Как оформлять результат проекта?

Оформление собранной детьми коллекции – творческая задача проектного коллектива. Можно использовать любые материалы: бумагу, пластик, глину, текстиль и т.д. Кроме коллекции, необходимо представить краткую «этикетку» с указанием названия работы и ее авторов, а также пояснительную записку (не более 1 стр.) с описанием смыслов коллекции.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МУЗЕЕВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
УЧАСТНИКАМ ПРОЕКТА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАГАЖ»

Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области предлагают участникам проекта программы, посвященные следующим литературным текстам[1]:

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

1. Блок А.А. Стихи для детей («Зайчик», «Ворона» и т.д.). 2-5 кл. Музей-квартира А.А.Блока

2. Бродский И.А. «Баллада о маленьком буксире». 4 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

3. Мандельштам О.Э.Стихи («Кухня», «Два трамвая» и др.). 1-4 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

4. Маршак С.Я.«Вот какой рассеянный!». 2-4 кл.Музей Ф.М.Достоевского

5. Пушкин А.С.Лирика. 2-4 кл. Музей А.С.Пушкина (литературная экспозиция на Мойке, 12).

6. Пушкин А.С. Лирика («Зимняя дорога», «Зима. Крестьянин, торжествуя…»). 4 кл. Музей «Дом станционного смотрителя» ( п. Выра)

7. Толстой Л.Н. Рассказы для детей. 1-4 кл. Российский этнографический музей

8. Шварц Е.«Сказка о потерянном времени». 4 кл. Музей-усадьба Г.Р.Державина

9. Хармс Д., Маршак С.Я. «Веселые чижи». 1-4 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

10. Русская былина «Вольга и Микула». 4 кл.Российский этнографический музей.

ОСНОВНАЯ ШКОЛА

11. Ахматова А. А. «Привольем пахнет дикий мёд…» и другие стихи. 8-9 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

12. Ахматова А.А.«Тот город, мной любимый с детства» («петербургские» стихи). 6-8 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

13. Блок А.А.«Возмездие» и лирика, посвященная родным поэта. 6-9 кл. Музей-квартира А.А.Блока

14. Бродский И.А. «Баллада о маленьком буксире». 5-6 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

15. Бродский И.А. «13 очков, или стихи о том, кто открыл Америку». 6-9 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

16. Державин Г.Р. «Евгению. Жизнь Званская», «Река времен…». 9 кл. Музей-усадьба Г.Р.Державина

17. Крылов И.А. Басни. 5-6 класс. Музей Г.Р. Державина.

18. Некрасов Н.А. «Размышления у парадного подъезда». 7-8 кл. Музей-квартира Н.А.Некрасова.

19. Некрасов Н.А. «Последние песни». 7-8 кл. Музей-квартира Н.А.Некрасова.

20. Пушкин А.С. «Евгений Онегин». 9 кл. Музей А.С.Пушкина (литературная экспозиция на Мойке, 12).

21. Пушкин А.С. Лирика. 8-9 кл. Музей-усадьба «Приютино» (Всеволожский район, п. Приютино)

22. Пушкин А.С. Петербургские тексты: «Медный всадник», «Пиковая дама». 8-9 кл. Музей А.С.Пушкина (литературная экспозиция на Мойке, 12).

23. Пушкин А.С. «Станционный смотритель». 6-7 кл. Музей «Дом стан­ционного смотрителя» (п. Выра)

24. Пушкин А.С. Станционный смотритель. 7 кл. Музей А.С.Пушкина (литературная экспозиция на Мойке, 12).

25. Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы». 7-8 кл. Музей-квартира Н.А.Некрасова

26. Тургенев И.С.«Бежин луг». 6-7 кл. Музей-квартира Н.А.Некрасова

27. Фонвизин Д.И.«Недоросль». 7-8 кл. Музей-усадьба Г.Р. Державина.

28. Шварц Е.«Сказка о потерянном времени». 5 класс. Музей-усадьба Г.Р.Державина

СТАРШАЯ ШКОЛА

1. Ахматова А. А. «Привольем пахнет дикий мёд…» и другие стихи. 10-11 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

2. Ахматова А.А. «Реквием». 9-11кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтан­ном Доме.

3. Блок А.А. «Двенадцать». 10-11 кл. Музей-квартира А.А.Блока.

4. Бродский И.А.«Все чуждо в доме новому жильцу…» и другие стихи. 10-11 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

5. Бродский И.А. Петербургские стихи. 10-11 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

6. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». 10 кл. Музей Ф.М.Достоевского.

