Тема 17. Творчество Николая Алексеевича Некрасова
№ 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение Н. А. Некрасова и выполните задания.
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу-
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих черных, как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается смуглый пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный.
Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни- появиться вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты суровый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши.
Не нагнать тебе бешенной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки,-
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой.
1. С помощью какого художественного приема поэт сопоставляет девичью мечту и реальную жизнь женщины-крестьянки?
2. Каков тип композиции данного стихотворения?
3. Назовите изобразительно-выразительные средства, используемые при описании внешности лирической героини: «чернобровая дикарка», «бровь полукруглая», «щека смуглая», «лукавый глазок».
4. Какие выразительные средства использованы для передачи чувств героини в первой строфе?
5. Почему лирическая героиня с «тоской глядит на дорогу»?
№ 2. Исследуйте связь поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» с устным народным творчеством:
Элементы устного народного творчества в поэме | Примеры из текста |
Приведите примеры использования поэтом сказочных и былинных элементов, а также лирических песен. | |
Найдите в поэме народные легенды, плачи, причитания. | |
Найдите в поэме загадки, пословицы, поговорки. | |
Покажите близость к фольклору изобразительных средств, которыми пользуется поэт: повторы, зачин, параллелизмы, постоянные эпитеты, сравнения. |
№ 3. Напишите сочинение по одной из предложенных тем:
1. «Где народ, там и стон…» (по лирике Н. Некрасова и его поэме «Кому на Руси жить хорошо»).
2. Образы помещиков в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
4. Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
5. «Народная книга» Н. А. Некрасова и русский фольклор.
Раздел IV. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале ХХ века
Тема 18. Творчество Ивана Алексеевича Бунина
Сведения из биографии И.А. Бунина
1. «Лес точно терем расписной… … ….» В какие краски окрасил этот осенний лес Бунин?
2. Кому бездомный скиталец, эмигрант Бунин завидует, что у него «есть гнездо»? О ком пишет, что у него «есть нора»?
3. Какой литературной премии удостоили Бунина в начале творчества и какой – в зрелом возрасте?
4. Как называется гигантский пароход в рассказе «Господин из Сан-Франциско и что он символизирует собой?
Тема любви в творчестве И. А. Бунина
№1. Напишите сочинение-рассуждение на заданную тему по плану (во втором пункте плана для анализа можно взять произведение на выбор).
План:
I. Бунинское новаторство в освещении темы любви.
II. Многогранность чувства любви у Бунина
1. Любовь – тайна («Чаша жизни»)
2. Любовь – месть («Последнее свидание»)
3. Любовь- лебединая верность («Грамматика любви»)
4. Любовь – оковы («Сны Чанга»)
5. Любовь – навязчивая идея, наваждение («Дело корнета Елагина»)
6. Любовь – потрясение, рана на всю жизнь («Солнечный удар»)
7. Любовь – обида («Темные аллеи»)
8. Любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»)
III.«Всякая любовь – великое счастье»
Задание исследовательского характера
В литературоведении бытует понятие «бунинские женщины», предполагающее наличие угероинь И. А. Бунина определенных типовых черт (особая одухотворенность, загадочность, самобытность). Можно ли отнести к этому типу героиню рассказа «Чистый понедельник»?» (5-10 предложений).