Тема 17. Творчество Николая Алексеевича Некрасова

№ 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение Н. А. Некрасова и выполните задания.

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу-

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих черных, как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается смуглый пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,

Полный чар, зажигающих кровь,

Старика разорит на подарки,

В сердце юноши кинет любовь.

Поживешь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна и легка…

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный.

Будешь нянчить, работать и есть.

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни- появиться вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,

Как пройдешь ты суровый свой путь,

Бесполезно угасшую силу

И ничем не согретую грудь

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши.

Не нагнать тебе бешенной тройки:

Кони крепки, и сыты, и бойки,-

И ямщик под хмельком, и к другой

Мчится вихрем корнет молодой.

1. С помощью какого художественного приема поэт сопоставляет девичью мечту и реальную жизнь женщины-крестьянки?

2. Каков тип композиции данного стихотворения?

3. Назовите изобразительно-выразительные средства, используемые при описании внешности лирической героини: «чернобровая дикарка», «бровь полукруглая», «щека смуглая», «лукавый глазок».

4. Какие выразительные средства использованы для передачи чувств героини в первой строфе?

5. Почему лирическая героиня с «тоской глядит на дорогу»?

№ 2. Исследуйте связь поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» с устным народным творчеством:

Элементы устного народного творчества в поэме Примеры из текста
Приведите примеры использования поэтом сказочных и былинных элементов, а также лирических песен.    
Найдите в поэме народные легенды, плачи, причитания.    
Найдите в поэме загадки, пословицы, поговорки.  
Покажите близость к фольклору изобразительных средств, которыми пользуется поэт: повторы, зачин, параллелизмы, постоянные эпитеты, сравнения.  

№ 3. Напишите сочинение по одной из предложенных тем:

1. «Где народ, там и стон…» (по лирике Н. Некрасова и его поэме «Кому на Руси жить хорошо»).

2. Образы помещиков в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

3. Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

4. Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

5. «Народная книга» Н. А. Некрасова и русский фольклор.

Раздел IV. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале ХХ века

Тема 18. Творчество Ивана Алексеевича Бунина

Сведения из биографии И.А. Бунина

1. «Лес точно терем расписной… … ….» В какие краски окрасил этот осенний лес Бунин?

2. Кому бездомный скиталец, эмигрант Бунин завидует, что у него «есть гнездо»? О ком пишет, что у него «есть нора»?

3. Какой литературной премии удостоили Бунина в начале творчества и какой – в зрелом возрасте?

4. Как называется гигантский пароход в рассказе «Господин из Сан-Франциско и что он символизирует собой?

Тема любви в творчестве И. А. Бунина

№1. Напишите сочинение-рассуждение на заданную тему по плану (во втором пункте плана для анализа можно взять произведение на выбор).

План:

I. Бунинское новаторство в освещении темы любви.

II. Многогранность чувства любви у Бунина

1. Любовь – тайна («Чаша жизни»)

2. Любовь – месть («Последнее свидание»)

3. Любовь- лебединая верность («Грамматика любви»)

4. Любовь – оковы («Сны Чанга»)

5. Любовь – навязчивая идея, наваждение («Дело корнета Елагина»)

6. Любовь – потрясение, рана на всю жизнь («Солнечный удар»)

7. Любовь – обида («Темные аллеи»)

8. Любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»)

III.«Всякая любовь – великое счастье»

Задание исследовательского характера

В литературоведении бытует понятие «бунинские женщины», предполагающее наличие угероинь И. А. Бунина определенных типовых черт (особая одухотворенность, загадочность, самобытность). Можно ли отнести к этому типу героиню рассказа «Чистый понедельник»?» (5-10 предложений).

Наши рекомендации