7. Пушкин А.С. Лирика. 10 кл. Музей-усадьба «Приютино» (Всеволожский район, п. Приютино)

8. Пушкин А.С. Петербургские тексты: «Медный всадник», «Пиковая дама». 10 кл. Музей А.С.Пушкина (литературная экспозиция на Мойке, 12).

Литературные музеи предлагают участникам проекта не только музейно-педагогические программы, но и электронные папки методических материа­лов с дополни­тельными рекомендациями по изучению произведений. Также музеи оказы­вают участникам дополнительную консультативную помощь. Вся информа­ция будет доступна участникам проекта в электронной форме после 1 октября.

Автор Название произведения Музей Возраст учеников В музейную программу включены: Идеи для коллекции
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Блок А.А. Стихи для детей Музей-квартира А.Блока 2-5 кл. - игровая экскурсия по музею, посвященная домашним животным Блока и их «отражению» в лирике поэта Фигурки животных, альбомы детских стихов и рисунков
Бродский И.А. «Баллада о маленьком буксире»   4-6 кл. - чтение и анализ поэтического текста И.Бродского; - знакомство с иллюстрациями различных художников к тексту; - исследование экспонатов «Американского кабинета Иосифа Бродского» и установление ассоциативных связей с текстом, создание собственных «историй вещей»; - творческая мастерская: создание тематического рисунка Литературные корабли «Саквояж» героев (членов экипажа) Запахи и звуки Корабли-«друзья» буксира. Истории от лица кораблей
Мандельштам О.Э. Книги стихов «Кухня», «Примус» Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме 1-4 кл. - чтение стихов, посвященных бытовым предметам 1920-х годов, - изучение иллюстраций к текстам Мандельштама; - игра: дети разыгрывают бытовые сцены с реальными предметами на кухне музея; - творческая мастерская: создание аппликации примуса. Исчезнувшие бытовые предметы или их изображения. Истории от лица предметов. Запахи и звуки кухни.
Стихотворения «Два трамвая», «Сонные трамваи» - чтение стихов, посвященных петербургскому трамваю 1920-х годов; - знакомство с историей петербургского трамвая, с иллюстрациями разных художников к «трамвайным» текстам Мандельштама; - игра: дети находят в экспозиции музея предметы, символизирующие эмоции трамваев-героев; . Истории от лица трамваев. Звуки города. Имена трамваев. Предметы, символизирующие эмоции трамваев-героев.
Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный!» Музей Ф.М.Достоевского 2-4 кл. - интерактивное занятие на детской игровой выставке - самостоятельная работа детей, связанная с языковыми играми и лингвистическими задачами Словарь несуществюущих слов
Пушкин А.С. Лирика Музей А.С.Пушкина на Мойке, 12 2-4 кл. - тематическая экскурсия и беседа, посвященная творческой биографии писателя - задания для самостоятельной работы Зимние коллекции
Пушкин А.С. Лирика Музей «Дом станционного смотрителя» 4 кл. - игровая экскурсия на экспозиции «Ямщицкая половина» - задания для самостоятельной работы, подвижные игры Ямщицкая сумка
Толстой Л.Н. Рассказы для детей Российский этнографиче-ский музей 1-4 кл. - игровая экскурсия, посвященная заданиям и задачам из «Азбуки», «Книги для чтения», пословицам и притчам Толстого Крестьянский короб, мешок
Хармс Д., Маршак С. «Веселые чижи», «Вчера и сегодня» Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме 1-4 кл. - игра-путешествие по коммунальной квартире в «роли» поэтов и фантазеров-сочинителей - ролевое чтение стихотворения Маршака «Вчера и сегодня» в мемориальной квартире А. Ахматовой - мастер-класс по изготовлению собственных книжек, сочинение историй «Вещи с характером» - мастер-класс «Театр в шляпной коробке», где дети сочиняют историю в процессе изготовления шляпы-иллюстрации или шляпы-декорации. Самодельные книжки «Вещи с характером», «Разговоры вещей», Шляпы-истории, шляпы иллюстрации или шляпы-декорации
Шварц Е. «Сказка о потерянном времени» Музей-усадьба Г.Р.Державина 4-5 кл. - игровая экскурсия по музею, посвященная понятию времени и часам - игра-квест на экспозиции по тексту произведения, в финале которой дети смогут «завести» часы Коллекция часов, чемодан часовщика
