Первое суммативное оценивание за тему «Притчи и легенды в литературе»
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ .............................. 4 Первое суммативное оценивание за тему «Притчи и легенды в литературе» .................... 4
Второе суммативное оценивание за тему«Притчи и легенды в литературе» ..................... 7
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ............................ 10
Первое суммативное оценивание за тему «Человек и природа» ........................................ 10
Второе суммативное оценивание за тему «Человек и природа» ........................................ 13
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ............................ 16 Первое суммативное оценивание за тему «Сатира и юмор в литературе» ....................... 16
Второе суммативное оценивание за тему «Сатира и юмор в литературе»....................... 19
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ............................ 22 Первое суммативное оценивание за тему «Мораль, этика, ценности» .............................. 22
Второе суммативное оценивание за тему «Мораль, этика, ценности» .............................. 25
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Первое суммативное оценивание за тему «Притчи и легенды в литературе»
Изучаемые произведенияЛегенда об Арионе
Цель обучения 7ПО6 Давать аргументированный ответ на проблемный
вопрос
7АИ4 Анализировать в прозаическом, драматическом и
лирическом произведениях эпизоды, важные для
характеристики главных и второстепенных героев
Критерии оценивания Обучающийся
• Дает аргументированный ответ на проблемный
вопрос
• Анализирует в прозаическом, драматическом и
лирическом произведениях эпизоды, важные для
характеристики главных и второстепенных героев
Уровень мыслительныхНавыки высокого порядка
Навыков
Время выполнения20 минут
Задание
Прочитайте легенду об Арионе. Проанализируйте рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий, поведение во время смертельной опасности). Ответьте на вопрос, почему он просит корабельщиков «позволить ему спеть в полном наряде певца»? Используйте цитаты из текста для подтверждения своих мыслей.
Найдите в тексте эпизоды, важные для характеристики героев. Охарактеризуйте героя примерами из текста.
Легенда об Арионе
Периандр был тираном (1) Коринфа. С ним-то, как говорят коринфяне (и этот рассказ подтверждают также лесбосцы), приключилось в жизни величайшее диво. Арион из Мефимны был вынесен на дельфине из моря у Тенара. Это был несравненный кифаред (2) своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб (3), дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе. Этот-то Арион большую часть времени своей жизни провел у Периандра и затем решил отплыть в Италию и Сикелию. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали злое дело: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. Однако ему не удалось смягчить корабельщиков. Они велели Ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. В таком отчаянном положении Арион все же упросил корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. Он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. Тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. Арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. Окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море. Между тем корабельщики отплыли в Коринф, Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару. Арион вышел на берег и в своем наряде певца отправился в Коринф. По прибытии туда он рассказал все, что с ним случилось. Периандр же не поверил рассказу и велел заключить Ариона под стражу и никуда не выпускать, а за корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе. Корабельщики отвечали, что Арион живет и здравствует где-то в Италии и они-де оставили его в Таранте в полном благополучии. Тогда внезапно появился Арион в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Пораженные корабельщики не могли уже отрицать своей вины, так как были уличены. Так рассказывают коринфяне и лесбосцы. А на Тенаре есть небольшая медная статуя - жертвенный дар Ариона, изображающий человека на дельфине.
(1) Тиран - в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии - единоличный правитель.
(2) Кифаред - тот, кто играет на кифаре, родственном лире музыкальном инструменте древних греков.
(3) Дифирамб - преувеличенная восторженная похвала.
Критерий оценивания | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | ||
Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос. | анализирует прочитанный рассказ; | |
формулирует аргументы для ответа на вопрос; | ||
находит в тексте примеры, подтверждающие аргументы; | ||
строит ответ на вопрос в форме рассуждения; | ||
Анализирует в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев | выделяет границы эпизодов, важных для характеристики героев; строит ответ на вопрос в форме рассуждения; | |
характеризует героев произведения, приводя примеры из текста. | ||
Всего баллов |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за тему «Притчи и легенды в литературе» ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания | Уровень учебных достижений | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос. | Затрудняется дать аргументированный ответ на проблемный вопрос. | Допускает ошибки в анализе прочитанного рассказа/ формулирование аргументов для ответа на вопрос/ нахождении в тексте примеров, подтверждающих аргументы/ построении ответа на вопрос в форме рассуждения. | Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос. |
Анализирует в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. | Затрудняется анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. | Допускает ошибки в выделении границ эпизодов, важных для характеристики героев/ построении ответа на вопрос в форме рассуждения/ характеристике героев произведения. | Анализирует в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. |
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Задания
1.Выберите правильное утверждение:
А. Стихотворение А.С.Пушкина « Зимний вечер» - стихотворение, славящее великое событие или великого человека (ода).
