Тема 1. Введение в историю русской литературы XVIII века
Специфика литературы XVIII века, периодизация литературного процесса. Роль петровских реформ в развитии русской литературы. Проблема преемственности с древнерусской литературой. Новые черты в литературе XVIII века.
Тема 2. Литература Петровского времени
А.Д. Кантемир. Поэтика жанра стихотворной сатиры в творчестве А.Д. Кантемира. Жанровые разновидности сатиры, образы сатир, идейная установка, картина мира в сатирах Кантемира. «На хулящих учения. К уму своему».
Тема 3. Классицизм как художественный метод
Понятие классицизма, философия и эстетика классицизма, национальное своеобразие русского классицизма. Жанровый состав. Нормативные акты русского классицизма. А.П. Сумароков как теоретик русского классицизма.
Тема 4. Жанры «высокой поэзии» в русской литературе XVIII века
М.В. Ломоносов. Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова. Поэтика жанра. Разновидности оды в творчестве Ломоносова. Торжественная ода. «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747 г.». Философские оды, анакреонтическая поэзия, научные оды. Понятие «лирического беспорядка» в применении к одам Ломоносова. Роль Ломоносова в реформировании русского языка и стихосложения.
В.К. Тредиаковский. Роль Тредиаковского в развитии русской литературы. Тредиаковский как переводчик. Тредиаковский и проблема реформирования русского стихосложения.
А.П. Сумароков и его роль в развитии русского классицизма. Жанровый состав литературного наследия А.П. Сумарокова. Место трагедии в творчестве Сумарокова. «Димитрий Самозванец».
Тема 5. Просветительский классицизм
Идеология Просвещения и творчество Д.И. Фонвизина. Русское Просвещение, его связь с западноевропейским. Драматургия Д.И. Фонвизина. «Бригадир». «Недоросль». Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль», жанровое своеобразие комедии.
Тема 6: Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г.Р. Державина
Эволюция жанра оды в творчестве Г.Р. Державина. «Фелица», поэтика оды, ее новизна. Жанровый состав поэтического наследия поэта.
Тема 7: Сентиментализм как литературный метод
Своеобразие русского сентиментализма. Н.М. Карамзин как глава русского сентиментализма. Творческая биография Н.М. Карамзина. «Бедная Лиза» как сентименталистская повесть, ее поэтика. Герой повести, образ рассказчика, новый «слог» произведения.
А.Н. Радищев как глава русского либерального сентиментализма. «Путешествие из Петербурга в Москву». Идейно-художественное своеобразие книги. Композиция. Ода «Вольность», ее проблематика.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Предметом изучения курса «История русской литературы X – XVIII» служат литературные памятники X - XVIII.
Древнерусская литература - литература средневекового типа, этим обстоятельством определяется ее особое место в истории русской литературы и специфика ее художественного метода. В древнерусской литературе находятся истоки тех высоких нравственных принципов, той особой духовности, которые будут органично усвоены классической русской литературой Нового времени. Древнерусскую литературу с первых веков ее становления отличает стремление полно и глубоко отражать национальное историческое бытие своего народа. Главный основополагающий принцип древнерусской литературы - принцип историзма, а ведущей темой произведений литературы Древней Руси является русская и - шире - всемирная история. Высокая духовность древнерусской литературы связана с тремя основными мировоззренческими категориями, имеющими непреходящее значение для древнерусских писателей: православие, патриотизм, единодержавие, что представляет несомненную этическую ценность и для литературы Нового времени.
В процессе изучения конкретных тем, содержанием которых является анализ (рассмотрение художественных изобразительных средств, особенностей стиля, языка, сюжета и композиции, вопросы атрибуции, жанра и др.) произведений литературы Древней Руси, необходимо способствовать формированию у студента не только профессиональных навыков работы с художественным текстом, но и представления о духовном богатстве средневековой русской литературы.
«Новая» русская литература в XVIII столетии завершает в основном переход от средневековой жанровой системы к системе жанров нового типа. От предшествующих веков она получила в наследство представление о высокой миссии искусства слова. К концу века отечественная литература полностью включается в систему европейских литератур, придав традиционным особенностям художественного слова новые, соответствующие потребностям времени формы.
С литературой классицизма в значительной мере связаны развитие русского литературного языка, поэтической техники, оформление стихотворных жанров, стремление создать на русской почве целый род литературы – драматургию, начинают выходить литературные журналы. Вслед за утверждением классицизма в России уже вскоре зарождаются и достигают расцвета сентиментализм и предромантизм. Стремительность развития русской литературы XVIII века, творческое усвоение европейского художественного опыта обусловили новые пути этого развития, подготовили блистательный расцвет русской классики XIX века.
Изучение курса истории русской литературы X - XVIII века студентом необходимо для расширения его общекультурного и профессионального кругозора, а также для более глубокого, осознанного, научно-обоснованного понимания закономерностей развития национальной литературы.
Одной из главных задач курса является раскрытие характерных особенностей, динамики историко-литературного процесса в России. Необходимо показать литературно-эстетическое содержание, формирование, взаимопроникновение, борьбу и смену литературных направлений. Следующей задачей является анализ литературной деятельности писателей, которые сыграли определяющую роль в развитии художественного творчества, литературного языка и эстетической мысли.
Основными формами организации учебного процесса по изучению истории русской литературы XVIII века являются лекции, практические занятия, коллоквиумы, консультации по предложенным для самостоятельного изучения темам
Студенты должны хорошо представлять особенности, специфику историко-литературного процесса X - XVIII столетия, знать основной корпус художественных произведений. Студенты должны понимать закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом; владеть основными методами литературоведческого анализа; уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой.
В процессе изучения курса применяется культурологических подход к анализу литературных явлений, внимание уделяется вопросам религиозно-философского, этико-эстетического характера, проблемам поэтики художественного произведения.
В процессе освоения курса студенты должны ознакомиться с текстами литературных произведений X – XVIII вв.; изучить исследования литературоведов, историков, искусствоведов по проблемам курса.
Цель лекционного курса заключается в стремлении поднять студента над фактом, заставить задуматься над причинно-следственными связями развития русской литературы. Лекционный курс позволит ознакомить студентов с актуальными вопросами в изучении литературы переходного периода.
Составной частью курса является выполнение студентами практических заданий, которые содержат план с перечнем вопросов, задания для самостоятельной работы, список литературы. Формулировки проблем, выносимых на обсуждение, имеют разъяснение более частных вопросов, что дает возможность студенту выделить главное в решении общей проблемы. Вопросы по анализу текста составлены с учетом единства формы и содержания художественного произведения и ориентированы на углубленное изучение проблем поэтики: пространство и время, художественный стиль, жанровое своеобразие произведения, особенности композиции и др.
Подготовка к выполнению практического задания потребует от студента отработки ряда теоретических и историко-литературных понятий, составления конспектов научно-критических статей. Конспект может содержать небольшой тезисный план выступления на занятии или на зачете, основные положения, выделенные в прочитанной статье или монографии, библиографию по теме. Преподавателем в процессе изучения тех или иных тем проверяются качество составленных студентами конспектов. В конспекте не допускается бездумное, механическое переписывание материала научно-исследовательской литературы.
Список литературы к изучаемым темам составлен на основе основополагающих работ отечественных исследователей, что должно помочь в выработке у студентов правильных оценок явлений литературы, искусства, культуры.