Русская былина «Вольга и Микула» Российский этнографический музей   - знакомство с крестьянским трудом на экспозиции «Русские» - экскурсия, посвященная традициям сказительства на Русском Севере - самостоятельное исполнение былин и выполнение заданий в Детском этнографическом центре Котомка сказителя или крестьянина
ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Анна Ахматова «Привольем пахнет дикий мёд…» и другие стихи Музей Анны Ахматовой в Фонтан­ном доме 8-11 кл. - комментированное чтение стихов Анны Ахматовой, в которых появляются «запахи времени»; - исследование мемориальной экспозиции музея с помощью фрагментов стихов поэта. Литературный и метафорический гербарий
«Тот город, мной любимый с детства» (петербургские стихи) Музей Анны Ахматовой в Фонтан­ном доме 6-8 кл. - комментированное чтение «петербургских» стихов Анны Ахматовой; - исследование мемориальной экспозиции музея с помощью фрагментов стихов поэта. - самостоятельное задание для работы в Летнем саду Поэтическая карта Санкт-Петербурга и окрестностей, поэтический путеводитель, чемодан с наклейками петербургских адресов Ахматовой
«Я научилась просто, мудро жить» и другие стихи   - самостоятельное путешествие-квест по мемориальной квартире; - экскурсия-диалог - комментированное чтение стихов Анны Ахматовой, которые расскажут о том, как Ахматова умела беды, обиды переплавлять в «торжество». - создание эссе из накопленных слов Сборник стихотворений Родословное древо интеллигента «Стройная башня» из стихов Шляпа поэтического мышления с цитатами, метафорами, книжками-окошками
Блок А.А. «Возмездие» и лирика Музей-квартира А.А.Блока 6-9 кл. - чтение стихов, посвященных родным Александра Блока, знакомство с семьей поэта - создание семейного альбома Блока Семейные альбомы, генеалогические деревья
Бродский И.А. «13 очков, или стихи о том, кто открыл Америку». Музей Анны Ахматовой в Фонтан­ном доме 6-9 кл. - чтение и анализ поэтического текста; - викторина по мотивам стихотворения; - исследование экспонатов «Американского кабинета Иосифа Бродского» - дискуссия о роли открытий в жизни каждого человека Чемодан, с которым Бродский открывает Америку Первооткрыватели  
Державин Г.Р. «Евгению. Жизнь Званская», «На тленность» («Река времен...») Музей-усадьба Г.Р.Державина 9-10 кл. - тематическая экскурсия по музею; - самостоятельное «моде­ли­рование» учениками интерь­еров усадьбы Державина; - творческая мастерская: создание памятного знака в Званке и конкурс проектов; - чтение и обсуждение стихов. Звуки Памятные знаки Цветы и цвета Блюда и еда
Крылов И.А. Басни, посвященные событиям войны 1812 года Музей-усадьба Г.Р.Державина 5-6 кл. - чтение басен, посвященных событиям 1812 года, и исследование соответствующих разделов музейной экспозиции; - экскурсия по музею; - творческая мастерская: создание иллюстраций, чтение по ролям, создание собственной экскурсии Животные-«олицетворения» Устаревшие слова
Некрасов Н.А. «Размышления у парадного подъезда» Музей-квартира Н.А.Некра­сова 7-8 кл. - тематическая лекция, посвященная истории и семантике произведения; - самостоятельный осмотр экспозиции музея с маршрутным листом. «Котомка» героя Зарисовки из окна квартиры
«Последние песни»
Пушкин А.С. «Евгений Онегин» Музей А.С.Пушкина 9 кл. - дискуссия о том, чем может быть интересен нашим современникам роман «Евгений Онегин»; - тематическая экскурсия, посвященная роману, по литературно-монографической экспозиции «Пушкин. Жизнь и творчество»; - задания для самостоятельной работы в экспозиции Шкатулка из кабинета Онегина Записки, полученные Онегиным Книги в библиотеке Татьяны
Пушкин А.С. Лирика, посвященная А.А.Олениной Музей-усадьба «Приютино» 8-10 кл. - тематическая экскурсия по музею - прослушивание аудиоматериалов - творческая мастерская  
Пушкин А.С. Петербургские тексты: «Медный всадник», «Пиковая дама» Музей А.С.Пушкина 8-10 кл. - тематическая экскурсия «Пушкин и Петербург» на литературно-монографической экспозиции «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество»; - дискуссия - задания для самостоятельной работы  
