродский И.А. Петербургские стихи. 10-11 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
6. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». 10 кл. Музей Ф.М.Достоевского.
7. Пушкин А.С. Лирика. 10 кл. Музей-усадьба «Приютино» (Всеволожский район, п. Приютино)
8. Пушкин А.С. Петербургские тексты: «Медный всадник», «Пиковая дама». 10 кл. Музей А.С.Пушкина (литературная экспозиция на Мойке, 12).
Литературные музеи предлагают участникам проекта не только музейно-педагогические программы, но и электронные папки методических материалов с дополнительными рекомендациями по изучению произведений. Также музеи оказывают участникам дополнительную консультативную помощь. Вся информация будет доступна участникам проекта в электронной форме после 1 октября.
Автор | Название произведения | Музей | Возраст учеников | В музейную программу включены: | Идеи для коллекции |
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | |||||
Блок А.А. | Стихи для детей | Музей-квартира А.Блока | 2-5 кл. | - игровая экскурсия по музею, посвященная домашним животным Блока и их «отражению» в лирике поэта | Фигурки животных, альбомы детских стихов и рисунков |
Бродский И.А. | «Баллада о маленьком буксире» | 4-6 кл. | - чтение и анализ поэтического текста И.Бродского; - знакомство с иллюстрациями различных художников к тексту; - исследование экспонатов «Американского кабинета Иосифа Бродского» и установление ассоциативных связей с текстом, создание собственных «историй вещей»; - творческая мастерская: создание тематического рисунка | Литературные корабли «Саквояж» героев (членов экипажа) Запахи и звуки Корабли-«друзья» буксира. Истории от лица кораблей | |
Мандельштам О.Э. | Книги стихов «Кухня», «Примус» | Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме | 1-4 кл. | - чтение стихов, посвященных бытовым предметам 1920-х годов, - изучение иллюстраций к текстам Мандельштама; - игра: дети разыгрывают бытовые сцены с реальными предметами на кухне музея; - творческая мастерская: создание аппликации примуса. | Исчезнувшие бытовые предметы или их изображения. Истории от лица предметов. Запахи и звуки кухни. |
Стихотворения «Два трамвая», «Сонные трамваи» | - чтение стихов, посвященных петербургскому трамваю 1920-х годов; - знакомство с историей петербургского трамвая, с иллюстрациями разных художников к «трамвайным» текстам Мандельштама; - игра: дети находят в экспозиции музея предметы, символизирующие эмоции трамваев-героев; . | Истории от лица трамваев. Звуки города. Имена трамваев. Предметы, символизирующие эмоции трамваев-героев. | |||
Маршак С.Я. | «Вот какой рассеянный!» | Музей Ф.М.Достоевского | 2-4 кл. | - интерактивное занятие на детской игровой выставке - самостоятельная работа детей, связанная с языковыми играми и лингвистическими задачами | Словарь несуществюущих слов |
Пушкин А.С. | Лирика | Музей А.С.Пушкина на Мойке, 12 | 2-4 кл. | - тематическая экскурсия и беседа, посвященная творческой биографии писателя - задания для самостоятельной работы | Зимние коллекции |
Пушкин А.С. | Лирика | Музей «Дом станционного смотрителя» | 4 кл. | - игровая экскурсия на экспозиции «Ямщицкая половина» - задания для самостоятельной работы, подвижные игры | Ямщицкая сумка |
Толстой Л.Н. | Рассказы для детей | Российский этнографиче-ский музей | 1-4 кл. | - игровая экскурсия, посвященная заданиям и задачам из «Азбуки», «Книги для чтения», пословицам и притчам Толстого | Крестьянский короб, мешок |
Хармс Д., Маршак С. | «Веселые чижи», «Вчера и сегодня» | Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме | 1-4 кл. | - игра-путешествие по коммунальной квартире в «роли» поэтов и фантазеров-сочинителей - ролевое чтение стихотворения Маршака «Вчера и сегодня» в мемориальной квартире А. Ахматовой - мастер-класс по изготовлению собственных книжек, сочинение историй «Вещи с характером» - мастер-класс «Театр в шляпной коробке», где дети сочиняют историю в процессе изготовления шляпы-иллюстрации или шляпы-декорации. | Самодельные книжки «Вещи с характером», «Разговоры вещей», Шляпы-истории, шляпы иллюстрации или шляпы-декорации |
Шварц Е. | «Сказка о потерянном времени» | Музей-усадьба Г.Р.Державина | 4-5 кл. | - игровая экскурсия по музею, посвященная понятию времени и часам - игра-квест на экспозиции по тексту произведения, в финале которой дети смогут «завести» часы | Коллекция часов, чемодан часовщика |
