Какие правила отражают стилистические нормы русского языка?

А) правила написания слов;

Б) правила постановки знаков препинания;

В) правила употребления слов в соответствии с их стилистическими характеристиками;

Г) правила употребления слов и устойчивых словосочетаний.

2. Просторечие…

А) не входит в литературный язык;

Б) представляет собой разговорную разновидность литературного языка;

В) является частью литературного языка;

Г) является территориальной разновидностью языка.

3. Народные говоры – это…

А) слова с неправильным ударением;

Б) местные разновидности русского языка;

В) речь малообразованных людей;

Г) речь, используемая различными социальными группами людей.

4. Слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного каким-либо одним родом трудовой деятельности, называется….

А) просторечием;

Б) клише и штампами;

В) профессионализмами;

Г) тропами.

В каком предложении содержатся чужеродные элементы?

А) В поселке было заасфальтировано около четырех километров уличной сети.

Б) Есть большое желание приобрести очередное издание детектива.

В) Завод выпускает специальные агрегаты для уборки картофеля.

Г) Эта история вполне соответствует сюжету фильма-боевика.

В каком предложении не нарушены стилистические нормы?

А) Не убоявшись прессинговой политики, депутаты отказались принять данное постановление.

Б) Парламент послушал отчет министров.

В) Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели.

Г) Эта книга посвящена вопросам развития государства.

7. Назовите слово, окрашенное функционально-стилистически и эмоционально-экспрессивно:

А) докладывать;

Б) книжка;

В) думать;

Г) критикан.

8. Трепетать, держава, подвох – это слова…

А) окрашенные в функционально-стилистическом плане и нейтральные в эмоционально-экспрессивном плане;

Б) нейтральные с обеих точек зрения;

В) нейтральные в функционально-стилистическом плане и окрашенные эмоционально-экспрессивно;

Г) обладающие окраской функционально-стилистической и эмоционально-экспрессивной.

9. Слова только с положительной оценкой приведены в ряду:

А) подвиг, махинация, сообщник, потворствовать, взвинтить;

Б) сговор, клика, беззаветный, зачинщик, способствовать;

В) соратник, воздвигнуть, зачинатель, прогресс, пропорциональный;

Г) расправа, расплата, приспешник, рассадник, дележ.

10. Фразеологические обороты «выиграть дело», «сдать в архив», «положить под сукно»возникли в профессиональной речи:

А) финансовых работников;

Б) юристов, делопроизводителей;

В) людей, занимающихся наукой;

Г) актёров.

11. Устная речь, в которой используются слова «красноголовик», «кисленка», «гутарить», «ухват», «бирюк» – это...

А) просторечие;

Б) разговорная речь;

В) диалект;

Г) жаргон.

Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.

Кошка и люди

Печка у меня очень плохая. Вся моя семья завсегдаугорает через неё. А чертов жакт починку производить отказывается. Экономит. Для очередной растраты.

Давеча осматривали мою печку. Вьюшки глядели. Ныряли туда вовнутрь головой.

- Нету, - говорят. – Жить можно.

- Товарищи, - говорю, - довольно стыдно такие слова произносить: жить можно. Мы завсегда угораем через нашу печку. Давеча кошка даже угорела. Её тошнило давеча у ведра. А вы говорите – жить можно.

Чертов жакт говорит:

- Тогда, - говорит, - устроим сейчас опыт и посмотрим, угорает ли ваша печка. Ежли мы сейчас после топки угорим – ваше счастье, переложим. Ежли не угорим – извиняемся за отопление.

Затопили мы печку. Расположились вокруг её. (М.М. Зощенко).

А) профессиональные;

Б) общеупотребительные;

В) разговорно-просторечные;

Г) диалектные.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

План

1.Словообразовательные нормы современного русского литературного языка

2.Морфологические нормы современного русского литературного языка

3.Синтаксические нормы современного русского литературного языка

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

План

1. Общая характеристика словообразовательных норм.

2. Основные способы словообразования.

3. Основные понятия словообразования.

4. Особенности словообразовательного и морфемного анализа.

5. Классификация словообразовательных норм.

6. Типология словообразовательных ошибок.

1. Общая характеристика словообразовательных норм

Словообразование – это раздел науки о языке, который изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования слов.

Словообразовательные нормы – это правила образования слов. Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова и образование новых слов, т.е. регулируют выбор морфем, правила их размещения и соединения в составе нового слова. Например: публицистика (не публицизм), насмешка (не надсмешка), вспыльчивый (не вспыхчивый). Знание правил словообразования, значения частей слова, умение членить слова на составные компоненты помогают избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, способствуют повышению грамотности и культуры речи.