Пушкин А.С. «Станционный смотритель» Музей «Домик станцион­ного смот­рителя» 6-7 кл. - экскурсия по экспозициям «Почта второй половины XIX века», «Чистая половина для господ путешествующих», «Комната Дуни» и «Ямщицкая»; - музейная театральная мастерская: анализ символического ряда повести, инсценировка прибытия Минского, викторина. «Чемодан героя» (Вырина, Минского и др.) Шкатулка Дуни Вещи, забытые на станции
Пушкин А.С. Станционный смотритель Музей А.С.Пушкина 7 кл - тематическая экскурсия на литературно-монографической экспозиции «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество»; - пешеходная прогулка по наб. Мойки с осмотром «Демутова трактира» Шкатулка Дуни, портфель Минского
Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы» Музей-квартира Н.А.Некрасова 7-8 кл. - тематическая экскурсия по музею - образовательная дискуссия, посвященная Крымской войне и участию в ней Л.Н.Толстого Солдатский мешок Офицерская сумка
Тургенев И.С. «Бежин луг» Музей-квартира Н.А.Некрасова 6-7 кл. - тематическая экскурсия по музею (журнал «Современник с первой публикацией рассказа, портреты писателя, предметы охоты) - интерактивная игра с использованием мультимедиа - обсуждение, диалог Охотничья сумка
Фонвизин Д.И. «Недоросль» Музей-усадьба Г.Р.Державина 7-8 кл. -тематическая экскурсия по литературной экспозиции «Владельцы русской лиры» - чтение и обсуждение различных произведений Д.Фонвизина  
СТАРШАЯ ШКОЛА
Анна Ахматова «Реквием» Музей Анны Ахматовой в Фонтан­ном доме 10-11 кл. - путешествие по музейной экспозиции и Шереметевскому саду с маршрутным листом, связанным с поэмой; - комментированное чтение поэмы; - анализ и обсуждение поэмы. Звуки эпохи Радиопередачи Портреты и документы Семейные альбомы
Блок А.А. «Двенадцать» Музей-квартира Александра Блока 10-11 кл. - тематическая экскурсия и самостоятельная работу на экспозиции музея-квартиры, где была создана поэма (создание ассоциативного ряда), и выставки, посвященной «Двенадцати»; - создание графической схемы поэмы «Двенадцать»; - исследование иллюстраций к поэме, созданных различными художниками, писем Блока к Ю.Анненкова; - обсуждение отзывов современников о поэме. Портреты «двенадцати» из вещей Народные типы Звуки поэмы (ветер, музыка, частушки...)
Бродский И.А. Лирика («Я обнял эти плечи и взглянул…», «Все чуждо в доме новому жиль­цу» «Не выходи из комнаты», «На столетие Анны Ахматовой», «Новый Жюль Верн») Музей Анны Ахматовой в Фонтан­ном доме 10-11 кл. - чтение и анализ поэтических произведений И.Бродского; - ассоциативную игру с текстами, основанную на мемориальных вещах поэта - создание собственного путеводителя по музейной экспозиции. -самостоятельное прохождение маршрута по кабинету «Библиотека в алфавитном беспорядке» (альбом с коллекцией фотографий, ассоциаций эмоций, впечатлений, с «неотправленными» письмами) Чемодан Бродского, Собрание поэтических «реликвий» Собрание вещей, которые могут стать образом, аллюзией какого-либо стихотворения, «ключом» к пониманию стихов Бродского.
Бродский И.А. Петербургские стихи («Рождест­венский ро­манс», «От окра­ины к центру», «Остановка в пустыне», «Пятая годовщина») Занятие «На фоне мчащейся Невы» -чтение и анализ поэтических произведений И.Бродского; - ассоциативная игра с текстами, основанная на мемориальных вещах поэта -мастер-класс по созданию поэтического путеводителя (карты) города -пешеходная экскурсия по городу И.Бродского «Я прохожу сквозь вечный город» -хранилище фотоснимков - образы города в открытках - журналы, газеты  
Достоев-ский Ф.М. «Преступление и наказание» Музей Ф.М.Досто- евского 10 кл. - образовательное путешествие вокруг Сенной площади с тематическим маршрутным листом; - подведение итогов, исследование мемориальной квартиры и литературной экспозиции в музее; - «медленное чтение» глав из романа «Преступление и наказание» - создание «экспресс-багажа» на экспозиции «Чемодан» героя (Рас­кольников, Сонечка, Порфирий и др.) Петербургские подворотни Запахи города Петербургские небеса Следы города Достоевского в современ­ном городе

[1] По алфавиту авторов. Краткие описания программ представлены далее в таблице



Наши рекомендации