Русская былина «Вольга и Микула» | Российский этнографический музей | - знакомство с крестьянским трудом на экспозиции «Русские» - экскурсия, посвященная традициям сказительства на Русском Севере - самостоятельное исполнение былин и выполнение заданий в Детском этнографическом центре | Котомка сказителя или крестьянина | ||
ОСНОВНАЯ ШКОЛА | |||||
Анна Ахматова | «Привольем пахнет дикий мёд…» и другие стихи | Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме | 8-11 кл. | - комментированное чтение стихов Анны Ахматовой, в которых появляются «запахи времени»; - исследование мемориальной экспозиции музея с помощью фрагментов стихов поэта. | Литературный и метафорический гербарий |
«Тот город, мной любимый с детства» (петербургские стихи) | Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме | 6-8 кл. | - комментированное чтение «петербургских» стихов Анны Ахматовой; - исследование мемориальной экспозиции музея с помощью фрагментов стихов поэта. - самостоятельное задание для работы в Летнем саду | Поэтическая карта Санкт-Петербурга и окрестностей, поэтический путеводитель, чемодан с наклейками петербургских адресов Ахматовой | |
«Я научилась просто, мудро жить» и другие стихи | - самостоятельное путешествие-квест по мемориальной квартире; - экскурсия-диалог - комментированное чтение стихов Анны Ахматовой, которые расскажут о том, как Ахматова умела беды, обиды переплавлять в «торжество». - создание эссе из накопленных слов | Сборник стихотворений Родословное древо интеллигента «Стройная башня» из стихов Шляпа поэтического мышления с цитатами, метафорами, книжками-окошками | |||
Блок А.А. | «Возмездие» и лирика | Музей-квартира А.А.Блока | 6-9 кл. | - чтение стихов, посвященных родным Александра Блока, знакомство с семьей поэта - создание семейного альбома Блока | Семейные альбомы, генеалогические деревья |
Бродский И.А. | «13 очков, или стихи о том, кто открыл Америку». | Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме | 6-9 кл. | - чтение и анализ поэтического текста; - викторина по мотивам стихотворения; - исследование экспонатов «Американского кабинета Иосифа Бродского» - дискуссия о роли открытий в жизни каждого человека | Чемодан, с которым Бродский открывает Америку Первооткрыватели |
Державин Г.Р. | «Евгению. Жизнь Званская», «На тленность» («Река времен...») | Музей-усадьба Г.Р.Державина | 9-10 кл. | - тематическая экскурсия по музею; - самостоятельное «моделирование» учениками интерьеров усадьбы Державина; - творческая мастерская: создание памятного знака в Званке и конкурс проектов; - чтение и обсуждение стихов. | Звуки Памятные знаки Цветы и цвета Блюда и еда |
Крылов И.А. | Басни, посвященные событиям войны 1812 года | Музей-усадьба Г.Р.Державина | 5-6 кл. | - чтение басен, посвященных событиям 1812 года, и исследование соответствующих разделов музейной экспозиции; - экскурсия по музею; - творческая мастерская: создание иллюстраций, чтение по ролям, создание собственной экскурсии | Животные-«олицетворения» Устаревшие слова |
Некрасов Н.А. | «Размышления у парадного подъезда» | Музей-квартира Н.А.Некрасова | 7-8 кл. | - тематическая лекция, посвященная истории и семантике произведения; - самостоятельный осмотр экспозиции музея с маршрутным листом. | «Котомка» героя Зарисовки из окна квартиры |
«Последние песни» | |||||
Пушкин А.С. | «Евгений Онегин» | Музей А.С.Пушкина | 9 кл. | - дискуссия о том, чем может быть интересен нашим современникам роман «Евгений Онегин»; - тематическая экскурсия, посвященная роману, по литературно-монографической экспозиции «Пушкин. Жизнь и творчество»; - задания для самостоятельной работы в экспозиции | Шкатулка из кабинета Онегина Записки, полученные Онегиным Книги в библиотеке Татьяны |
Пушкин А.С. | Лирика, посвященная А.А.Олениной | Музей-усадьба «Приютино» | 8-10 кл. | - тематическая экскурсия по музею - прослушивание аудиоматериалов - творческая мастерская | |
Пушкин А.С. | Петербургские тексты: «Медный всадник», «Пиковая дама» | Музей А.С.Пушкина | 8-10 кл. | - тематическая экскурсия «Пушкин и Петербург» на литературно-монографической экспозиции «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество»; - дискуссия - задания для самостоятельной работы | |