Словообразовательные нормы отражены в морфемных и словообразовательных словарях. Удостовериться в правильности употребления слов с точки зрения их морфемного состава можно в специальном «Словаре морфем русского языка» А. И. Кузнецовой, Т. Ф. Ефремовой, а справки, касающиеся образования слов, можно получить в двухтомном «Словообразовательном словаре русского языка» А. Н. Тихонова.

Русский язык имеет богатый ресурс словообразовательных средств для наименования появляющихся новых понятий или иного называния уже существующих. Научиться ими пользоваться в соответствии с существующими в языке традициями, выработанными моделями, нормами - задача каждого образованного человека.

2. Основные способы словообразования

Способ словообразования – это совокупность производных слов, объединённых однотипностью словообразовательных формантов.

Выделяют две основные группы способов словообразования: морфологические (аффиксальные) и неморфологические (безаффиксные).

Широко распространённым способом словообразования в русском языке является образование слов с использованием различных словообразовательных морфем: суффиксов, приставок (префиксов), приставок и суффиксов одновременно, сложения основ и др., т.е. морфологическим способом. Морфологический способ словообразования – это создание новых слов путём присоединения аффиксов (морфем). В неморфологических способах словообразования аффиксы не участвуют.

Кморфологическим (аффиксальным) относятся следующие способы словообразования:

а) в простых словах –

- префиксальный (автор – со-автор, читать – пере-читать, умный – пре-умный);

- суффиксальный (мечта(ть) – мечта-тель, лентяй – лентяй-нича-ть, быстр(ый) – быстр-о);

- постфиксальный (белеть – белеть-ся, откуда – откуда-нибудь);

- префиксально-суффиксальный (высок(ий) – воз-выс-и(ть), красн(ый) -до-красн-а, звук – со-звуч-н(ый));

- суффиксально-постфиксальный (толп(а) – толп-и-(ть)-ся, почк(а) – почк-ова-(ть)-ся, видн(ый) – видн-е-(ть)-ся);

- префиксально-постфиксальный (думать - в-думать-ся, бегать – на-бегать-ся);

- префиксально-суффиксально-постфиксальный (банкрот - о-банкрот-и- (ть)-ся, смел(ый) – о-смел-и-(ть)-ся, шептать – пере-шёпт-ыва-(ть)-ся);

б) в сложных словах -

- сложно-префиксальный (творить мир - у-миротворить);

- сложно-суффиксальный (плавать по морю – мореплава-тель, каменный уголь – каменноуголь-н(ый);

- сложно-префиксально-суффиксальный (сшибать с ног - с-ногсшиба- -тельн(ый), перед новым годом – пред-новогод-н(ий)).

К неморфологическим (безаффиксным) способам словообразования относятся:

- сложение (лесотундра, Новгород, небесно-голубой);

- сращение (лишённый ума – умалишённый, содержащий фосфор – фосфорсодержащий);

- аббревиация (профсоюзный комитет – профком, Российская академия наук – РАН);

- морфолого-синтаксический (учительский (прил.) – учительская (сущ.), заливной (прил.) – заливное (сущ.), любимый (прил.) – любимый (сущ.));

- сокращение (фотография - фото, заместитель - зам, госэкзамен - гос).

3. Основные понятия словообразования

Основным понятием словообразования является производность. Она предполагает установление производящей основы и аффикса (морфемы), с помощью которого создана рассматриваемая основа.

Производная основа– это основа слова, которая мотивирована по форме и значению основой другого слова.

Производящая основа – это основа исходного слова, от которого непосредственно образованы другие слова. Так, производными являются слова лесной, лесистый, лесник, для которых слово лес является производящим.

Единица, непосредственно мотивирующая анализируемое слово по смыслу и форме, является производящей базой. Это может быть основа слова (писа(ть) → писа-тель), слово(город → при-город), словосочетание (зачетнаякнижка → зачётка) и др.

Словообразовательные средства (аффиксы), используемые при производстве слова, называют формантом.

Словообразовательное значение– значение, создаваемое словообразовательными аффиксами (морфемами), ограничивающее и уточняющее значение корня. Словообразовательное значение устанавливается путем сопоставления производного и производящего слов. Например, разница между лексическими значениями слов столик и стол – компонент «маленький», соответственно, словообразовательное значение слова столик – «маленький предмет, обозначенный производящим словом».

