Тема 19. Творчество Александра Ивановича Куприна

Творческая биография А.И.Куприна

№1. В таблице обозначены ключевые даты жизни и творчества Куприна. Какие события связаны с этими датами?

Даты События
1870-1938  
1890-1894  
 
1905-1907  
1907-1919  
1919-1937  
 

Тема любви в творчестве И. А Бунина и А. И. Куприна

№ 2. Сопоставьте понимание любви в произведениях Куприна «Олеся»,», «Гранатовый браслет» и др. и произведениях Бунина «Темные аллеи», «Солнечный удар», «Чистый понедельник» и др.

Что сближает авторов в изображении любви?

В чем расходятся писатели?

Тема 20. Поэзия «Серебряного века»

Работа с литературоведческими терминами

Дайте определения терминам:

Модернизм -

Декаданс -

«Серебряный век» -

Белый стих (верлибр) -

Символизм

Прочитайте два стихотворения Д. Мережковского и попробуйте определить основныестилевые черты символизма.

«Сонное» Что это: утро, вечер? Где это было, не знаю, Слишком ласковый ветер. Слишком подобное раю. Все неземное-земное. Только бывает во сне Милое небо такое, Синее в звездном огне. Тишь, глушь, бездорожье. В алых маках межи. Русское, русское – Божье Поле зреющей ржи. Господи, что это значит? Жду, смотрю, не дыша… И от радости плачет, Богу поет душа. *** И жизнь, как смерть. Необычайна… Есть в мире здешнем – мир иной. Есть ужас тот же – та же тайна- И в свете дня, как во тьме ночной.   И смерть, и жизнь родные бездны: Они подобны и равны, Друг другу чужды и любезны, Одна в другой отражены.  

Основные черты символизма:

1.

2.

3.

4.

5.

Акмеизм

№ 1. Проанализируйте стихотворение О. Мандельштама, ответив на вопросы:

***

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то понялись.

Как журавлиный клин в чужие рубежи, -

На головах царей божественная пена, -

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

1. Какое произведение Гомера читает лирический герой О. Мандельштама?

2. Для создания высокого пафоса автор использует слова «мужи», «сей», «царей», «витийствуя».Как называются эти слова?

3. Каким размером написано стихотворение?

4. Какая рифмовка использована в стихотворении?

5. В чем, по вашему мнению, смысл тройного сравнения кораблей с журавлиным выводком, клином, поездом?

Футуризм

1. Прочитайте приведенные стихотворения и определите основные стилевые черты футуризма.

Д. Бурлюк Каждый молод, молод, молод, В животе чертовский голод, Так идите же за мной… За моей спиной. Я бросаю гордый клич, Этот краткий спич! Будем кушать камни, травы Сладость, горечь и отравы. Будем лопать пустоты, Глубины и высоты. Птиц, зверей, чудовищ, рыб. Ветер, глины, соль и зыбь! Каждый молод,молод, молод, молод, В животе чертовский голод, Все, что встретите на пути, Может в пищу нам пойти. В. Хлебников «Заклятие смехом» О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!  

Стилевые черты футуризма: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Соотнесите направления с их характерными принципами:

Направления Характерные для каждого направления принципы
А. Символизм 1)Неприятие реальности, уход в инореальность
2)Поэт-бунтарь, революционер, творец новой реальности
3)интерес к экзотике, средневековью в основном
4) Порочный, замкнутый круг
5) Связь с архитектурой
Б. Акмеизм 6)Безусловное принятие реальности
7) Поэт-маг, шаман, мистик, заклинатель
8)Разрыв с классикой, революционное новаторство в форме поэзии
9)Вечный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего
10) Связь с живописью
В. Футуризм 11)Революционное преображение реальности
12) Поэт-ремесленник, мастер
13) Возвращение к классическим традициям
14) Популярна идея золотого века
15) Связь с музыкой

3. Определите средства художественной выразительности:

1. «Беспокойные цветы»_______________________________________________

2. Если ночи тюремны и глухи \\ Если сны паутинны и тонки_________________

3. «Мечта о подвигах – как детская забава»________________________________

4. «Я все мечты люблю, мне дороги все встречи»___________________________

5. «Царство белого снега»______________________________________________

6. Здравствуй, жизни повседневной \\ Грубо кованная речь!_________________

7. «Невольники воли»_________________________________________________

8. «О! Русь моя! Жена моя!»___________________________________________

9. «Там припомнят кремлевского горца»_________________________________

Тема 21. Творчество Максима Горького

Наши рекомендации