Б. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» - стихотворение, посвященное раздумьям (элегия).
В. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» - стихотворение сатирического содержания (эпиграмма)
Г. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» - стихотворение, передающее переживание событий, изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния (лирическое стихотворение).
2.Определите тему и идею стихотворения.
Объясните своё мнение об отношении лирического героя к окружающему миру.
А. С. Пушкин «Зимний вечер» | ||||
Тема | ||||
Идея | ||||
Отношение лирического героя к миру | ||||
Критерии оценивания | Дескриптор | Балл | ||
Обучающийся | ||||
Определяет жанр и его признаки. | отожествляет формальные признаки жанра произведения; | |||
указывает его содержательные признаки; | ||||
делает вывод о жанре произведения; | ||||
Определяет тему и идею произведения. | выделяет в произведении ключевые слова и словосочетания; | |||
выделяет в произведении основную мысль; | ||
определяет название произведения с темой или идеей; | ||
формулирует тему и идею произведения; | ||
Объясняет свое мнение о поступках героев. | формулирует свое мнение о поступках героев; | |
приводит аргументы в доказательство своего мнения; | ||
приводит примеры, подтверждающие аргументацию. | ||
Всего баллов |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за тему «Человек и природа» ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания | Уровень учебных достижений | |||||||||
Низкий | Средний | Высокий | ||||||||
Определяет жанр и его признаки. | Затрудняется определять жанр и его признаки. | Допускает ошибки в отожествление формальных признаков жанра произведения/ /содержательных признаках/ выводе о жанре произведения. | Определяет жанр и его признаки. | |||||||
Определяет тему и идею произведения. | Затрудняется определить тему и идею произведения. | Допускает ошибки в выделении в произведении ключевых слов и словосочетаний/ основной мысли/ соотношении названия произведения с темой или идеей/ формулировании темы и идеи произведения. | Определяет тему и идею произведения. | |||||||
Объясняет свое мнение о поступках героев. | Затрудняется объяснять свое мнение о поступках героев. | Допускает ошибки в формулировании своего мнения о поступках героев/ аргументировании своего мнения/ примерах, подтверждающих аргументацию. | Объясняет свое мнение о поступках героев. | |||||||
Р. Бредбери «Зелёное утро»
Цель обучения | 7АИ 2. Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев. 7АИ 5. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста |
Критерии оценивания | Обучающийся • Определяет тему и идею произведения. • Объясняет свое мнение о поступках героев. • Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат |
Уровень мыслительных навыков | Навыки высокого порядка |
Время выполнения Задания | 20 минут |
1.Выделите из списка тему и идею стихотворения О. Сулейменова «Волчата».
Поделитесь своим мнением об отношении «волчатника» к диким животным.
Тема | Идея |
А. Противостояние хищника и человека | А. Человек – царь природы. |
B. Единство между человеком и животным миром | B. Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой. |
C. Приручение диких животных | C. Человек бессилен перед всемогущей природой. |
2.Герой рассказа «Зеленое утро» Бенджамин Дрисколл одержим мечтой сделать Марс обитаемым. Докажите, что он ни разу не изменил мечте. Охарактеризуйте героя на основе деталей и цитат из предложенного отрывка.
Получив мотоцикл с коляской, полной семян и ростков, он спрятал его в безлюдной долине и отправился в путь пешком.
Это было тридцать дней назад, и он ни разу не оглянулся. Оглянуться — значило бы расстроиться. Погода была крайне сухая: сомнительно, чтобы хоть одно зернышко проросло. Быть может, вся его работа, все эти дни выкапывания ямок были напрасны. Он старался смотреть только вперед, спускаясь по этой широкой, плоской долине, уходя все дальше от Первого Города, ожидая дождей.
Над сухими горами собирались облака, когда он натягивал одеяло на плечи. Погоду на Марсе предсказать нельзя. Он чувствовал, как опаленные холмы окутываются холодной ночью, подумал о жирной, черной почве, такой черной и блестящей, что она чуть не шевелится в руке, о сырой земле, откуда могут вырасти гигантские бобовые кусты, а из них с сокрушительным грохотом будут падать смеющиеся великаны...
Огонь трепетал, засыпая под пеплом. Воздух содрогнулся от далекого рокота.
Гром. Внезапный запах воды. «Сегодня ночью, — подумал он, протянув руку, чтобы узнать, не идет ли дождь. — Сегодня ночью...»
Он проснулся от легкого шлепка по лбу.
Вода стекла у него по носу, попала в рот. Другая капля упала на глаз, заставив его зажмуриться. Третья шлепнулась на подбородок. Дождь.