4. Особенности словообразовательного и морфемного анализа

Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано слово. При словообразовательном анализе определяется, от какого слова образовано анализируемое слово, устанавливается производящая база и словообразовательный формант, определяется способ словообразования. Например: разброска ← разбросать (суффиксальный способ).

Морфемный анализ слова (в школе его называют разбором слова по составу) имеет своей целью установить, из каких морфем состоит слово.

Морфемный анализ начинается с выделения окончания и основы. Если основа производная, то её членение продолжают до тех пор, пока она не окажется корнем, т.е. далее нечленимой.

Членение основы на аффиксы происходит на основе последовательного сравнения производных слов с производящими. К этому анализу (по принципу производности) добавляется анализ слова в широком лингвистическом контексте: сопоставление с одноструктурными образованиями, отграничение от похожих, учёт разницы морфем в характере и проявлении их значений и т.д.

Морфемный анализ опирается на результат словообразовательного анализа, т.к. только поняв, как образовано слово, можно правильно расчленить его на морфемы. Например, слово разброска образовано от глагола разбросать с помощью суффикса -к-. А глагол разбросать образован от слова бросать с помощью приставки раз-. Значит, в слове разброска можно выделить следующие морфемы: раз-брос-к-а.

5. Классификация словообразовательных норм

Внутри словообразовательных норм выделяют следующие типы, обусловленные специфическими признаками:

1) собственно словообразовательные нормы -«отвечают» за соблюдение процессов словообразования, приводящих к появлению в языке неологизмов, т.е. таких слов, которых ранее в лексической системе языка не было. Примерами таких неологизмов в определённой степени могут быть монетизация, соцпакет, ОСАГО, полпред, интернетовский, хакерство и др. Эти новые слова образовались в нашем языке не так давно, но уже достаточно широко употребляются и знакомы широкому кругу носителей русского языка. Этот тип также «следит» за правилами соединения (иначе – сочетания) морфем. Следует сказать, что сочетаемость морфем в языке не безгранична, она обусловлена соответствующими законами, а потому их несоблюдение ведёт к словообразовательным ошибкам. Например: Юрий Гагарин был первопроходимцем космоса (ср.: первым проходить → первопроходец и проходить → проходчик); покупец вм. покупатель, игривистый вм. игристый или игривый, пенозаместитель вм. пенозаменитель и под.;

2) словообразовательно-стилистические нормы - требуют от новых (производных) слов соблюдения одновременно и словообразовательной, и стилистической нормы. Несовпадение стилистической характеристики образованного слова и ситуации общения, в которой оно используется, также нарушает нормы словообразования, например: «Студиозы! Вы чего тут расшумелись!» – обращение преподавателя к студентам. Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской.

Особого разговора заслуживают сознательные, намеренные отклонения от нормы. Подобные факты не только в словообразовании, но и вообще в языке не квалифицируются как ошибки, а являются специальными приёмами, необходимыми для достижения говорящим или пишущим нужной им цели (для достижения стилистического эффекта). Сознательные отклонения от нормы могут делаться с определенной целью - иронии, насмешки, языковой игры.

Использование словообразования с установкой на языковую игру свидетельствует о творческом подходе к применению языковых ресурсов. Изучение экспрессивных свойств разговорной речи убеждает в широком распространении индивидуального словотворчества. Желание говорящих пошутить реализуется в создании таких, например, забавных окказионализмов в живой речи: - Вы живете в академятнике // Я пробовал было образовать с другим суффиксом / но не получается // Академарий // не звучит [разговор происходит в академическом городке]; Мы с вами лужепроходцы .

6. Типология словообразовательных ошибок

Самые распространенные словообразовательные ошибки, которые часто влияют и на написание слова:

1) неправильный выбор приставки (под-черк вместо по-черк);

2) неверный выбор суффикса (уклон-ств-о вместо уклон-ени- е);

3) ошибки в корне слова (при-урач-ива-ть вместо при-уроч-ива-ть).

Словообразовательными ошибками являются:

1. Употребление несуществующих слов вместо существующих, но с другими морфемами: суффиксами, приставками, корнями; т.е. происходит замена какой-либо морфемы. Такие ошибки называют заменительным словообразованием. Например:, произведения писателя отличаются глубизной и правдивостью (ср. глубиной); рецензист (ср. рецензент); обусловливать (от условие), а не обуславливать; вышлепать (ср. отшлепать).