Пушкин А.С. | «Станционный смотритель» | Музей «Домик станционного смотрителя» | 6-7 кл. | - экскурсия по экспозициям «Почта второй половины XIX века», «Чистая половина для господ путешествующих», «Комната Дуни» и «Ямщицкая»; - музейная театральная мастерская: анализ символического ряда повести, инсценировка прибытия Минского, викторина. | «Чемодан героя» (Вырина, Минского и др.) Шкатулка Дуни Вещи, забытые на станции |
Пушкин А.С. | Станционный смотритель | Музей А.С.Пушкина | 7 кл | - тематическая экскурсия на литературно-монографической экспозиции «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество»; - пешеходная прогулка по наб. Мойки с осмотром «Демутова трактира» | Шкатулка Дуни, портфель Минского |
Толстой Л.Н. | «Севастопольские рассказы» | Музей-квартира Н.А.Некрасова | 7-8 кл. | - тематическая экскурсия по музею - образовательная дискуссия, посвященная Крымской войне и участию в ней Л.Н.Толстого | Солдатский мешок Офицерская сумка |
Тургенев И.С. | «Бежин луг» | Музей-квартира Н.А.Некрасова | 6-7 кл. | - тематическая экскурсия по музею (журнал «Современник с первой публикацией рассказа, портреты писателя, предметы охоты) - интерактивная игра с использованием мультимедиа - обсуждение, диалог | Охотничья сумка |
Фонвизин Д.И. | «Недоросль» | Музей-усадьба Г.Р.Державина | 7-8 кл. | -тематическая экскурсия по литературной экспозиции «Владельцы русской лиры» - чтение и обсуждение различных произведений Д.Фонвизина | |
СТАРШАЯ ШКОЛА | |||||
Анна Ахматова | «Реквием» | Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме | 10-11 кл. | - путешествие по музейной экспозиции и Шереметевскому саду с маршрутным листом, связанным с поэмой; - комментированное чтение поэмы; - анализ и обсуждение поэмы. | Звуки эпохи Радиопередачи Портреты и документы Семейные альбомы |
Блок А.А. | «Двенадцать» | Музей-квартира Александра Блока | 10-11 кл. | - тематическая экскурсия и самостоятельная работу на экспозиции музея-квартиры, где была создана поэма (создание ассоциативного ряда), и выставки, посвященной «Двенадцати»; - создание графической схемы поэмы «Двенадцать»; - исследование иллюстраций к поэме, созданных различными художниками, писем Блока к Ю.Анненкова; - обсуждение отзывов современников о поэме. | Портреты «двенадцати» из вещей Народные типы Звуки поэмы (ветер, музыка, частушки...) |
Бродский И.А. | Лирика («Я обнял эти плечи и взглянул…», «Все чуждо в доме новому жильцу» «Не выходи из комнаты», «На столетие Анны Ахматовой», «Новый Жюль Верн») | Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме | 10-11 кл. | - чтение и анализ поэтических произведений И.Бродского; - ассоциативную игру с текстами, основанную на мемориальных вещах поэта - создание собственного путеводителя по музейной экспозиции. -самостоятельное прохождение маршрута по кабинету | «Библиотека в алфавитном беспорядке» (альбом с коллекцией фотографий, ассоциаций эмоций, впечатлений, с «неотправленными» письмами) Чемодан Бродского, Собрание поэтических «реликвий» Собрание вещей, которые могут стать образом, аллюзией какого-либо стихотворения, «ключом» к пониманию стихов Бродского. |
Бродский И.А. | Петербургские стихи («Рождественский романс», «От окраины к центру», «Остановка в пустыне», «Пятая годовщина») | Занятие «На фоне мчащейся Невы» -чтение и анализ поэтических произведений И.Бродского; - ассоциативная игра с текстами, основанная на мемориальных вещах поэта -мастер-класс по созданию поэтического путеводителя (карты) города -пешеходная экскурсия по городу И.Бродского «Я прохожу сквозь вечный город» | -хранилище фотоснимков - образы города в открытках - журналы, газеты | ||
Достоев-ский Ф.М. | «Преступление и наказание» | Музей Ф.М.Досто- евского | 10 кл. | - образовательное путешествие вокруг Сенной площади с тематическим маршрутным листом; - подведение итогов, исследование мемориальной квартиры и литературной экспозиции в музее; - «медленное чтение» глав из романа «Преступление и наказание» - создание «экспресс-багажа» на экспозиции | «Чемодан» героя (Раскольников, Сонечка, Порфирий и др.) Петербургские подворотни Запахи города Петербургские небеса Следы города Достоевского в современном городе |
[1] По алфавиту авторов. Краткие описания программ представлены далее в таблице