Критерий оценивания | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | ||
Определяет тему и идею произведения. | выделяет в произведении ключевые слова и словосочетания; | |
выделяет в произведении основные тематические мотивы; | ||
выделяет в произведении основную мысль; соотносит название произведения с темой или идеей; | ||
формулирует тему и идею произведения. | ||
Объясняет свое мнение о поступках героев. | формулирует свое мнение о поступках героев; | |
приводит аргументы в доказательство своего мнения; | ||
приводит примеры, подтверждающие аргументацию. | ||
Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат. | выделяет важные для характеристики героя детали; | |
анализирует и истолковывает детали, создающие образ главного героя; | ||
делает выводы о характере героя; эмоционально выражает свое отношение к поведению героя и его системе ценностей; | ||
использует цитаты из текста для подтверждения своих мыслей. | ||
Всего баллов |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за тему «Человек и природа» ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания | Уровень учебных достижений | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Определяет тему и идею произведения. | Затрудняется определить тему и идею произведения. | Допускает ошибки в выделении в произведении ключевых слов и словосочетаний/ основных тематических мотивов/ выделении в произведении основной мысли/ соотношении названия произведения с темой или идеей/ формулировании темы и идеи произведения. | Определяет тему и идею произведения. |
Объясняет свое мнение о поступках героев. | Затрудняется объяснить свое мнение о поступках героев. | Допускает ошибки формулировании своего мнения о поступках героев/ аргументации своего мнения/ примерах, подтверждающих аргументацию. | Объясняет свое мнение о поступках героев. |
Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат. | Затрудняется охарактеризовать героев произведения на основе деталей и цитат. | Допускает ошибки в важных для характеристики героя деталях/ анализе и истолкование деталей, создающих образ главного героя/ выводах о характере героя и его системе ценностей/использовании цитат из текста для подтверждения своих мыслей. | Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат. |
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Задание
Прочитайте отрывок из басни, описывающий Волка, и выполните следующие задания:
1. Басня «Волк на псарне» заключает в себе выражение отвлеченного понятия посредством образов (Волк – Наполеон, Ловчий - Кутузов). Определите, на какой основе построен этот отрывок и в чем смысл его иносказания? А Аллитерация
Б. Аллегория
В. Ассонанс
2. Выделите звуковые и синтаксические выразительные средства, которые И.А.Крылов использует для полного раскрытия нравственной проблематики и в целях обличения человеческих пороков. Определите, какую нравственную проблему и пороки человека они помогают вскрыть автору в этом тексте?
…Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, —
Пустился мой хитрец В переговоры
И начал так: «Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры:
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я ...»
Ответ: 1. Б. Аллегория. 2. Аллитерация – Ш,Щ,Ж,С,Ц; Имитирует зловещее шипение, дрожь и клацанье зубов Волка. Инверсия – «хотел бы он съесть», «Пустился мой хитрец». Передают коварство хищника.
Критерий оценивания | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | ||
Выделяет художественные средства и стилистические фигуры | находит в тексте художественные средства и стилистические фигуры; | |
называет художественные средства и стилистические фигуры; | ||
Определяет роль художественных средств и стилистических фигур. | определяет связь между использованными художественными средствами и фигурами и идеей произведения; | |
анализирует и истолковывает художественные детали и стилистические фигуры ,раскрывающие идею произведения; | ||
делает выводы об использованных языковых средствах. | ||
Всего баллов |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за тему «Сатира и юмор в литературе» ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания | Уровень учебных достижений | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Выделяет художественные средства и стилистические фигуры. | Затрудняется выделять художественные средства и стилистические фигуры | Допускает ошибки в нахождении в тексте художественных средств и стилистических фигур/ в определении художественных средств и стилистических фигур. | Выделяет художественные средства и стилистические фигуры. |
Определяет роль художественных средств и стилистических фигур. | Затрудняется выделять художественные средства и стилистические фигуры. | Допускает ошибки в определении связи между использованными художественными средствами и фигурами и идеей произведения/ анализе и толковании художественных деталей и стилистических фигур, раскрывающих идею произведения/ выводах об использованных языковых средствах. | Определяет роль художественных средств и стилистических фигур. |
Задание
1.Прочитайте отрывок из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (Действие 4, явление 8) 2.Исследуйте сцену экзамена Митрофанушки и определите роль художественных средств и фигур поэтического синтаксиса в тексте.
3.Выделите в отрывке тропы, стилистические фигуры и определите их роль.
4.Определите признаки сатиры и юмора
Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так
знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это? Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.