2. Неправильное прямое словообразование (например: зайцата (вместо зайчата), семьэтажный дом (вместо семиэтажный); Какая ты у меня работячная; Бабушка, вылечайся побыстрее; Когда растает, то мороженое будет упаденное) и неправильное обратное словообразование (например: кудряха (от кудряшка), лога (от ложка)). Такие ошибки присущи детям дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Словосочинительство, неоправданное речетворчество в виде неологизмов. Это создание несуществующих слов, которые нельзя рассматривать как окказиональные. Их используют в разговорное речи. Иногда потому, что оговорился, забыл, как слово называется и др. Например: поднималка, хочушки, забавные украшалки, пугалки; дать толчину в спину (ср. толчок, толкнуть).

4. Намеренное, сознательное нарушение словообразовательных норм (языковая игра) – образование окказиональных слов (от лат. occasionalis – случайный), т.е. слов, образованных на какой-либо случай. Такие слова создаются не потому, что оговорился или забыл какое-либо слово, а для того, чтобы с помощью новообразований (неологизмов, новых слов) передать некоторый дополнительный смысл или оценку. Например: датник, шутинг, измышлизмы;многовнучное семейство, правотумбовый ящик, окорочокнуться можно, вносшибательный напиток и т.д.

5. Неудачное словообразование, т.е. слова (неологизмы), в которых нарушены: 1) законы благозвучия; 2) эстетические требования.

К первому случаю (нарушены законы благозвучия) относятся: а) слова, звуковая форма которых неприемлема, трудно произносима, например, к ним относятся многие сложносокращенные слова: тексоамидискожа, асбоизобутиленпластик, флоксиносинигелипелификация; 10 лет – один оНТВет; б) слова, которые вызывают нежелательные ассоциации из-за сходства в звучании новых слов с уже известными, например: использование журналистами неологизма «забелдос» (защитник Белого дома) оценивается как хулиганство и вседозволенность.

Создание неблагозвучных, каламбурных неологизмов возможно лишь в ироническом контексте. Например, в фельетонах: Товарищи, во многих из нас еще сильны элементы детсадизма. Употребление же подобных неологизмов без специального стилистического задания придает речи неуместный комизм: Товарищи спортсмены, жеребьевка продолжается. Кто отжеребился, пройдите к своим машинам; Несмотря на то, что склад был особачен, материальные ценности похищены.

Ко второму случаю (нарушаются эстетические требования) можно отнести: а) неологизмы с канцелярской окраской и отрицательной оценкой, например: недовзнос, недополив, нечитабельная литература, несмотрибельное время для телепередачи; Не доказав фактическопроживаемости, вы не можете претендовать на раздел жилплощади; б) неологизмы, претендующие на роль терминов, однако непонятные и не имеющие точного значения, затемняющие смысл (т.е. псевдонаучные неологизмы), например: Необходима своевременная работа с детьми по развитию элементов ранней ручной умелости (лучше: Необходимо вовремя начать с детьми упражнения для рук, развивающие координацию и ловкость движений). Подобное использование неологизмов наносит ущерб не только стилистической стороне речи, но и смыслу.

Не отвечают эстетическим требованиям и новообразования типа реагаж (от реагировать), халтураж, жонгляж, репрессанс (то же, что и репрессии) и т.п. В них нет необходимости, так как они дублируют известные слова.

Неудачное словообразование свидетельствует о низкой речевой культуре автора, не пожелавшего проверить себя по словарю (для ликвидирования этого недостатка… надо: для ликвидации; надвисающие над крылом перья - следует: нависающие; улыбающие лица вместо улыбающиеся; Мехдойка полюбилась работникам фермы; Для создания яркого образа еще маловато фантажа).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие нормы называются словообразовательными?

2. Перечислите основные морфологические способы словообразования.

3. Чем производящая основа отличается от производной?

4. Какие словообразовательные средства называют формантом?

5. Каким образом устанавливается словообразовательное значение слова?

6. В чем заключаются особенности морфемного и словообразовательного анализа?

7. Назовите основные типы словообразовательных норм.

8. Расскажите о типичных для современной речи отклонениях от словообразовательных норм.

9. Приведите примеры наиболее распространенных словообразовательных ошибок.

10. В каких случаях отклонения от словообразовательных норм не являются ошибкой?

11. Что представляют собой окказионализмы? Что вы можете о них рассказать?

12. В чем состоит явление языковой игры?

Тренировочные упражнения

Упр. 62.Прочитайте отрывки из следующих текстов. Какими особенностями словообразования они характеризуются?

1.На протяжении трёх десятилетий строительство, реконструкцию, ремонт, содержание и техническое переоснащение важнейших объектов транспортного назначения успешно ведёт коллектив высококлассных специалистов ОАО «Мостострой-11», основные объёмы работ на объектах дорожного департамента с традиционно высоким качеством выполняют ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», ЗАО «Автодорстрой», ОАО «Ремдорстрой», ЗАО «Строительная компания «Варьеганнефтеспецстрой». Содержание зимних автодорог и ледовых переправ осуществляет ГП «Северавтодор» (Пресс-служба губернатора ХМАО).

2.Время от времени на городскую власть сваливается либо одна, либо другая напасть. То пролетит с «мансардизацией», то с «троллейбусолизацией», теперь вот «антикиоскеризацию» начали проводить. И всё это мощно, продуманными и просчитанными кампаниями. По мелочам наша власть не разбрасывается. Дабы всем было видно: работает, да на благо горожан. Не важно, что две «зации» провалились и уйму бюджетных денежек унесли, с третьей промашки точно не случится. (Из газет).

Упр. 63. Найдите ошибки, связанные с неправильным образованием слов.

1. Рецензист был слишком резок в своей оценке. 2. Несмотря на неудачи, настроен он был оптимистическо. 3. Друзья хотели, чтобы я выглядел смотрибельно. 4. Только в магазинах найти информацию о распродажах и суперскидочных ценах не удаётся. 5. Мы в своей речи часто употребляем крылатские выражения. 6. В Театре оперы и балета 11 апреля был переаншлаг. 7. Монолог, диалог, триалог в пьесе зачастую протекают в накалённой обстановке. 8. Разум – творитель всего, что создано на земле, всего прекрасного и вечного. 9. В прошедшем году коллекция этого модельера признана самой носибельной.

Упр. 64.Исправьте нарушения словообразовательных норм в приведённых ниже примерах. Сгруппируйте их по типам нарушений (неверное употребление приставок, суффиксов, корней).

1. Это фантастическое трудоспособие и трудолюбие были переданы ученикам. 2. На физкультуре я его не только догнал, но и передогнал. 3. Работать мы умеем, но результаты труда неконкретноспособны. 4. Хорошо работать людям мешает сама обстановка в стране, на производстве, бесправовой предел. 5. Будешь идти мимо – призахвати это с собой. 6. Я тебя хорошо знаю: ты их жалкий прихвостник! 7. Что-то пожарело на улице. 8. В нашей стране много фронтовиков, награжденных орденами и медалями за мужественное героичество. 9. Очень красивые ботинки… Но я надену вот этот сиреневый строгий костюм, и к нему нужно что-то…потуфлее.

Упр. 65.Разграничьте случаи намеренного (словообразовательная игра) и ненамеренного (ошибка) нарушения словообразовательных норм. Предложения с ошибками отредактируйте.

1. В летнее время у многих людей начинаются отпусковские каникулы. 2. Осторожно! Сильный ценопад. 3. В результате испугивания некоторые студенты на контрольной работе были в недоумевании. 4. Несмотря на простость техники, качество постановки палатки оставляет желать лучшего. 5. Хлебозавод предлагает бублы, ватрухи, прянища и кренделища. Надоело заниматься мелочёвкой. 6. Здесь пляжатся и курортятся несколько тысяч человек. 7. Да здравствует новогодизация, дедоморозация и снегурация всей страны! 8. Обытоживающим было выступление его заместителя.

Упр. 66.Выпишите примеры со словообразовательными ошибками. Определите, какие нормы нарушаются в остальных случаях.

1. Губернатором Белгородской области был выдвинут лозунг усадьбизации и поместизации области. 2. В нашем зоопарке несколько клеток с крокодилами, прямо крокодилярий! 3. Вы на позаследующей неделе играли в футбол? 4. В процессе вопросов и ответов стал пристальнее вчитываться в информацию на некоторые темы, которую нам предоставляют СМИ, отделять плевень от зерен. 5. Николай Цискаридзе – прим Большого Театра. 6. Звери ведут более скрытый образ жизни. 7. Говорильщиков у нас много, а вот делателей не хватает! 8. Счастья вам и сбычи мечт! 9. Покажите ваш оплоченный чек.

Упр. 67.Распределите данные примеры на 3 группы: со словообразовательной ошибкой, с намеренным нарушением словообразовательных норм, без словообразовательной ошибки.