Критерий оценивания | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | ||
Исследует и определяет роль художественных средств и фигур поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) и др. | находит в тексте произведения художественные средства и стилистические фигуры; | |
объясняет роль художественных средств и стилистических фигур в создании образов; | ||
объясняет причины сходства и различия в тематике произведений; | ||
находит в отрывках текстов сходные образы и средства их создания; | ||
находит в отрывках текстов отличия в образах и средствах их создания; | ||
определяет признаки сатиры и юмора в сцене текста. | ||
Всего баллов |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за тему «Сатира и юмор» ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания | Уровень учебных достижений | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Исследует и определяет роль художественных средств и фигур поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) и др. . | Затрудняется исследовать и определить роль художественных средств и фигур поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) и др. | Допускает ошибки в определении в тексте произведения художественные средства и стилистические фигуры/ объяснении роли художественных средств и стилистических фигур в создании образов / причин сходства и различия в тематике произведений/ нахождении в отрывке текста сходные образы и средства их создания / нахождении в отрывке текста отличия в образах и средствах их создания /определении признаков сатиры и юмора в сцене текста. | Исследует и определяет роль художественных средств и фигур поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) и др. |
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Задание
Прочитайте эпизод разговора Дыбакова со шкилетником. Определите, кому симпатизирует автор рассказа. Докажите своё мнение цитатами из текста.
Вместе с другими ребятами я был свидетелем нечаянного разговораДыбакова с одним шкилетником.
Дыбаков — первый секретарь партии в нашем районе, высокий, в полувоенном кителе с рублено прямыми плечами, в пенсне на тонком горбатом носу. Ходил он, заложив руки за спину, выгнувшись, выставив грудь, украшенную накладными карманами.
В клубе железнодорожников проходила какая-то районная конференция. Все руководство района во главе с Дыбаковым направлялось в клуб по усыпанной толченым кирпичом дорожке. Мы, ребятишки, за неимением других зрелищ тоже сопровождали Дыбакова.
Неожиданно он остановился. Поперек дорожки, под его хромовыми сапогами, лежал оборванец — костяк в изношенной, слишком просторной коже. Он лежал на толченом кирпиче, положив коричневый череп па грязные костяшки рук, глядел снизу вверх, как глядят все умирающие с голоду — с кроткой скорбью в неестественно громадных глазах.
Дыбаков переступил с каблука на каблук, хрустнул насыпной дорожкой, хотел было уже обогнуть случайные мощи, как вдруг эти мощи разжали кожистые губы, сверкнули крупными зубами, сипяще и внятно произнесли: — Поговорим, начальник.
Обвалилась тишина, стало слышно, как далеко за пустырем возле бараков кто-то от безделья тенорит под балалайку:
Хорошо тому живется, У кого одна нога, Сапогов не много надо И портошина одна.
— Аль боишься меня, начальник?
Из-за спины Дыбакова вынырнул, райкомовский работник товарищ Губанов, как всегда с не застёгивающимся портфелем под мышкой: — Мал-чать! Мал-чать!..
Лежащий кротко глядел на него снизу вверх и жутко скалил зубы. Дыбаков движением руки отмахнул в сторону товарища Губанова. — Поговорим. Спрашивай — отвечу.
— Перед смертью скажи… за что… за что меня?.. Неужель всерьез за то, что две лошади имел? — шелестящий голос.
— За это, — спокойно и холодно ответил Дыбаков.
— И признаешься! Ну-у, заверюга…
— Мал-чать! — подскочил опять товарищ Губанов. И снова Дыбаков небрежно отмахнул его в сторону.
— Дал бы ты рабочему хлеб за чугун?
— Что мне ваш чугун, с кашей есть?
— То-то и оно, а вот колхозу он нужен, колхоз готов за чугун рабочих кормить. Хотел ты идти в колхоз? Только честно!
— Не хотел. — Почему?
— Всяк за свою свободушку стоит.
— Да не свободушка причина, а лошади. Лошадей тебе своих жаль. Кормил, холил — и вдруг отдай. Собственности своей жаль! Разве не так?
Доходяга помолчал, помигал скорбно и, казалось, даже готов был согласиться.
— Отыми лошадей, начальник, и остановись. Зачем же еще и живота лишать? — сказал он.
— А ты простишь нам, если мы отымем? Ты за спиной нож на нас точить не станешь?
Честно!
— Кто знает.
— Вот и мы не знаем. Как бы ты с нами поступил, если б чувствовал — мы на тебя нож острый готовим?.. Молчишь?.. Сказать нечего?.. Тогда до свидания.
Дыбаков перешагнул через тощие, как палки, ноги собеседника, двинулся дальше, заложив руки за спину, выставив грудь с накладными карманами. За ним, брезгливо обогнув доходягу, двинулись и остальные.