1. В ближайшее время предполагается возвести 10 объектов, улучшающих канализирование посёлков. 2. ЦСКАзка с печальным концом. 3. Задержал диверСанта Клауса. 4. Субботнее телевидение – максимально семейное, а значит, легко-перевариваемо-развлекательно-сглаженное. 5. Жена сына претензирует на всё то, что было ими не нажито в совместной жизни. 6. SPAсительный отдых (о спа-салонах).

7. В филармонии состоится концерт скрипачей-контрабандистов. 8. Я собственноручно закрыл дверь и собственноножно спустился с лестницы.

Упр. 68.Определите способы создания словообразовательной игры в следующих примерах. В каких случаях словообразовательная игра используется неуместно?

1. В Голливуде подрастает маленький БОНДёнок (сын Тимоти Далтона – исполнителя роли Джеймса Бонда) («КП», 2010).

2. Чем меньше ярких, крупных цветов, тем более всё помойковидно и пустыреобразно («Итоги», 2012).

3. 10 лет – один оНТВет («Моё!», № 40, 2012).

4. В своём небольшом возрасте Славик уже заядлый книгочей. Или, по крайней мере, картинкосмотр («Моё!», № 10, 2016).

5. Если Великий Устюг – родина самого лучшего подаркодателя (то есть Деда Мороза), то Воронеж – родина самых лучших рекламодателей («Моё!», № 52, 2014).

6. – У вас есть ветровки или штормовки рублей за 600 - 700?

– Нет! Но есть ураганки за 1000 и цунамки за 1500! («Моё!», № 37, 2016).

Упр. 68.Укажите окказионализмы, выделив слова, построенные по моделям книжного словообразования, и такие, которые включают разговорные и просторечные аффиксы. Дайте стилистическую оценку окказиональному словообразованию как источнику речевой экспрессии, отмечая авторские находки и неудачи. В случае отрицательной оценки окказионального словообразования предложите вариант стилистической правки текста.

1. Глаза у него были светлые, улыбчивые, с прищуринкой (П.Коновалов).

2. Старик невыезжабельный, круглый год живет на даче (Из газет).

3. Весь каменный громозд вокруг и внизу был непрочным, зыбким, в скрытом внутреннем напряжении, стремящемся к пределу (Ю.Нагибин).

4. Идиотизм…тупость вселенская! Пнизм и только! (Ю.Бондарев).

5. Про Амфитеатрова говорили, что из-за огромного количества материала, который он печатал в газете, газета заболела «перефельетонитом» (Л.Андреев).

6. Есть у вас такое лекарство – антивлюблин? (Из газет).

7. Все, что можно было «дожать», «уярчить», было сделано целесообразно в рамках сценария (Из газет).

8. Неужели в наш век возможно рукоприкладство, палкоприкладство, зонтикоприкладство? (В.Шефнер).

9. Можно охудожествить и нехудожественный факт, но для этого автору потребуется приложить титановы усилия (Из газет).

10. Позже я не раз испытывал опустошительность гнева, обездушивание яростью (С.Воронин).

11. А оттого, что я смирненький, а оттого, что тихонький, а оттого, что я добренький, стыдненько мне было, Варенька! (Достоевский Ф.М.)

12. Если б господь снял с Вас и со всех нас немного старых невзгод, заменив их новыми взгодами. (Гончаров И.А.)

Упр. 69.Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов. Исправьте предложения.

1. Хорошо работать людям мешает сама обстановка в стране, на производстве, бесправовой предел. 2. Только в магазинах найти информацию о распродажах и суперскидочных ценах не удаётся. 3. При гололеде будьте внимательны на дорогах, чтобы не подскользнуться и не упасть прямо на проезжей части.4. Эта история может стать самым смотрибельным сериалом. 5. Рецензист был слишком резок в своей оценке. 6. На физкультуре я его не только догнал, но и передогнал. 7. В Театре оперы и балета 11 апреля был переаншлаг. 8. Монолог, диалог, триалог в пьесе зачастую протекают в накалённой обстановке.

Упр. 70.Разграничьте случаи намеренного (словообразовательная игра) и ненамеренного (ошибка) нарушения словообразовательных норм. Предложения с ошибками отредактируйте.

1. Обытоживающим было выступление его заместителя.2. В результате испугивания некоторые студенты на контрольной работе были в недоумевании. 3. Хлебозавод предлагает бублы, ватрухи, прянища и кренделища. Надоело заниматься мелочёвкой. 4. Здесь пляжатся и курортятся несколько тысяч человек. 5. ЦСКАзка с печальным концом. 6. Жена сына претензирует на всё то, что было ими не нажито в совместной жизни.

Наши рекомендации