Он лежал перед нами, мальчишками, — плоский костяк и тряпье, череп на кирпичной крошке, череп, хранящий человеческое выражение покорности, усталости и, пожалуй, задумчивости. Он лежал, а мы осуждающе его разглядывали. Две лошади имел, кровопивец! Ради этих лошадей стал бы точить нож на нас. «Если враг не сдается…» Здорово же его отделал Дыбаков.
Критерии оценивания | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | ||
Определяет эпизоды, важные для характеристики героев | определяет место эпизода в произведении; | |
выбирает цитаты, нужные для характеристики героя; | ||
использует цитаты для характеристики героя; делает выводы о характере героя. | ||
Определяет отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументирует свою позицию. | выделяет в тексте ключевые слова для характеристики героя; | |
характеризует героя на основе ключевых слов; | ||
находит приемы, выражающие отношение автора к герою; | ||
делает выводы об отношении автора к герою. | ||
Всего баллов |
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ .............................. 4 Первое суммативное оценивание за тему «Притчи и легенды в литературе» .................... 4
Второе суммативное оценивание за тему«Притчи и легенды в литературе» ..................... 7
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ............................ 10
Первое суммативное оценивание за тему «Человек и природа» ........................................ 10
Второе суммативное оценивание за тему «Человек и природа» ........................................ 13
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ............................ 16 Первое суммативное оценивание за тему «Сатира и юмор в литературе» ....................... 16
Второе суммативное оценивание за тему «Сатира и юмор в литературе»....................... 19
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ............................ 22 Первое суммативное оценивание за тему «Мораль, этика, ценности» .............................. 22
Второе суммативное оценивание за тему «Мораль, этика, ценности» .............................. 25
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Первое суммативное оценивание за тему «Притчи и легенды в литературе»
Изучаемые произведенияЛегенда об Арионе
Цель обучения 7ПО6 Давать аргументированный ответ на проблемный
вопрос
7АИ4 Анализировать в прозаическом, драматическом и
лирическом произведениях эпизоды, важные для
характеристики главных и второстепенных героев
Критерии оценивания Обучающийся
• Дает аргументированный ответ на проблемный
вопрос
• Анализирует в прозаическом, драматическом и
лирическом произведениях эпизоды, важные для
характеристики главных и второстепенных героев
Уровень мыслительныхНавыки высокого порядка
Навыков
Время выполнения20 минут
Задание
Прочитайте легенду об Арионе. Проанализируйте рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий, поведение во время смертельной опасности). Ответьте на вопрос, почему он просит корабельщиков «позволить ему спеть в полном наряде певца»? Используйте цитаты из текста для подтверждения своих мыслей.
Найдите в тексте эпизоды, важные для характеристики героев. Охарактеризуйте героя примерами из текста.
Легенда об Арионе
Периандр был тираном (1) Коринфа. С ним-то, как говорят коринфяне (и этот рассказ подтверждают также лесбосцы), приключилось в жизни величайшее диво. Арион из Мефимны был вынесен на дельфине из моря у Тенара. Это был несравненный кифаред (2) своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб (3), дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе. Этот-то Арион большую часть времени своей жизни провел у Периандра и затем решил отплыть в Италию и Сикелию. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали злое дело: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. Однако ему не удалось смягчить корабельщиков. Они велели Ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. В таком отчаянном положении Арион все же упросил корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. Он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. Тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. Арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. Окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море. Между тем корабельщики отплыли в Коринф, Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару. Арион вышел на берег и в своем наряде певца отправился в Коринф. По прибытии туда он рассказал все, что с ним случилось. Периандр же не поверил рассказу и велел заключить Ариона под стражу и никуда не выпускать, а за корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе. Корабельщики отвечали, что Арион живет и здравствует где-то в Италии и они-де оставили его в Таранте в полном благополучии. Тогда внезапно появился Арион в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Пораженные корабельщики не могли уже отрицать своей вины, так как были уличены. Так рассказывают коринфяне и лесбосцы. А на Тенаре есть небольшая медная статуя - жертвенный дар Ариона, изображающий человека на дельфине.
(1) Тиран - в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии - единоличный правитель.
(2) Кифаред - тот, кто играет на кифаре, родственном лире музыкальном инструменте древних греков.
(3) Дифирамб - преувеличенная восторженная похвала.
Критерий оценивания | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | ||
Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос. | анализирует прочитанный рассказ; | |
формулирует аргументы для ответа на вопрос; | ||
находит в тексте примеры, подтверждающие аргументы; | ||
Наши рекомендации
|